ТЕМЫ
Архив
< Декабрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Сегодня
Политика

Первая весенняя грязь: В Иркутской области де-факто стартовала предвыборная кампания в Госдуму

Иркутск, 23.03.16 (ИА «Телеинформ»), - Кампания по выборам в Госдуму в Иркутской области хоть де-юре и не началась, фактически уже стартовала и, как прогнозируют наблюдатели, будет довольно «грязной» по методам ведения борьбы.

Черный пиар, получивший широкое применение в 90-е годы и, казалось бы, с тех пор успешно отринутый политтехнологическим сообществом, возвращается на новом витке. Впрочем, наряду с «новыми технологиями» дискредитации, используются и старые методы. Так, в Иркутской области на днях зафиксированы уже два факта «закидывания грязью» конкурентов. Первый – порча баннеров одного из вероятных претендентов на мандат в Госдуму, экс-сенатора Олега Канькова. Второй залп – проанонсированный на днях выпуск передачи Андрея Караулова с «компроматом» на другого кандидата-«тяжеловеса» - Сергея Тена. Стоит отметить, что оба состоят в «Единой России» и в разное время занимали статусные должности в партии.

С просьбой дать оценку как этим фактам, так и в целом возможному использованию в грядущей кампании «грязных технологий», Телеинформ обратился к представителям экспертного сообщества.

  • Как считает политолог Сергей Беспалов, «масштаб возможного применения грязных технологий в России описывается знаком бесконечности»:

- Чтобы многое стало ясно, я дам небольшую вводную. Вследствие новой нарезки одномандатных избирательных округов Иркутск оказался «размазан» между тремя округами. В округах иркутский электорат занимает от 30 до 40% каждого округа. Это значит, что в каждом округе будет минимум трое иркутских мужчин, претендующих на место Госдуме. Три человека на каждом округе, уверенных, что получат мандаты в Госдуму, поскольку имеют на то средства.

Всего имеется 14 партий, которые имеют право выдвигать кандидатов без сбора подписей. Это значит, что по факту в каждом округе точно заявится 14 человек, из которых, чисто математически предполагая, зарегистрируют 10. То есть, будут какие-то ошибки, будет предвзятость работы комиссии в отношении каких-то лиц. В каждом округе будут гарантированно избираться по три состоятельных человека и 10 прочих кандидатов. Победить в такой ситуации, теоретически, можно, набрав 30-32% голосов. При этом отрыв от второго места будет минимальным.

Наработанный опыт летних избирательных кампаний показывает, что летом практически нереально вести агитацию. В каждом округе будут люди, которые будут все эти вводные осознавать. Это не откровение, это примитивная электоральная математика, которая универсальна. Соответственно, если я пораньше «завалю» человека, которого считаю своим оппонентом, то у меня появится шанс набрать больше голосов. Исходя из этого, я думаю, что «грязи» будет много. Заказчиков всех этих процессов надо искать среди всех этих обеспеченных мужчин в каждом округе. Сам факт смены губернатора, смены поколений, выборы на фоне высокой конкуренции предполагают накал борьбы.

  • По мнению политолога, доцента кафедры Мировой истории и международных отношений ИГУ Сергея Шмидта, применение «грязных» технологий на выборах (учитывая, что в одномандатных округах их давно не было) не удивляет:

- Лично я не делю избирательные кампании на грязные и чистые. Все избирательные кампании грязные – черный пиар или, как политкорректно выражаются некоторые политтехнологи, «деструктивные технологии» - это неотъемлемый элемент любых кампаний, в любых странах. «Чистыми» бывают только административные назначения, да и то, мягко говоря, не всегда. Посмотрим на ситуацию с гипотетической передачей Андрея Караулова, персонально посвященной депутату Государственной Думы Сергею Тену. Убежден, что не простой человеческий (и даже не простой профессиональный) интерес к Тену движет ее автором. Я бы даже сказал, что Караулов оказывается очередным героем традиционных для Иркутской области политических сюжетов. Выяснять политические отношения друг с другом через федеральные СМИ - это давняя традиция иркутской региональной политики, восходящая ко временам чуть ли не Бориса Говорина. Так что появление заказных материалов в федеральных, проще говоря, московских СМИ никого не должно удивлять.

Про Андрея Караулова (с его передачей) многие уважаемые мной люди говорят как о типичном журналисте из категории «на нем клейма ставит негде». На подобной журналистике вполне можно исследовать, как устроен «медийный шантаж» по-российски. Такие передачи могут служить сигналом, приглашающим того или иного политика к сговорчивости. Могут представлять собой завуалированный счет об оплате невыхода какого-то выпуска передачи в свет. Могут предлагать оплатить отказ от продолжения темы в последующих других выпусках. Короче, весь медийно-шантажерский набор услуг. Не исключаю, что со скидками для постоянных клиентов.

Тут интереснее другое. Фигура Сергея Тена заинтересовала заказчиков проанонсированной передачи (кто эти заказчики - можно только догадываться) еще до какого-либо активного начала кампании в области. Тен входит в пока небольшое количество тех, кто точно будет участвовать в кампании - хотя бы на уровне праймериз. Информационный выпад в его адрес - это намек на то, чтобы он отказался от участия в выборах. Такой выпад, с одной стороны, свидетельствует о том, что Тен воспринимается потенциальными конкурентами как слишком серьезный соперник, который может осложнить им ведение кампании, или борьба с которым потребует вложения слишком серьезных ресурсов. С другой стороны, это свидетельствует о серьезности самой политической жизни в Иркутской области накануне выборов в Думу. Свидетельствует о том, что не все в нашей региональной политике решается «сепаратными переговорами» основных игроков, о чем так много говорят в последнее время.

Что касается испорченных баннеров Канькова, то я уже и не припомню выборов, на которых баннеры каких-нибудь кандидатов не подвергались бы якобы стихийному вандализму. Это обычная история, уверен, что в штабах заранее закладываются на изготовление двух-трех дополнительных серий баннеров. То, что это произошло до начала активной фазы кампании, может быть объяснено тем, что Каньков по сути первым эту кампанию и начал. Кто раньше начал – раньше и получил грязью или колюще-режущим предметом по баннеру.

Не стал бы делать вывод о том, что сама кампания будет эксклюзивно грязной, исходя из того факта, что грязь полилась раньше обычного. Это ничего не значит. Видимая избирателям часть кампании (то есть, не стратегия кампании как таковая, не ее содержательный замысел) обычно определяется конкретными ситуационными обстоятельствами, а они в процессе кампании могут быть любыми, самыми непредсказуемыми. По крайней мере, ни в одном из штабов полностью спрогнозировать их никто сейчас не сможет. То есть, кампания может оказаться и очень грязной, и относительно стерильной. Не стоит впадать в тоску раньше времени.

  • Политолог Юрий Пронин отмечает, что грань между «критичным» и «клеветническим» материалом очень тонка на выборах, и переход «черты» допустимого должен иметь правовые последствия:

- Вопрос по «черным технологиям» не очень простой, поскольку требует определения грани между жёсткой критикой и «грязью». Это не очень просто сделать, поскольку если мы будем реагировать на любые негативные слова в том смысле, что это «грязь», то мы должны признать, что любая избирательная кампания состоит исключительно из позитивных вещей. Не спорю, они должны быть. Но, наверное, избиратель вправе знать, какие у претендентов на политическую должность есть негативные стороны, причём очень важные для избирателя. Если сами кандидаты говорить о них не хотят, будет говорить кто-то другой. Этот «другой» может руководствоваться разными целями, чаще всего, конечно, в силу конкуренции. Тем не менее, можно ли назвать такую информацию «грязью» или чем-то другим? Информация также может быть разной: правдивой, не совсем правдивой или совсем не правдивой.

Конечно, критические моменты в кампании должны быть, но есть некая грань. Возможно, она не так легко определима. Но, в принципе, к негативным материалам я отношусь спокойно. Так же, как и к позитивным. Если, подчёркиваю, материал имеет отношение к действительности. Конечно, если это клевета, должен быть судебный порядок. Наверное, законодательство должно предусмотреть оперативный судебный порядок для предвыборных кампаний.

  • Кандидат юридических наук, специалист по конституционному праву, известный иркутский юрист Алексей Петров отмечает, что проблема использования «грязных», «серых» избирательных технологий является в определенном смысле вечной просто потому, что не все способны выигрывать выборы без их использования – не говоря о том, что в принципе не все способны выигрывать выборы.

- Такие технологии зачастую компенсируют отсутствующие у кандидатов и политических сил навыки общения с людьми, политическое чутье, а иногда и просто общую культуру и интеллектуальное начало, - отмечает эксперт. - Само по себе это, конечно, прискорбно. С другой стороны – уже сам факт существования различных незаконных механизмов ведения предвыборной борьбы побуждает задуматься о том, как с этим бороться. В этой связи обращает на себя внимание временной аспект происходящего: отмеченные инциденты с потенциальными кандидатами в депутаты Госдумы имеют место еще до официального начала избирательной кампании.

Как известно, законодательство о выборах со всеми его многочисленными детально прописанными процедурами, ограничениями и запретами регулирует в основном те правоотношения, которые складываются именно во время организации и проведения выборов. Например, статус кандидата возникает с момента выдвижения гражданина в качестве кандидата – даже если такой гражданин объявил о намерении участвовать в выборах задолго до того, как они назначены. Иными словами, избирательное законодательство «не дотягивается» до тех вопросов, которые хотя и связаны с выборами, но возникают до их начала. Между тем влиятельные политические силы и отдельные политические деятели defacto могут вести и зачастую ведут свои кампании задолго до официального объявления выборов. Поэтому федеральному законодателю пора прислушаться к специалистам по вопросам избирательного права, которые давно обращают внимание на эту проблему.

 
Отслеживать: Досье раздела
Современный Китай: мифы и реальность
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Свидетельство о регистрации СМИ — ИА № ФС 77 - 75717, выдано 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске