ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сегодня
Новости Байкала: наука, экология, туризм

Михаил Щапов: чтобы сохранить Байкал и защитить права людей, нужно искать иной подход к регулированию жизни на побережье

Иркутская область, 25.08.21 (ИА «Телеинформ»), – С 1 января 2021 года старый перечень запрещенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкала, штопанный-перештопанный, с массой поправок, перестал действовать.

Он был установлен правительственным постановлением №643 почти двадцать лет тому назад и устарел. К нему с самого начала была масса претензий, а многочисленные правки их не снимали. Вместо него в силу вступило новое постановление, с обновленным перечнем, за который ученые, депутаты, региональные власти целый год бились с Минприроды РФ.

  • Получилось ли то, чего они добивались? Узнаем из комментария депутата Госдумы РФ Михаила Щапова, который представляет прибайкальские территории и прекрасно знает, с чем сталкиваются его жители:

«Главной проблемой прежнего перечня была его неадекватность – как в части необходимой защиты озера, так и в части обеспечения нормальной, комфортной жизни людей в ЦЭЗ БПТ, соблюдения их прав. Кроме того, расплывчатые формулировки давали огромное поле для толкования его норм правоохранительными органами. Однако принятый документ, хотя и снял наиболее одиозные запреты, кардинально жизнь к лучшему на прибрежных территориях не изменил.

Да, главное, что он сделал – отменил запрет на строительство в границах поселений. Ситуация, когда невозможно поставить новый дом взамен обветшавшего или сгоревшего, построить социальное жилье, школу, сделать пристрой к садику – ненормальна. Она нарушает базовые права жителей прибрежных поселков. Сейчас эта проблема снята. И это очень важный шаг. При этом нужно понимать, что никаких послаблений не произошло: на побережье Байкала все так же нельзя было строить экологически-опасные здания и сооружения. Просто обычные жители поселков теперь могут ремонтировать и перестраивать свои ветхие дома.

Мы также видим ряд послаблений, сделанных специально для инфраструктурных проектов: рекультивации отходов БЦБК, реконструкции Транссиба и строительства дороги на Ольхоне. Последнюю, напомню, президент России Владимир Путин поручил построить еще в 2017 году после обращения к нему жителей острова, но до сих пор это было невозможно из-за имевшихся в прежней версии документа ограничений. В части дороги – это скорее положительное решение. Многочисленные грунтовки изуродовали Ольхон, природа еще долгие годы будет залечивать эти раны. Вместе с тем нужно понимать, что строительство дороги увеличит турпоток и, как следствие, антропогенную нагрузку. Нужны расчеты, возможно, ограничения, но это не вопрос данной статьи.

Удалось и убрать откровенно нерабочие новации из документа. Так, благодаря активной позиции Сибирского отделения РАН получилось убедить Минприроды России исключить запрет на биотехнологические методы обработки продуктов, который изначально фигурировал в проекте постановления. Если бы его оставили, жители прибрежных поселков остались бы без пекарен (брожение дрожжей – это тоже биотехнология), не смогли бы производить йогурты, заниматься сыроварением.

Удалось сохранить возможность для строительства и развития фермерских хозяйств - для них сделали исключения в запрете на строительство за пределами населенных пунктов. Разрешено строительство линейных объектов (ЛЭП, например) не только для природоохранных нужд, но и для жилого сектора.

В остальном документ никак не стимулирует экономическое развитие территории, не отвечает на вопрос: как при имеющемся ограничительном законодательстве Прибайкалье должно развиваться, а система охраны озера совершенствоваться?

Вместе с тем, новый перечень точно так же содержит размытые формулировки, что позволит надзорным органам вольно толковать положения постановления. А риск новых конфликтов между правоохранителями и проживающими в ЦЭЗ гражданами сохранятся.

Например: от принятого документа больше всего ждали, что он прямо разрешит строительство очистных сооружений на Байкале. Однако мы снова получили неясную формулировку, над толкованием которой эксперты начали спорить с первого дня действия перечня.

В итоге складывается парадоксальная ситуация. Запрет на строительство КОСов вроде как продиктован заботой о Байкале. Но на практике нечистоты сливаются в Байкал и эффект получается обратный – озеро испытывает серьезную нагрузку.

Напомню, что документ обсуждался весьма бурно. На федеральном портале regulation.gov.ru, где публикуются проекты законов, в поддержку проекта данного перечня высказалось всего 26 человек, против – 11 576. Ученые, общественники, депутаты внесли массу предложений, которые не были учтены. Понятно, почему – документ не преследует цели обеспечить достойную жизнь людям в условиях разумных ограничений. Не помогает он и сохранять озеро для будущих поколений. Документ просто решает ряд проблем для крупных лоббистов и органов власти.

На протяжении всей своей депутатской деятельности я обращал внимание правительства на то, что все законодательство, касающееся Байкала, нуждается в аудите, начиная с ФЗ «Об охране озера Байкал». Законодательство противоречиво, нормы конфликтуют друг с другом, формулировки не точны. Оно и защищает экологию озера и не защищает, и делает жизнь людей на его берегах практически невозможной.

Совершенно бессмысленно латать отдельные правовые акты – без системной работы мы не решим ни одной проблемы. Государству прежде всего необходимо определиться со стратегией в отношении Байкала: что мы хотим от озера – обнести его забором и никого к нему не пускать или дать территориям вокруг него развиваться в рамках реальной защиты озера?

Сегодня же, не зная, что делать или не желая выбрать четкую стратегию, государство просто на всякий случай запрещает всё и вся. Идет серьезная атака на местных жителей, серьезному давлению подвергаются их имущественные права. Даже на реализацию прямых поручений президента у профильных ведомств уходят годы.

Режим тотальных запретов дорого обходится и экономике, и местным жителям, и экологии озера. Если мы хотим сохранить Байкал для будущих поколений и при этом защитить права наших граждан, нужно искать совершенно иной подход к регулированию жизни на побережье и в акватории».

Михаил Щапов: чтобы сохранить Байкал и защитить права людей, нужно искать иной подход к регулированию жизни на побережье

 
Новости байкальского туризма
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)