Новости Байкала: наука, экология, туризм | |
20.12.2024 |
На Байкале зимой 2024-2025 ведётся тщательный мониторинг туристских активностей |
|
В Иркутске представители заинтересованных ведомств рассказали об опасностях зимних развлечений и о ледовой обстановке на реках и на Байкале. Заместитель начальника Иркутского Гидрометцентра Наталья Домбровская напомнила, что зимний период на севере области в 2024 году начался в обычные сроки, в середине октября, а в южных произошла задержка, зима наступила позже, в начале ноября. В ноябре были термические аномалии, также была нетипичная ситуация с осадками. Всё это влияло на процессы ледообразования. По сути, зимой наблюдались положительные температуры, оттепели (они отмечались даже на севере области). В конце ноября наблюдались положительные ночные температуры, этого в такой период в некоторых частях области не бывало никогда. Эти условия повлияли на сроки ледостава, а также на качество льда. Из-за перепадов температуры процессы ледообразования запаздывали на 6-7 дней, особенно в Ангарском бассейне, на Лене всё происходило ближе к норме. Ледостав в некоторых местах региона отставал на 20 дней. На данный момент, 20 декабря, толщина льда по области составляет 20-50 сантиметров. Байкал замерзает постепенно, с севера на юг, в течение 30-35 дней. Но в 2024 году, в январе, средняя часть Байкала замёрзла в последнюю очередь. Установление ледостава в открытой части озера ожидается в северной и средней части – во второй декаде января 2025 года, в южной части – в третьей декаде января (это позже нормы на 7-12 дней). Начальник Центра ГИМС ГУ МЧС по Иркутской области Андрей Карепов объяснил, что ледовые переправы эксплуатируют в северных районах региона, так как там надёжный лёд. Сейчас там работает восемь ледовых переправ. Планируется открыть ещё 26 переправ. В целом должно быть около 70 переправ по всему региону, но это пока под вопросом. Андрей Карепов также рассказал, что на Байкале на время праздников будут работать оперативные группы МЧС и МВД, для соблюдения безопасности на воде. Все развлекательные мероприятия также согласовываются и контролируются МЧС. Ведомство в том числе проводит мониторинг социальных сетей, чтобы отслеживать все мероприятия, походы, маршруты и так далее. С организаторами проводятся разъяснительные беседы. В целом, эта работа уже практически завершена. Некоторые организаторы переносят сроки проведения из-за состояния льда. Прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Дарья Лазук напомнила о том, что на Байкале становятся популярными суда на воздушных подушках (в основном хивусы). Количество лицензионных перевозчиков за 2024 год выросло в два раза (92 судна). Хивусы должны обязательно иметь лицензию, так как возможны травмы (а у пассажиров должна быть страховка). Пассажирам лучше уточнять информацию о лицензии у капитанов. Прокуратура в целом стремится полностью легализовать все суда на Байкале. Помимо этого направления ВСТП выявляет стихийные ледовые переправы. Прокуроры применяют меры реагирования к главам муниципалитетов, а такие переправы ликвидируются. Также ВСТП планирует совместные рейды с другими ведомствами для пресечения опасной езды на «буханках» по льду. Этим надзором также занимается Прибайкальский национальный парк. Против таких водителей и этой зимой планируется принимать меры административного характера, иногда в таких случаях – и уголовного. В Листвянке открыли линейный пункт полиции «Байкал», в том числе для контроля сферы туризма, безопасности плавания, выездов на лёд. С марта сотрудники в ходе рейдов вместе с ГИМС выявили 300 административных правонарушений. Начальник Восточно-Сибирского территориального отдела Госморречнадзора МТУ Ространснадзора по СФО Максим Мосин допускает, что количество лицензионных хивусов этой зимой на Байкале будет более 100. Теперь активно используют хивусы не только на юге Байкала, но и на севере, и на стороне Бурятии (Чивыркуйский залив). Максим Мосин отмечает, что людей надо подталкивать, чтобы они лицензировали свои суда. ГИМС, прокуратура и МВД проводят работу по этому направлению. Он напомнил о важности страхования пассажиров, так как в этом случае гражданин может получить компенсацию. Специалисты также напомнили, что путешествия по льду Байкала на внедорожниках с «ледовыми капитанами» также незаконны и запрещены (как и на «буханках»), так как подвергают пассажиров опасности. Транспорт может двигаться только по разрешённым ледовым переправам. |