ТЕМЫ
Архив
< Февраль 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Сегодня
Политика

Возвращение прямых выборов мэра Иркутска: актуальная повестка или политтехнологический прием? Комментарии иркутских экспертов

Иркутск, 30.06.15 (ИА «Телеинформ»), - Тема возвращения прямых выборов мэра Иркутска снова попала в поле зрения общественности на этой неделе. Поводом для этого послужило обвинение, прозвучавшее из уст депутата областного парламента Владимира Матиенко в адрес врио губернатора Иркутской области: лидер регионального отделения «Гражданской платформы» заявил ряду СМИ, что Сергей Ерощенко выступил против возвращения прямых выборов.

Между тем, как выяснилось, глава региона предложил просто перенести рассмотрение законодательной инициативы о возвращении прямых выборов мэра Иркутска с июня на сентябрь этого года, поскольку очевидной срочности в этом вопросе нет. Дело в том, что даже в случае принятия предлагаемых депутатом изменений, закон может применяться только после истечения срока полномочий действующего мэра Иркутска - то есть, не ранее, чем через пять лет. Именно поэтому сейчас корректировка законодательства, с точки зрения правительства Иркутской области, нецелесообразна. Концептуальное изменение порядка избрания мэра необходимо тщательно проработать, провести ряд консультаций – время на это есть, сообщили «Телеинформу» в регправительстве.

  • Комментируя инициативу Владимира Матинко, руководитель "Политической экспертной группы", политолог Константин Калачев обращает внимание на то, что позиция депутата противоречит федеральной установке "поменьше популизма – побольше реальной работы":

- Уважаемый депутат игнорирует федеральные тренды. Отказ от прямых выборов мэров - это составная часть реформы МСУ. Да, регионам формально дана возможность выбора. Но по факту есть рекомендации отдавать предпочтение системе непрямых выборов. Аргументы очевидны: в условиях кризиса популисты особенно опасны. Муниципальные бюджеты оптимизируются, времени на прохождение избранными яркими ораторами основ муниципального управления и бюджетного процесса нет. Пока избранный мэр пройдет курс молодого бойца, город может оказаться в глубокой яме. Потому основная ответственность за все возлагается на губернаторов.

Вообще же, оба механизма формирования власти в городе - прямой и непрямой - имеют свои достоинства и недостатки, отмечает эксперт:

- Обычно самым популярным методом избрания у жителей мегаполисов являются прямые выборы. Но они несут в себе риски, которые не очень устраивают федеральный центр. Они демократичны, но к власти в городах часто приходили совершенно некомпетентные люди, главным достоинством которых было отсутствие комплексов при обещаниях чудес. При этом видимость того, что демократия есть, соблюдалась. Потом мэры становились участниками многочисленных уголовных дел. Потом наступало похмелье. Желая подстраховаться и подстраховать регионы, Москва затеяла реформу МСУ. Прямые выборы мэров оказались не в тренде. Городские и областные депутаты повсеместно поддерживали отказ от них. Можно ли сейчас валить все на губернаторов? Можно. Справедливо это? Нет. Губернаторы действовали в заданном дискурсе. Сейчас экономическая ситуация в стране достаточно сложная, идет секвестирование бюджетов всех уровней, а у глав регионов и жителей региональных столиц нет времени на то, чтобы тот человек, который станет мэром, потом проходил курс управленческого ликбеза.

Уверен, что Сергей Ерощенко, как гражданин, не против прямых выборов мэров. Но как губернатор он осознает свою ответственность и ориентируется на сложившийся в стране тренд. В других исторических условиях можно будет вернуться к прямым выборам мэра Иркутска. Заодно будет возможность сравнить эффективность мэра, выбранного прямым путем, и из числа депутатов. Сейчас мэр избран, будет руководить городом пять лет, а о возврате прямых выборов можно говорить по истечение сроков его полномочия и при иной экономической ситуации в стране.

  • Председатель Общественной палаты города Иркутска, заслуженный юрист РФ Сергей Шишкин напоминает: нынешняя модель выборов мэра Иркутска предлагается законодательством, наряду с другими вариантами. Причем, все эти модели являются демократичными в равной степени, и если и говорить о чем-то, то о целесообразности и уместности использования того или иного варианта:

- В мае 2014 года действительно предполагалась правовая возможность выбрать вариант прямых выборов. Тогда и губернатор, и депутаты поддержали эту модель. Но потом законодательство изменилось, для всех регионов были предложены дополнительные модели. И депутаты Законодательного Собрания приняли решение избирать мэра по наиболее целесообразному, но не менее демократичному варианту - из числа депутатов Думы Иркутска. Этот вариант также позволяет учитывать мнение избирателей, потому что они напрямую выбирали местных депутатов. Следует отметить также, что инициатива по выбору модели исходила не от губернатора, а от депутатов. Еще один важный момент - федеральный тренд, в соответствии с которым в большинстве областных столиц была принята модель выборов мэров из числа депутатов местных дум. Тренд не случайный и находящийся в рамках законодательства об МСУ.

На мой взгляд, заявление Владимира Матиенко о том, что губернатор против прямых выборов мэра, продиктовано, скорее, желанием поднять шум на волне предвыборной кампании, и не связано с реальным правовым процессом.

  • Политолог, доцент кафедры Мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей Шмидт, комментируя ситуацию, высказал уверенность в том, что прямые выборы мэра Иркутска, рано или поздно, вернутся:

- Но произойдет это не под давлением оппозиции, а решением действующей власти, административным путем. Что касается позиции Владимира Матиенко, то в ней видятся элементы политического и даже политтехнологического лукавства – его действия вполне понятны и даже оправданы: нужно же поддерживать «новостийность» и «хорошее политическое лицо» своей партии, которая сейчас находится в разобранном состоянии. Надо создавать хоть какую-то повестку для вероятного участника губернаторских выборов от «Гражданской платформы». Так что, я думаю, что Матиенко в данном случае поступает правильно. Более того: когда прямые выборы будут возвращены, у него будут аргументы для того, чтобы приписать это возвращение к своим заслугам. Для политика это совершенно нормально.

  • Политический обозреватель Галина Солонина напоминает: действующий руководитель региона никогда не был сторонником отмены прямых выборов на муниципальном уровне – именно при Сергее Ерощенко выборы мэров напрямую населением вернулись в Ангарске,Братске и Усолье-Сибирском:

- Бывает ложь, бывает наглая ложь, а бывают заявления политиков. Именно так я бы охарактеризовала этот "политический выдох" Владимира Матиенко. В принципе, чего и следовало ожидать. Информационная атака продолжается.

По сути, у Ерощенко пытаются выбить из рук один из его главных козырей. Муниципальная перезагрузка, которую он произвел в Иркутской области, основывалась именно на возвращении прямых выборов. И вернул их не кто-нибудь, а именно Ерощенко. Назовем белое черным – и получим обратный эффект. Скажем, что он отнял прямые выборы мэров у народа – и вот эта самая муниципальная перезагрузка превращается в нечто непонятное и необоснованное.

Правда, у этой идеологической конструкции есть несколько слабых мест: во-первых, Сергей Ерощенко открыто выступал за возвращение прямых выборов и реализовал эту идею в Иркутской области, чему есть фактическое подтверждение. Во-вторых, прямые выборы состоялись и сейчас они уже дали позитивные плоды в Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском.

Но ставка сделана на Иркутск. Здесь, как и во многих областных и краевых центрах по стране, депутаты муниципальных дум проголосовали за изменение избирательной системы. Эта инициатива идет от федерального центра, она входит в непубличную часть антикризисной программы. Но выступать против Владимира Путина Владимир Матиенко не готов. Такое милое лукавство свойственно политикам, принадлежащим к альтернативным (но не оппозиционным) политическим партиям. Попытка бороться за звание «любимой жены» рядового Сухова.

Примечательно, что Сергей Ерощенко не высказывался в поддержку введения новой системы выборов мэра Иркутска. Правда, он ее и не критиковал, что вполне логично – губернатору, находящемуся в президентской обойме, было бы глупо вести себя демонстративно. Вполне ожидаю, что как только федеральный центр удостоверится в социально-политической стабильности в стране, Иркутск станет одним из первых городов, которые вернут себе прямые выборы мэра. Вопрос о перспективе ближайших двух-трех лет.

 
Отслеживать: Досье раздела
Современный Китай: мифы и реальность
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске