ТЕМЫ
Архив
< Июнь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Сегодня
Новости культуры в Иркутской области

Искусствовед Мария Санти рассказала иркутянам о разных подходах к искусствоведению

Иркутск, 16.03.20 (ИА «Телеинформ»), - В иркутской областной юношеской библиотеке имени Уткина 11 марта выступила с публичной лекцией искусствовед из Москвы Мария Санти. В рамках фестиваля «КнигаМарт» она рассказала, «о чем молчат в музеях».

Напомним, основная программа книжного фестиваля проходила с 13 до 15 марта в иркутской «Молчановке». Публичная лекция в юношеской библиотеке стала одним из первых мероприятий проекта.

Мария Санти рассказала, что в этом году увидела свет ее книга «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях» – краткий путеводитель по искусству Запада в форме «забавных фактов и запоминающихся сплетен». Книга, по ее словам, написана в качестве начального этапа знакомства с художниками.

– Откуда я беру информацию? Я читаю хорошие книги про художников. Отбирать хорошие позволяет искусствоведческое образование и чувственный опыт – другими словами, начитанность и насмотренность. Первое дает образование, когда ты читаешь-читаешь-читаешь с небольшими перерывами на сон. Второе – это то, что не может быть заменено словами, когда ты сам ходишь по музеям и своими глазами видишь картины. Обучить этому знанию невозможно – оно приобретается самостоятельно, – рассказывает Мария Санти.

Говоря об искусствоведческой литературе, она отметила, что есть два подхода к рассказу о биографии художника. В первом случае автор исходит из того, что жизнь – это данность: некий суперчеловек явился в этот мир, чтобы создать великие произведения, которые сами материализуются под его руками без малейших усилий, а каждый его шаг был предопределен и неизменен. Во втором автор понимает, что жизнь – это выбор, в том числе неправильный, слабый или трусливый, но художник при этом находится не в вакууме, а в социуме, который влияет на его поступки.

– Например, есть Питер Пауль Рубенс – очень умный, амбициозный и властный человек, лидер по натуре. А есть Никола Пуссен, который вообще не хотел ехать ко двору, быть королевским живописцем и участвовать в придворных интригах, но его вынудили прямым шантажом, – приводит примеры Мария Санти. – И мудрый биограф показывает, что у художника были такие-то ситуации, он находился в такой-то среде, что он был живой человек.

По мнению искусствоведа, в искусствоведческих биографиях художников, вышедших на русском языке, превалирует как раз первый тип изложения, в отличие от переводных книг. С другой стороны, она не исключает, что в России переводят лучшие образчики творчества, и массив проходных книг об искусстве остается в своих странах. Как еще один пример первого подхода Мария Санти привела двухтомную биографию Винсента Ван Гога, которую написали Стивен Найфи и Грегори Уайт-Смит, по ее словам, полную «пафоса и придыханий».

– Кстати говоря, Ван Гог был изначально раскручен как «несчастный человек, который хотел любви, а жестокий мир не понял его, и он сошел с ума». Но это, на самом деле, не так: сохранились его письма, из которых ясно видно, что он – образованный человек, читавший даже Льва Толстого. Его часто называли душевнобольным из-за того, что он писал яркими красками: это тоже не так. Если он и заболел, то вследствие повышенной чувствительности, которая развилась, в частности, из-за того, что он пользовался вредными красками, а не наоборот. Будь это иначе, у нас из всех домов для душевнобольных выходили бы сплошь великие художники, – заявляет Мария Санти.

Также она отметила разницу между российской и западной искусствоведческими школами: на Западе, по ее словам, больше популяризаторов, «там не считается зазорным говорить по-человечески». В России не так.

– Я это связываю с советским строем и с тем, что у нас искусство заменило собой религию. У нас полно разговоров о «благородной игре линий», «изысканном колорите», «оригинальном композиционном решении». И это безликое описание, по сути, применяют к любой картине в любом музее вместо того, чтобы рассказать посетителям какие-нибудь факты о самой картине, о жизни художника, – делится искусствовед.

Однако ситуация в России, считает она, сейчас меняется с приличной скоростью. Приходит новое поколение искусствоведов, которое «не боится говорить», как их старшие коллеги, испытавшие на себе тяжесть советского строя.

О «КнигаМарте»:

  • «КнигаМарт» – международный книжный фестиваль, программа которого включает лекции и мастер-классы, спектакли, презентации книг, круглые столы, книжное ток-шоу. Среди направлений «КнигаМарта» – художественная литература, нон-фикшн, книговедение, национальная литература, конкурс «Лучшая книга года», детская программа и программа Байкальского заповедника.
  • «КнигаМарт» впервые прошел в марте 2019 года в Иркутске, Усолье-Сибирском, Черемхово и Ангарске – в нем приняли участие 105 лекторов и экспертов, события фестиваля посетили 6000 человек.
  • Организаторы фестиваля – Иркутская областная научная библиотека имени Молчанова-Сибирского, фонд «Новый Альянс», АНО «Центр культурных инициатив «Буквица» и Фонд сохранения памяти и развития наследия Юрия Ножикова. Партнеры – министерство культуры и архивов Иркутской области, Иркутская нефтяная компания и конкурс социальных проектов «Губернское собрание общественности».

 
Читатель Толстов: обзоры литературных новинок
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)