ТЕМЫ
Архив
< Август 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Сегодня
Новости Байкала: наука, экология, туризм

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

Слюдянский район, 27.07.20 (ИА «Телеинформ»), - Кругобайкальская железная дорога стала доступнее для туристов. С запуском рельсового автобуса, курсирующего в удобное время, поход выходного дня для тех, кто хочет подробнее познакомиться с уникальным инженерным сооружением, теперь планировать гораздо проще. Подробности – в материале «Телеинформа».

«Кругобайкалка» в особом представлении не нуждается, она постоянный участник списков «маст-хэв» для туристов всех калибров. В иностранной прессе сооружение часто упоминается среди самых живописных железных дорог мира: пролегая у подножия скал Олхинского плато и вдоль озера Байкал, она даёт возможность путешественнику познакомиться с микрокосмом Южного Прибайкалья во всём его многообразии.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

Чтобы увидеть этот памятник инженерной мысли и человеческим возможностям, каждый может выбрать для себя подходящий вариант: кому-то нужен комфорт, который может обеспечить туристический поезд, кому-то хочется измерить железнодорожный путь собственными ногами. Рельсовый автобус, который ходит в удобное время, позволяет сберечь и силы, и деньги. По стоимости обычной электрички КБЖД можно проехать насквозь от Слюдянки до порта Байкал, где ждёт переправа из порта Байкал на причал Рогатка в посёлке Листвянка Иркутского района. А можно и отправиться в двухдневный, если нет времени, желания и подготовки для всего 84-километрового пути, маршрут с возвращением в Слюдянку вечером в воскресенье за 10 минут до отправления электрички в Иркутск.

Музей инженерной мысли

Западный участок Кругобайкальской железной дороги, который сейчас больше туристический, чем инфраструктурный объект, как и остальные, появился благодаря строительству Сибирского железнодорожного пути, позже поименованного Транссибирской магистралью. Это был самый сложный для освоения участок, где строителям и инженерам пришлось противопоставить опыт и мастерство силам природы.

– Строитель, пришедший сюда в 1899 году долиной Ангары, встретил необыкновенные технические трудности, Олхинское плато на протяжении всего участка стенообразно обрывается здесь в озеро, берег в значительной степени сохранил свой тектонический рельеф. Сложенный очень прочными кристаллическими породами – гранитами, гнейсами, кристаллическими сланцами, – он сравнительно мало подвергся изменениям за миллионы лет, по конфигурации мало изрезан и практически не имеет глубоких и удобных бухт для приема и отстоя судов. Тем не менее суровые климатические условия, которые способствуют интенсивным процессам физического выветривания, высокая сейсмическая активность благоприятствуют развитию скальных обвалов и осыпей, – писал в книге «Здравствуй, Байкал!» известный исследователь, просветитель и краевед Валентин Брянский.

Непростые природные условия требовали нестандартных решений. Именно поэтому на западном участке КБЖД пробили через отроги 38 двухпутных тоннелей, общая протяжённость которых составила 7,2 км, 14 отдельно стоящих галерей и 47 галерей, удлиняющих тоннели, а также мосты, которые встречаются чаще, чем многие другие инженерные сооружения. Всего на КБЖД возвели 424 инженерных сооружения.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

– Тоннели и каменные галереи на Кругобайкальской железной дороге – это немногие сохранившиеся нетиповые, то есть, нигде больше не встречающиеся и, что очень важно, не переделанные российские железнодорожные сооружения начала XX столетия. Стоит заметить, что почти все тоннели, по крайней мере, на Транссибе, переделаны, – увеличены в габаритах, – пишет кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта в журнале «Земля Иркутская» за 2002 год. – Хотя металлические мосты и каменные трубы по своей конструкции типовые, применение их в сложном рельефе – яркая страница инженерных решений. Если при возведении тоннелей где-то приходилось действовать эмпирическим путем, то, начиная с выбора местоположения того или иного моста, с применения того или иного расчетного отверстия и, заканчивая глубиной заложения каменных устоев – всё рассчитывалось персонально для каждого конкретного моста.

Что касается арочных каменных мостов-виадуков, то каждый из них индивидуален даже на КБЖД, встретить подобные сооружения на других российских железных дорогах просто невозможно.

Для облицовки тоннелей применяли естественный камень, входы в них архитектурно оформлены, на каждом есть гравировка с датами строительства. Кстати, при строительстве инженерных сооружений тогда начали использовать и самый современный на тот момент материал – железобетон. Технические условия на его применение ввели в 1908 году, а второй строительный период на КБЖД начался спустя три года. Потому, пишет Александр Хобта, все мосты и водопропускные трубы на западном участке КБЖД были из него: если до того времени все российские железные дороги имели 56 железобетонных мостов, то только здесь их было поставлено около двухсот.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

– Очень высокая покилометровая насыщенность инженерными сооружениями в сочетании со сложными условиями работ ставит КБЖД в один ряд с интереснейшими железными дорогами мира. Если на участке от истока Ангары до Култука расположить один за другим около 570 объектов первого строительного периода, то в среднем через каждые 150 м будут стоять либо тоннель, галерея, мост, подпорная стенка, либо линейная постройка, что, безусловно, вкупе со своеобразным рельефом местности создает поразительные локальные ландшафты, – рассказывает Александр Хобта.

Нельзя не напомнить и о том, что ветка строилась ценой неимоверных человеческих усилий: лишь некоторые тоннели прорубались с помощью электро- и пневмоперфораторов. Железнодорожные пути и вовсе укладывали исключительно вручную.

Но в 1950 годах Кругобайкальская железная дорога пришла в упадок: с одной стороны запустили железную электрифицированную дорогу через Олхинское плато, с другой стороны началось строительство ГЭС и часть ветки от порта Байкал до Иркутска попала под затопление. Долгое время КБЖД была фактически забыта, и только в 1970 годах сюда снова пришёл человек. Сначала были скалолазы, потом потянулся и пеший турист. Рюкзак, палатка, спальник, необходимая снедь и комплект сменной одежды – и мы тоже пополнили их ряды.

Маршрут «Удобный»

Новый рельсовый автобус, который Байкальская пригородная пассажирская компания запустила с начала июля 2020 года, теперь позволяет составить весьма интересный маршрут, укладывающийся в 36 часов 30 минут и максимум 726 рублей, в зависимости от станций отбытия и прибытия. На утренней электричке, которая отправляется со станции Иркутск-Сортировочный в 9.01, можно добраться до конечного пункта назначения – Слюдянки, куда пригородный поезд прибывает в обед. Рельсовый автобус в сторону порта Байкал отправляет отсюда в 13.49, а это значит, что есть целый час, чтобы и с уникальным слюдянским вокзалом из белого мрамора познакомиться, и до берега Байкала прогуляться.

Но есть и другой, более насыщенный для любителей походов, вариант. Начинается он с популярного маршрута от станции Тёмная Падь до деревни Старая Ангасолка. Путь здесь пролегает по хорошо протоптанной тропе через лес. Вдоль неё встречаются обустроенные пикниковые зоны, перекинут новый и более безопасный мост через речку Ангасолка – это работа Прибайкальского нацпарка, в границы которого входит лес на пути к КБЖД. В начале тропы находится пункт нацпарка и если туристы заранее не оформили разрешение на посещение леса, то это можно сделать прямо на месте. Льготная стоимость, помимо традиционных категорий, предусмотрена и просто для жителей Иркутской области: всего 50 рублей. На маршрут по тропе уходит от 40 до 60 минут, в зависимости от подготовки и темпа туриста. Общая его протяжённость составляет около 2,5 километров.

Уже в Старой Ангасолке встречаются инженерные сооружения «Кругобайкалки»: стометровая галерея «Ангасольская 1» и мост. Стоит отметить, что мосты на КБЖД строили дважды, потому по соседству в той же Старой Ангасолке можно увидеть красивый каменный арочный виадук, который давно не эксплуатируется, а рядом бетонный мост. По словам Александра Хобты, это эстакадного типа сооружение для России того времени было новаторским.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

К Старой Ангасолке рельсовый автобус прибывает в 14.34. Дизельный поезд, рассказывает пресс-секретарь БППК Елена Банько, оснащен двумя моторами на 600 лошадиных сил каждый. Это позволяет ему разгоняться до 100 километров в час. Но рельеф, по которому проложена КБЖД, диктует свои условия, потому скорость здесь составляет 25-45 километров в час для любого подвижного состава. Это обусловлено требованиями безопасности: в любой момент на дороге может произойти обвал, а поезду необходимо время, чтобы успеть затормозить. В последний раз камнепад случился в прошлом году, а в 2018 году во время обвала погиб рабочий. Сейчас на том месте установлена памятная табличка.

Кстати, именно из-за того, что прочная каменная порода Олхинского плато порой показывает людям, «кто в доме хозяин», на КБЖД и появились галереи: если тоннели пробивали сквозь скалы, то галереи пристраивали снаружи, чтобы защитить железнодорожные пути от обрушения камней, хотя в первоначальном проекте их не было. О галереях задумались в 1903 году, когда несколько дождливых дней спровоцировали обвалы.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

Рельсовый автобус отличается от обычных электричек даже внешне: обтекаемые формы хвостовых вагонов, мягкие кресла, откидные столики. Состав состоит из четырёх вагонов на 136 мест. Но уже очевидно, что составность нужно увеличивать.  Благодаря удобному времени он от выходных к выходным становится всё популярнее и у туристов, и у местных жителей, говорит билетный кассир Оксана Дивеева.

– Но больше едут туристы на этом поезде. Местным тоже нравится этот маршрут, потому что он удобный, отправление у него днём, а не ночью. Кроме того, теперь каждый день можно ездить, – рассказывает она. – В первую поездку со мной ехали пассажиры, которые раньше и просили, и писали заявление, собирали подписи, чтобы запустили такой маршрут. Это были иркутяне, и они были очень довольны, что добились своего.

Ранее по КБЖД ходили только туристические поезда и легендарная «мотаня». Первый не всем доступен по цене, вторая рассчитана на местных жителей, потому субботних рейсов у этой электрички нет совсем, в будни она отправляется в два часа ночи, чтобы к семи утра людей привезти в Слюдянку, а в воскресенье она идёт из Слюдянки в порт Байкал, не совпадая с расписанием парома в Листвянку.

Место для жизни

От станции в Старой Ангасолке можно отправиться до любой остановки на свой вкус. Мы, пронырнув на рельсовом автобусе несколько тоннелей, добрались до деревни Баклань на 129 км дороги (для Кругобайкальской дороги, кстати, сохранился исторический километраж от станции Иннокентьевской, ныне Иркутска-Сортировочного), откуда и стартовали на первый участок пешего маршрута.

Кстати, всего вдоль «Кругобайкалки» расположено 12 поселений и пять турбаз, в основном, в долинах рек, которые и называются падями. Посёлки на всём пути очень разные: от относительно больших, как Маритуй и Половинная, до крошечных. Баклань – совсем маленькая деревушка, здесь постоянно живут всего пять человек, ещё несколько наездами. Тут же стоит дом 1908 года постройки, некогда брошенный, но восстановленный силами местной жительницы Елены Красновой в 2007 году.

– В этом здании раньше был магазин, в другой части, которая сейчас совсем разгромлена, находилось станционное помещение, а потом красный уголок. Есть белая пристроенная будка для киномеханика, – рассказывает она.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

Внешне здание выглядит крепким и основательным, не перекошено и без гнили. То, что он вообще сохранился, – большая удача. По словам женщины, вдоль КБЖД многие постройки из листвяка в своё время были разобраны на дрова.

Быт местного населения нехитрый: есть скот, растёт картошка. На дрова идет валежник, который скатывается со скал, поскольку заготавливать как положено их здесь нельзя. Воду добывают из Байкала. Поскольку к берегу ведёт отвесный спуск, летом её качаются насосом, зимой, когда озеро покрывается льдом, прибегают к старой русской смекалке. Рядом со спуском установлена конструкция, внешне чем-то напоминающая колодезный механизм. От неё до рельсы на берегу Байкала, уходящей в воду, протянута проволока, на которую с помощью ролика троса цепляют ведро, спускают в прорубь во льду и поднимают обратно барабаном с рукояткой.

Рядом с Бакланью находится и первая галерея, а за ней тоннель Бакланий Убур протяжённостью 323 метра. Некогда мыс Большой Бакланий Убур был пристанищем бакланов, потому и получил своё название. На верх тоннеля ведет обходная тропа, по которой можно добраться до дзота – огневой точки, которая была устроена в целях защиты от возможного нападения японцев.

По маршруту до Киркиреев

От 129 километра путь лежит по ходу поезда в сторону порта Байкал. Основная сложность в пешем путешествии по КБЖД – найти удачное место для лагеря, учитывая труднодоступность воды из-за сложных спусков к ней. Самый оптимальный вариант встать рядом с ручьём и самым популярным местом для стоянки на этом отрезке является мыс Киркирей, где на 122-123 километрах находятся два бок о бок стоящих тоннеля с каменным руслом для одноимённого ручья. Здесь же находится остановочный пункт для подвижных составов, площадка с навесом и смотровая площадка на Байкал.

Киркирей – в целом знаковое место, об этом свидетельствуют и памятные таблички со стороны иркутского портала тоннеля. Киркирей-3 или тоннель №18-bis, по которому и идёт железная дорога, построен в обход обвалоопасного участка, он один из самых сложных на КБЖД, второй по протяжённости после Половинного и занимает 637 метров. Рядом с ним расположен тоннель, изначально построенный, но так и не введённый в эксплуатацию из-за слишком большой опасности обвалов.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

В тоннеле №18-bis произошла стыковка Сибирской железной дороги. Это случилось 14 сентября 1904 года, последний костыль здесь торжественно забил министр путей сообщения Российской империи Михаил Хилков. Тоннель высотой 9 метров, шириной 8 метров и галерея с западной стороны потребовали 17 тысяч 403 килограммов динамита. Ближе к выходу в сторону Иркутска с потолка тоннеля начинает капать вода: о себе даёт знать ручей. Для него построили уникальную систему водоотвода: акведук, дренажные штольни в три яруса, соединённые шахматными колодцами за каменной кладкой скалы. Они по лоткам, расположенным под тоннелем, отводят ручей в Байкал.

До Киркирея путники преодолеют пять тоннелей разной длины – от совсем коротких до весьма длинных, извилистых, в которых не виден портал с иркутской стороны, а значит, понадобится фонарик. В некоторых из них есть боковые выходы, фактически «окна» с видом на Байкал, и штольни. Основное их назначение заключено в сбросе лишней породы в озеро при проходке тоннелей.

Успеть до Половинной

Если первый день путешествия даётся легко, поскольку нет необходимости торопиться на транспорт, то второй день лучше спланировать, учитывая собственные силы и подготовку. Нельзя не отметить, что «шпальный» поход, тем более с грузом за плечами, весьма специфичен и занимает при этом большую часть маршрута без возможности передвигаться по тропинкам вдоль полотна. Потому даже оставшиеся от Киркиреев до посёлка Половинная в живописном распадке и комфортным выходом к Байкалу 13 километров могут измотать так же, как пешеходная тропа с подъёмами и спусками.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

До Половинной на пути встречаются ещё пять остановочных пунктов, с которых можно уехать в сторону Слюдянки, и три тоннеля. Вполне можно закончить своё путешествие в посёлке Маритуй. Это административный центр Маритуйского МО, из которого фактически идёт всё управление населёнными пунктами от Баклани до Шумихи. Посёлок находится на 119 километре железной дороги, он был основан в 1902 году при первой очереди строительства КБЖД. Здесь построили и школу, и интернат, была своя церковь, до сих пор обращает на себя внимание необычная архитектура оставшихся построек. Естественно, после того, как ветка стала тупиковой, население отсюда начало переезжать и, по последним данным, в Маритуе осталось около полусотни жителей.

Станция в посёлке Половинная на 110 километре встречает рельсовый автобус в 16:01, потому чем раньше выйти с Киркиреев, тем спокойнее можно дойти до конечной точки маршрута, успевая знакомиться с окружающей природой. Перед выходом, опять же, стоит запастись водой: по пути только однажды встретится более или менее доступный ручей, где можно будет снова её набрать. На 117 километре стоит тоннель № 15 Косой Убур с пристроенной галереей протяжённостью 112 метров, ещё через два километра – 88-метровый Асаламовский. После этого пять километров маршрута проходит по открытой местности и извивам железной дороги вдоль озера Байкал без тоннелей.

В Половинной турист найдёт две крайности: самый короткий и самый длинный тоннели на КБЖД. «Вход» в посёлок предваряет 32-метровый Малый Половинный тоннель, который также носит название Чайкин утёс или Скорлупка. А ещё – тоннель Желаний. По легенде, если загадать желание, и не дыша пробежать по нему, оно обязательно сбудется.

Море справа, слева горы: маршрут по КБЖД стал доступнее

Сам посёлок расположился на берегу одноимённой бухты и самой крупной речки на западном участке КБЖД Большой Половинной. Топомним связан с тем, что река делит расстояние между станциями Култук и порт Байкал ровно наполовину. Через Большую Половинную  во время сооружения первого пути с 1902 по 1905 годы построили сначала железный мост длиной 60 метров, а во второй очереди строительства проложен арочный железобетонный виадук, который занимает уже 84,8 метра. Всего же со 129 до 110 километра расположено более 15 мостов разного типа.

С восточной стороны посёлка через мыс Половинный, который глубоко врезается в Байкал, будто прикрывая могучей спиной бухту от ветров, пробит самый длинный на «Кругобайкалке» тоннель. Его длина составляет 778 метров. Но в отличие от остальных сооружений на КБЖД он абсолютно прямой, без изгибов, потому его видно насквозь. Тоннель строился с 1902 по 1904 годы, о чём свидетельствуют выбитые даты на входе в него, а символический камень в свод тоннеля в мае 1902 года заложил всё тот же Михаил Хилков.

Бухта Половинная – место очень живописное и притягательное для туриста. Турпоезд делает здесь остановку на 40 минут. Для полноты картины в ретро-стиле тут установлен паровоз. По признанию многих, это один из самых красивых распадков на КБЖД. Здесь же на катерах выходят в «море», сюда же причаливают круизные суда и заканчивается двухдневный пеший поход по «Кругобайкалке».

СПРАВКА:

  • Электричка № 6306 в субботу отправляется со станции Иркутск-Сортировочный в 9.01, от станции Иркутск-Пассажирский – в 09.17. На о.п. Темная Падь прибывает в 12:00, в Слюдянку-1 – в 12.32. Цена билета: 188 и 221 рубль соответственно.
  • Рельсовый автобус № 6203 в субботу из Слюдянки-1 в сторону порта Байкал отправляется в 13.49, с остановочного пункта 149 км (Старая Ангасолка) – в 14:34. В порт Байкал прибывает в 18.43. Стоимость проезда: 157 и 122 рубля соответственно.
  • Отправление парома из порта Байкал до причала Рогатка: в 20:15. Стоимость составляет 71 рубль.
  • В воскресенье рельсовый автобус № 6204 отправляется из порта «Байкал» в 14.12 и прибывает на станцию Слюдянка-1 в 18.28. С расписанием остановок по КБЖД можно ознакомиться на сайте БППК.
  • Электричка № 6329 из Слюдянки-1 отбывает в 18.28. На станцию Иркутск-Пассажирский прибывает в 21.48, на станцию Иркутск-Сортировочный – в 22.03.

Алёна Кашпарова, фото автора и Елены Петровой,  Телеинформ

 
Материалы эколого-географической газеты «Исток»
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)