ТЕМЫ
Архив
< Декабрь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Сегодня
Культура

Иркутский книжный фестиваль: «драматургический рецепт» Ивана Вырыпаева и маст-хэв от Галины Юзефович

Иркутск, 22.05.17 (ИА «Телеинформ»), - Семь площадок, 70 издательств и книжных магазинов, 50 приглашённых гостей. Иркутск на три дня превратился в центр притяжения ценителей и любителей литературы. Для горожан и гостей столицы Приангарья работала не только уличная книжная ярмарка с удивительными ценами и выбором, но и лектории, в которых велись разговоры на самые разнообразные темы.

«ДИНОЗАВР» ИВАН ВЫРЫПАЕВ

Одной из площадок первого Иркутского международного фестиваля, где разворачивались мероприятия фестиваля, стала малая сцена ТЮЗа. Приглушённый свет и камерная обстановка располагала к тесному общению с лекторами. В день открытия фестиваля, 19 мая, народу было немного – вероятно, сказалось то, что это была пятница. Тем не менее, желающие послушать о том, что происходит с книгоизданием в России, премьерную читку французской пьесы «Двое голых мужчин» были. Собрались и несколько участников литературного питчинга – нового для Иркутска формата презентации произведения для поиска инвестора.

Открылась площадка лекцией журналиста и издателя Владимира Харитонова, который приоткрыл «завесу тайны» над вопросом, кто и зачем пугает нас цифровым чтением. Он отметил: то, что сейчас происходит в «бумажном» книгоиздании можно смело назвать кризисом и рецессией. Не помогает этому рынку и развитие онлайн-продаж: последние два года они не растут. Книжные магазины закрываются из-за экономических проблем. Читатели в такой ситуации ожидаемо делают выбор в пользу электронных книг или предпочитают читать книги онлайн, потому что это удобно, ассортимент цифровых изданий шире.

– Электронные книги пользуются популярностью там, где мало книжных магазинов. Я думаю, чем дальше от Москвы, тем выше процент читателей, пользующихся цифровым форматом, – считает Владимир Харитонов. При этом меняются и типы гаджетов, которыми пользуются читателей: если ещё несколько лет назад в фаворитах были букридеры, то теперь смартфоны. Уходят в «цифру» и жанры. Сейчас появились уже целые мини-рассказы в формате переписки в мессенджерах, новые площадки для издания книг, в том числе самостоятельного.

Несмотря на конец рабочей и учебной недели малый зал ТЮЗа ожидаемо заполнился к 18.00. Мест откровенно не хватило: кое-кому из гостей пришлось подпирать стенку, кто-то решительно устроился на полу. Тем не менее, никого это неудобство не смутило, тем более, что публика была в основном молодая: ждали не кого-нибудь, а именитого земляка, режиссёра Ивана Вырыпаева. Впрочем, на иркутский книжный фестиваль он приехал в качестве драматурга. Иван Вырыпаев в зал зашёл почти незаметно, слушатели его в сумятице не сразу и узнали.

– Перед вами сейчас выступает динозавр умирающего рода литературного искусства, – обратился он к залу, который, к слову, почти затаил дыхание, без лишних просьб установив тишину в полутёмном помещении театра.

Предметом разговора стала пьеса – единственный вид литературы, который не читают, а смотрят, отметил Иван Вырыпаев. В идеале, зритель в театр должен ходить на пьесу конкретного автора, а не на «жизнь героев» – этот важный элемент на сегодня утрачен. Да и в театре давно «правит бал» режиссёр, а не драматург. Именно он, прочитав пьесу, придаёт ей «форму», через своё видение и сознание пропуская мысль драматурга. По убеждению Ивана Вырыпаева, чтобы сохранить драматургию надо понять, что слово автора и есть «форма» и именно через него проявляется содержание.

– Драматургия рождает театр, а не наоборот. Станиславский согласился ставить «Чайку» Чехова только с третьего раза. Потому что это на тот момент был другой театр – театр Островского, – говорит Иван Вырыпаев.

С другой стороны, не стоит пускаться в «консервацию» классики, например. Театр – не музей и пьеса не должна быть «кринолиновой». В настоящее время театр – это коммуникация, его задача – «что-то сдвинуть» в зрителе и заставить его задуматься над тем, что было актуально, например, в 19 веке, а что сейчас.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПУШКИНЫМ?

В субботу, 21 мая, на малой сцене театра юного зрителя презентовал свою книгу «Градостроительная политика СССР в 1917-1929 годах» заслуженный архитектор России Марк Меерович. Он предпринял попытку проанализировать, как «цивилизационный эксперимент» по построению в отдельно взятой стране «светлого будущего» отразился на проектировании городов.

История советской архитектуры, впрочем, как и большинства других сфер, была полностью подчинена организации общества. Потому и идею города-сада Советы преломили по своему. По первоначальному замыслу английского социолога-утописта Эбенизера Говарда, город-сад должен был стать симбиозом классического города и деревни. Самый центр города – парк, главенствующая форма – круг, промзона – «на задворках».

В СССР это представление об идеальном городе нашло отдалённое воплощение в посёлках городского типа (ПГТ) – небольших населённых пунктах, от сада осталось лишь озеленение. Планировка ПГТ подчинялась схеме прокладки коммунальных сетей, потому была строго очерченной, разбитой на кварталы. Цели так саккумулировать пролетариат, чтобы даже в жилищах возможно было его контролировать, служили и всевозможные бараки и общежития, в которые вселялись фабричными бригадами.

А вот известный учитель литературы, член Гильдии словесников Сергей Волков провёл почти что интерактивный урок, превратив гостей в условных учеников. Зал, к слову, собрался полный, иркутянам хотелось услышать «лайфхак», как же полюбить классику, охоту до которой большинству отбивают ещё в школе.

Сергей Волков рассказал, что в настоящее время разворачивается настоящая битва за то, чем наполнять школьную программу по литературе. Не так давно была предложена новая концепция «трёх столбиков», которая была одобрена даже в Минобрнауки. Словесники предлагали включать в программу 12 конкретных классических произведений, которые невозможно ничем заменить, безусловных авторов с вариантами их шедевров. В третьем столбике может быть всё, что угодно, по выбору учителя. Против концепции выступили как педагоги, так и родители, но самое сильное сопротивление оказали составители ЕГЭ.

Что остаётся делать в таких условиях? Искать контакт с детьми, считает Сергей Волков. Школьникам можно прекрасно и не скучно преподавать классику, было бы желание. Иркутянам он продемонстрировал это на примере урока по творчеству Александра Пушкина. Казалось бы, что нового можно придумать в методике преподавания? На самом деле, вариантов великое множество. Начиная от предложения детям угадать, когда были написаны два разных стихотворения – при этом по стилю их разделяет минимум сто лет, до идеи нарисовать «своего Пушкина». Главное – элемент неожиданности. Не стоит учителю забывать, что урок по литературе многовалентен и в рамках одной темы можно «вытащить» на поверхность различные культурные пласты.

ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ РЕКОМЕНДУЕТ

В заключительный день фестиваля, 22 мая, гости малой сцены ТЮЗа получили возможность узнать, какие иностранные книги должен прочитать каждый. О них рассказали члены жюри и эксперты премии «Ясная Поляна», присуждаемой современным авторам. Вот уже третий год подряд существует номинация для иностранных писателей и их переводчиков. В список входят около 30 иностранных книг. Перечень годится для навигации в мире современной зарубежной литературы, считает литературный критик, обозреватель интернет-издания «Медуза» Галина Юзефович.

Репрезентативен и список номинантов 2017 года, его можно посмотреть на сайте «Ясной поляны». Галина Юзефович выделила из него 12 книг, которые ценители современной литературы должны попробовать «на вкус».

Прежде всего, это «Белый тигр» индийского писателя Аравинда Адиги, переведённый Сергеем Соколовом. По мнению литературного критика, если нужно прочитать что-то одно про Индию, то пусть это будет «Белый тигр». Есть в списке и ещё одно достойное индийское издание, которое, по признанию Галины Юзефович является её любимой книгой, – «Бог мелочей» писательницы Арундати Рой в переводе Леонида Мотылёва.

Ещё одна рекомендация обозревателя «Медузы» – «Вторая жизнь Уве». Это книга родом из Швеции, её автор Эрик Бакман. Также из «экзотики» – «Семь тучных лет» израильского писателя Этгара Керета.

Стоит читателям обратить внимание и на ряд британских произведений – «Шум времени» Джулиана Барнса, «Океан в конце дороги» Нила Геймана, «Погребённого великана» Кадзуо Исигуро. Подборка американской литературы от Галины Юзефович представлена «Рассечением Стоуна» Абрахама Вергезе, «Сыном» Тома Майера, «Возлюбленной» Тони Мориссон , «Безгрешностью» Джонатана Франзена и «Маленькой жизнью» Ханьи Янагихары. Эту книгу, кстати, в номинацию премии «Ясная поляна» включила сама Галина Юзефович.

Критик предупредила: не все из этих авторов могут приглянуться, это значит, что каждый должен искать своё. Кроме того, полный список номинантов также оставляет место для выбора. В нём ещё можно найти авторов из Франции, ЮАР, Словении, Перу и Италии. Кроме того, в доступе и лауреаты прошлых лет.

Напомним, Иркутский международный фестиваль проходил с 19 по 22 мая в рамках программы «Пространство Библио-Сибирь», реализуемой Фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело» в партнерстве с En+ Group и Ассоциацией «Межрегиональная федерация чтения».

Материал подготовила Алёна Кашпарова, фото предоставлены организаторами

ТЕПЕРЬ: новости культуры в Иркутске и области — в Telegram

Читатель Толстов: обзоры литературных новинок
Загрузка...

Новые фильмы: ежемесячные обзоры от ИА Телеинформ

Иркутская афиша Время золотых полтинников: что происходило в рок-музыке 50 лет назад? Иркутская VIP-прослушка: что слушают известные иркутяне?

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Свидетельство о регистрации СМИ — ИА №13-0386 выдано 19 ноября 2002 г. Восточно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске