ТЕМЫ
Архив
< Апрель 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Сегодня
Общество

Стоит ли Патриарху всея Руси Кириллу освящать Байкал? Как к этому относиться?Телеинформ собрал часть мнений просвещенных экспертов

Москва, Иркутск, 20.11.15 (ИА «Телеинформ»), - Одной из сенсаций уходящей недели стала новость о намерении Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла освятить озеро Байкал. Новость вызвала широкий резонанс в социальных сетях — при этом, как минимум в иркутском сегменте интернета, преобладают суждения скептические, граничащие со злой иронией. Телеинформ попытался выяснить мнения сведущих людей — как можно было бы расшифровать и истолковать намерение главы РПЦ (если оно, конечно, вообще будет реализовано).

Напомним, что о намерении Патриарха сообщил общественный деятель, поэт и путешественник Владимир Исайчев на одной из дискуссионных площадок проекта «Дни Байкала» в Москве. Он рассказал, что решение было принято по итогам встречи с главой РПЦ, где обсуждалась ситуация вокруг Байкала, который страдает от многочисленных экологических проблем. Патриарх Кирилл выразил озабоченность в отношении того, что происходит на территории Прибайкальского нацпарка и поддержал предложение исследователя совершить чин освящения озера. Ожидается, что ритуал будет совершён в ходе следующей рабочей поездки патриарха в Восточную Сибирь.

  • Иллюстрация: типичный пример иронической реакции - известный блогер Сергей Шмидт в своем аккаунте FaceBook дает совет провести обряд освящения Байкала...с Шаман-камня.

Многие, не искушенные в делах Православия люди — задаются естественными вопросами: как можно освящать уже и без того «Священный Байкал»? Как быть с «принадлежностью» Байкала другим местным конфессиям? Каковы вообще границы «зоны действия освящения», если учесть, что Байкал — это, по сути, целое внутриконтинентальное море, а вместе с водосборной площадью — занимает большую часть Восточной Сибири, т.е. ощутимый фрагмент континента Евразия? Все эти вопросы накладываются на сложившееся спорное отношение современных российских граждан к месту РПЦ в общественно-политической жизни страны. Телеинформ попытался узнать мнения людей, по долгу службы и по убеждениям призванных разбираться в подобных вопросах с точки зрения общественного и культурного диалога (мнения спикеров, представляющих однозначно антиклерикальную позицию, в данном опросе сознательно не учитываются: в намерения агентства входит получить максимально доброжелательную и сбалансированную точку зрения). Естественно, приведенные мнения не ограничивают все возможные взгляды на сенсационную новость о намерении Патриарха Кирилла освятить Байкал.

К сожалению, очень кратко отказался комментировать новость известный православный публицист протодиакон Андрей КУРАЕВ. Его отношение к теме, судя по всему, выражается фразой:

— Патриарх мог сказать что угодно и не факт, что РПЦ вообще его поддержит.

Зато вполне развернутый (и наполненный специфической терминологией) комментарий Телеинформу дал Кирилл ФРОЛОВ, глава Ассоциации православных экспертов (Москва):

— Я всецело приветствую святейшего патриарха Кирилла в этом его намерении, потому что освящение природных мест - это рассказ людям о замысле Бога в отношении земли и природы в целом.

В освящении Байкала есть глубокий патриотический смысл. Огромный природный ресурс, уникальный по чистоте Байкал – это то, что дано именно России и русскому народу. Чтобы Россия и все ее народы выполнили свою историческую миссию – стали оплотом добра, свободы и справедливости на земле.

России действительно даны уникальные природные ресурсы, чтобы мы сохранили их, приумножили, взрастили. Сейчас перед Россией стоит очень важная задача новой индустриализации, но она должна быть в гармонии с экологией. То есть индустриализация и сохранение уникальных природных комплексов, таких как Байкал, не противоречат друг другу, а взаимодополняют. Именно церковные рецепты индустриализации примирят индустриальное и экологическое начала.

К таким случаям освящения природных объектов можно отнести крещение, когда церковь освящает воду, все водные богатства – реки и озера. Вода становится другой, изменяются ее свойства. Согласно православным канонам, крещенская вода является символом освящения водных ресурсов, освящения природы и возвращения природе ее изначальной функции – служению Богу.

Более сбалансированную позицию, с точки зрения диалога церковной и светской части общества, занимают профессиональные гуманитарии.

Сергей ФИЛАТОВ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» (Москва):

— Различные опросы и наблюдения показывают, что у наших людей очень сильно развито чувство святого, гораздо больше, чем у других. И эти чувства людей нельзя подвергать критике и клевете, резко выражаться о духовенстве и так далее.

Зачастую на такие вещи православного характера реакция людей, которые в церковь вообще не ходят, даже сильнее. И подобные случаи принимают за какие-то магические, языческие явления. Я думаю, что с Байкалом именно такая ситуация, поэтому такая реакция.

Таким образом, в какой-то степени церковь увеличивает свое влияние, в какой-то степени остается в плену у архаичных представлений, тянется за не очень современным сознанием.

Вообще, в разных формах освящение чего-либо очень распространено. Сейчас я не могу сказать, освящали ли ранее пруды, реки или же другие природные объекты, но это все не особо отличается от стремлений освятить свои квартиры, автомобили и офисы. Так устроено сознание многих людей.

Дмитрий КОЗЛОВ, канд. ист.наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, научный директор МИОН :

— Здесь, как говорится в старинном еврейском анекдоте, «хуже не будет». Вопрос, будет ли лучше, но хуже не будет точно. Однако возникает проблема другого свойства. Народная песня «Славное море, священный Байкал» сделала «Священный Байкал» устоявшимся мемом. Если мы перезапускаем процесс освящения, то часть строчек, по всей видимости, придётся переписывать. Кроме того, получается, что процесс освящения отменяет предыдущую святость, противоречит традиции.

Если же мы подходим к Байкалу серьёзно, то стоит помнить, что Байкал существовал задолго до Православия. Он перпендикулярен религиозному отношению к миру. Байкал сам по себе отношение и сам по себе Мир с большой буквы. При попытке размышления о Байкале, действия человеческие выглядят довольно суетливо. С этой точки зрения заявление, что некто «собирается освятить всё озеро Байкал» выглядит довольно амбициозно. С этим можно сравнить сотворение нового мира. Претензия сопоставима с идеей творения. Я бы не взял на себя такую смелость.

Помимо того, что Байкал определён как «Славное море» народом, есть ещё проблема конфессиональная. Исторически Байкал связан с шаманизмом, буддизмом и в какой-то мере синкретизмом как таковым, то есть содружеством религий и экуменического отношения к озеру в том числе. В этом контексте, если рассматривать любой обряд, который совершается по отношению к Байкалу, как что-то серьёзное, а не как некую инфляцию, то стоит пригласить представителей других религий. Иначе это смотрится вызовом со стороны Православия. Или надо как-то зоны влияния поделить. Наверное, стоит подумать о сотрудничестве с другими историческими религиями России.

Следующая тема связана с институтом Православия в современной России как таковым. Мы помним, что на дно Байкала опускался Президент, но решить проблему загрязнения озера тем самым как-то не получилось. Хотелось бы, чтобы акция Патриарха (если она состоится) не была вещью в себе, а содержала какие-то дополнительные усилия заботы об озере со стороны государства. Пока это выглядит так, будто в условиях кризиса остаётся только обряд освящения, а целевые программы, связанные с заботой об экологии, будут забыты. Все говорят о кризисе туристической зоны на Байкале и кризисе экологическом, о проблемах, которые возникли нынешним летом. Хочется пожелать, чтобы религиозные обряды не подменяли собой научные и экологические практики. Иначе возникнет то, что называется симулякром, то есть действиями, лишёнными смысла, но наполненными ерундой.

Конечно, обряд освящения в Православии и христианстве в целом необходимый. Он связан с освящением вод, с освящением сакральных объектов. Однако, из того, что известно о намерениях Патриарха, предполагается, что в Байкале что-то надо «поправить на тонком уровне». Я не специалист по тонкому уровню, но Патриарху стоит подумать о какой-то технике безопасности. Если мы говорим о Байкале как о целом мире, в том числе мире на «тонком уровне», то стоит подумать о процессах, которые может запустить этот непродуманный обряд освящения целого мира. Все мы слышали, что в Байкале на уровне «тонкого мира» идут сложные процессы, и нам не дано предугадать последствия вмешательства.

И конечно, в порядке совета: я бы подумал о скромности подхода. Не стал бы претендовать на освящение всего озера. Может быть, это будет не освящение, а, например, покаяние. Может быть, стоит подумать о закладке небольшой церкви. Мероприятие не должно выглядеть как пиар, должен быть какой-то момент реального сопереживания судьбе Байкала и России.

Телеинформ напоминает, что в данном опросе принципиально не представляются мнения, отражающие воинствующе-антиклерикальную позицию. Они достаточно ярко представлены в социальных сетях. Также естественно, что представленные мнения — не отражают полноценно всей палитры мнений на тему "можно ли освятить Священный Байкал?".

 
О чем пишут иркутские колумнисты и блогеры?
О чем пишут иркутские колумнисты и блогеры?
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске