| Новости Байкала: наука, экология, туризм | |
| 17.08.2020 |
Иркутские коммунисты требуют пересмотра закона, позволяющего РЖД рубки и строительство в ЦЭЗ Байкала |
|
Иркутская область, 17.08.20 (ИА «Телеинформ»), - В Иркутске состоялось рабочее совещание по вопросу «Проблемы правового регулирования и обеспечения экологической безопасности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Оно проходило 17 августа, организатором выступил комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Среди участников – депутаты Госдумы Михаил Щапов, Юрий Афонин, Нина Останина, вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Ольга Носенко, члены фракции КПРФ в ЗС и первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко. Организаторы мероприятия уверяют: депутаты из других фракций также подтвердили свое участие в мероприятии, однако не пришли на него. Основные проблемы, которые обсуждались – разрешение на сплошные рубки и обход экологической экспертизы на прилегающих к Байкалу участках железной дороги, перспективы включения Байкала в число «федеральных территорий», а также другие вопросы экологического и природоохранного законодательства. Больше всего беспокойства у участников совещания и присутствовавших там общественников вызвали спешно принятые Госдумой изменения в федеральное законодательство, включая закон о Байкале, позволяющие проводить вблизи железной дороги сплошные рубки и вести там строительство без прохождения экологической экспертизы. – Законопроект «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который был принят 31 июля Госдумой, вызвал серьезные обсуждения, – отметил заместитель председателя комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы Юрий Афонин. – Несмотря на уверения РЖД, что рубки будут на небольшой площади, этот закон никаких правовых гарантий не устанавливает, и какие это будут рубки, никто предположить не может. – Сплошные рубки на Байкале в границах центральной экологической зоны допустить ни в коем случае нельзя, – настаивает и Михаил Щапов. – Гарантировать это может только отмена поправок, внесенных в июле в закон «Об охране озера Байкал». Также нужно отменить изменения в закон об экологической экспертизе – ее необходимо сохранить как инструмент контроля за безопасностью работы объектов РЖД, это позволит вести публичный общественный контроль за развитием БАМа и Транссиба. Соглашение же, которое действующая власть планирует заключить с РЖД, не обеспечит прозрачности и подконтрольности работ, как нас пытаются убедить. Ольга Носенко заявил, что принятые изменения могут привести к экологической катастрофе, которая нанесет гораздо больший ущерб, чем недавняя авария на Норникеле на Таймыре, последствия которой для экологии оцениваются в 148 млрд рублей. Участники совещания считают, что необходимо требовать конкретизации – где именно и на каких площадях РЖД планирует проводить рубки и вести строительство. А до этого предлагается не допустить юридического применения закона. Обсуждались и другие экологические проблемы региона. – Все проблемы Байкала лежат исключительно в правовой плоскости, – уверен Михаил Щапов. – Охрану Байкала и жизнедеятельность на его берегах регулирует огромный массив правовых актов, причем значительная их часть – это не законы, а постановления, приказы, инструкции министерств и ведомств, которые вообще не обсуждаются публично. В результате возникают противоречия, дублирование, слабая правоприменительная практика в почти всей существующей законодательной базе о Байкале. Нужно пересмотреть закон «Об охране озера Байкал» и на уровень закона перенести все запреты, постановления и распоряжения, считает депутат. Тогда любые изменения норм будут обсуждаться в Госдуме, а значит механизм принятия станет прозрачным и публичным. – Также необходимо пересмотреть сами запреты и ограничения, в том числе установленный правительством список запрещенных видов деятельности, – отметил парламентарий. – Недавно Минприроды взялось за его пересмотр, однако вместо облегчения режима, в проекте постановления появились новые абсурдные запреты. Например, предполагается запретить производство продуктов биотехнологическими методами – это поставит крест на производстве молочных продуктов, хлеба, сыра в поселках на побережье Байкала. Он также подчеркнул, что актуальным остается запрет на борьбу с вредителями леса в Центральной экологической зоне – новая редакция постановления допускает какие-либо меры в этом направлении только в случае введения ЧС. – Еще один документ, который нужно изменить – это 63-й приказ МПР, устанавливающий нормы очистки воды, – отметил Михаил Щапов. – Напомню, его называют «приказом дистиллированной воды» как раз за нереально жесткие требования. Взявшись довести требования к воде до технически достижимых, в результате Минприроды РФ обнародовало еще более жесткие требования. Это делает совершенно невозможным строительство очистных на Байкале. Также участники совещания считают недопустимым перевод Байкала в федеральное подчинение. – Вся предыдущая практика показала, что у Минприроды нет ни достаточного финансирования, ни необходимых компетенций, ни реального представления ситуации, чтобы решать проблемы Байкала, – заявил Михаил Щапов. – Если федеральные власти считают, что у нас на Байкале бардак, пусть сперва разгребут свой правовой бардак в законодательстве об охране Байкала, где нормы противоречат друг другу и выходят за рамки здравого смысла.
Тэги: |







































