ТЕМЫ
Архив
< Ноябрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Сегодня
Новости Байкала: наука, экология, туризм

В перечень видов деятельности, запрещенных на Байкале, внесут изменения: мнение эксперта

Иркутская область, 21.07.20 (ИА «Телеинформ»), - В перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, будут внесены изменения.

Как рассказала управляющий партнер Межрегиональной экспертной службы «Legal-FS» Юлия Саенко, Минприроды России 14 июля внесло на рассмотрение проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

- Постановление Правительства РФ №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» было принято еще в 2001 году. В новом проекте предусмотрено решение многих проблем, выявленных в правоприменительной практике действующего перечня, который на сегодня является огромной проблемой для развития территорий, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ. Многие формулировки, использованные в 643-м Постановлении, не имеют под собой научного обоснования, другие – просто философического свойства. Например, такие, как «незатронутые природные территории» или «системы жизнеобеспечения». Невозможность установить истинную волю законодателя, понять, что же из предложенных запретов является необходимой мерой для охраны природы, а что – необоснованным препятствием для нормальной жизни местного населения, - отметила Юлия Саенко.

Новый проект Постановления находится в открытом доступе, что открывает возможность для экспертного сообщества его проанализировать и обсудить, чтобы не допустить новых блокирующих или неоднозначно трактуемых норм.

- Начнем с самого злободневного вопроса – возможности развития населенных пунктов, расположенных в ЦЭЗ БПТ - комментирует Саенко. – Пункт проекта Постановления 10 устанавливает запрет на «строительство на территориях, расположенных за границами населенных пунктов, зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особых охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, особых экономических зон туристско-рекреационного типа». На первый взгляд, эта норма открывает возможности для строительства в населенных пунктах, чего нет в действующем перечне запрещенных видов деятельности. Однако за пределами границ населенного пункта прослеживается четкая зависимость любого строительства от целей развития ООПТ и ОЭЗ, что представляется не совсем верным. Установленный запрет не позволяет строить что-либо в целях развития населенных пунктов. Дозволения, предусмотренные другими пунктами перечня, будут работать только как исключения, установленные в целях развития ООПТ и ОЭЗ соответственно. Так, например, мы не сможем протянуть газопровод для местного газоснабжения, построить сооружения для водного транспорта, используемого жителями населенного пункта в личных целях и пр. Любое строительство за пределами границ населенного пункта будет служить исключительно целям ООПТ и ОЭЗ.

Эксперт отмечает, что норма, позволяющая обработку, обезвреживание или утилизацию отходов в пределах земельных участков, отведенных специально для этих целей, в редакции 10-го пункта проекта Постановления, вынудит размещать такие объекты исключительно в границах населенных пунктов, с чем вряд ли будет согласно местное население.

Также вопросы вызывает положение, устанавливающее запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию уникальных объектов. К ним относятся любые объекты, для которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: 1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок – более чем 250 метров; 2) пролеты более чем 100 метров; 3) наличие консоли более чем 20 метров; 4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

- Не совсем ясно, чем, например, консоль в 21 метр где-нибудь в здании в Байкальске может повлиять на экологию? Считаю, что эта норма заблокирует возможность рассмотрения проектов уникальных объектов, которые были бы кстати на территории предполагаемого развития, - отмечает Юлия Саенко.

Пункт 21 проекта Постановления предусматривает запрет деятельности по размещению вновь образуемых отходов производства и потребления. «Сам собой напрашивается вопрос: временное размещение тоже недопустимо? Эта тема имеет большое практическое значение. Так, например, при планировке участка отсыпку ПГС правоохранители часто путают с «отвалом» и наказывают, указывая на экологическое правонарушение. При таком подходе перекосы и в данном случае неизбежны: только что образовавшиеся отходы, которые складированы и ждут часа вывозки, также могут быть квалифицированы как «размещение отходов производства и потребления», причем в любом, даже незначительном, количестве», - отмечает эксперт.

Пунктом 4 установлен запрет «на санитарно-оздоровительные рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением указанных рубок при введенном режиме чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера, связанной со вспышками массового размножения вредителей леса, и (или) за пределами границ зоны чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера».

- У меня возникли следующие вопросы, на которые авторы проекта Постановления, вероятно, знают ответы. Поэтому хотелось бы, чтобы эти ответы были опубличены, - отмечает эксперт. – Итак, при каких показателях, применительно к ЦЭЗ БПТ, вспышка размножения вредителей леса будет считаться массовой? Как установить законность определения площади территории, которая расположена «за пределами границ зоны чрезвычайной ситуации», но на которой, согласно положениям данного пункта, можно проводить санитарно-оздоровительные рубки погибших и поврежденных лесных насаждений? Если ответы на эти вопросы больше философического свойства, то злоупотребления неизбежны: всякая группа «биовредителей» может считаться массовым размножением.

Возражения вызывает также п. 5, устанавливающий запрет на разведку и разработку новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами, за исключением разведки и разработки новых месторождений в целях добычи минеральных, термальных, радоновых вод.

- Этот пункт является усовершенствованной редакцией абзаца 8 действующего перечня, - констатирует эксперт. – Однако вопрос «незатронутости территорий» остался неразрешенным, учитывая возможность его неоднозначного толкования. Каким образом определяется «незатронутость» эксплуатационными работами, учитывая, что месторождение новое? Учитывается ли при этом срок давности проведенных когда-то работ? Как определяются границы ранее «затронутых» эксплуатационными работами месторождений и следует ли проводить работы строго в этих границах либо можно выйти за их пределы? Какой орган уполномочен дать оценку данным фактам?

По оценке экспертов Legal-FS, документ нуждается в доработке, при этом необходимость скорейшего совершенствования действующего перечня запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ БПТ очевидна.

 
Новости байкальского туризма
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)