ТЕМЫ
Архив
< Июль 2025 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Сегодня
Новости Байкала: наука, экология, туризм

Сакральные места Байкала: что нужно знать туристу, чтобы не попасть впросак

Земли у Байкала, как и само озеро-море, издавна считались у проживающих здесь народов священными. Но были и особо почитаемые места, о которых слагали мифы и легенды, куда не всякому было позволено пройти, места особой силы, где, по верованиям шаманистов, обитали духи и грозные боги.

С тех пор много воды утекло в Байкал, а вера в уникальную силу озера только крепнет и продолжает привлекать сюда тысячи жаждущих сакральности. Чтобы рассказать об этих точках на карте Прибайкалья, о том, что можно, а чего нельзя делать в «местах силы», Телеинформ обратился к шаманам, краеведам, этнографам и гидам.

Ольхон – сердце северного шаманизма

Наиболее известное из таких мест (и самое посещаемое) – остров Ольхон, с его «визитной карточкой» - скалой Шаманкой с 13 сэргэ (священные столбы-коновязи). Также священными считаются мыс Хобой на самой северной оконечности острова и гора Жима на восточной стороне.

Скала Шаманка (которая располагается собственно на мысе Бурхан), по легенде, является природным храмом, главным призрачным дворцом эжина – духа и властелина острова Ольхон Хана Хутэ-баабая. «Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера. Раньше в ней проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, там был поставлен алтарь Будды. У подножия скалы сохранилась надпись на санскрите, древние рисунки шамана с бубном у входа в пещеру со временем исчезли […] В течение продолжительного времени на шаманском мысе совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья», - так описывает священную скалу краевед, писатель и путешественник Сергей Волков.

Шаманка считалась местом, к которому женщинам было запрещено приближаться ближе чем на две версты, а мужчинам надлежало проходить мимо него с величайшей осторожностью, в тишине, и даже копыта коней заматывали шкурами, чтобы не потревожить шумом шагов грозное божество Ольхона. И тем более ни в коем случае женщинам и детям нельзя было подниматься на саму скалу и проникать в пещеру. Запрет, кстати, до сих пор сохраняется – байкальские гиды предупреждают туристов о древних заклятьях и рисках сорваться с осыпающихся склонов Шаманки. Сергей Волков отмечает, что за последние двадцать лет около священной скалы по трагической случайности погибли более десятка человек.

На перешейке мыса Бурхан археологи обнаружили множество артефактов, древние захоронения и следы жертвоприношений. Также недалеко от скалы (над Сарайским пляжем) находилась священная роща, где сжигали и хоронили тела шаманов. Однако в настоящее время роща почти совсем погибла – немым укором стоят лишь высохшие деревья. А вокруг идет активная застройка турбазами и гостиницами.

Стоит отметить среди сакральных мест Ольхона и величественный мыс Хобой (в переводе с бурятского – клык) и таинственную гору Жима на восточной стороне, напротив самого глубокого места озера Байкал.

Об этой точке Сергей Волков пишет так: «…именно над этим местом на Байкале часто наблюдаются аномальные атмосферные явления – регулярные миражи прямоугольной формы, светящиеся и парящие над озером аномальные объекты, яркое красное зарево и вспышки… На дне Байкала, во время погружения глубоководного аппарата «Пайсис» в 1991 г. наблюдали подводное свечение неизвестной природы. Возможно, что эти аномальные атмосферные явления связаны с выбросом метана со дна Байкала на его поверхность».

Люди, посетившие вершину Жимы, отмечают, что на подходах к ней подолгу блудят и испытывают беспокойство и беспричинную тревогу. На мысе Хобой ощущается прилив сил, а после подъема на гору Жиму, наоборот, слабость. «Старики рассказывают, что живёт на запретной горе Жима, в самом центре Байкала, грозный дух шамана, ходить туда никому не дозволено, а кто запрет нарушает, тому сны дурные снятся. Сколько бы путники вокруг горы ни бродили, пути на ту вершину не будет», - приводит свидетельства местных Сергей Волков. Также путешественник отмечает необычное поведение собак при подъеме на Жиму: местные говорят, что часто псы встают поперек тропы, преграждая собой путь хозяину наверх.

Попасть на Ольхон относительно просто – можно добраться маршруткой от автовокзала или от Центрального рынка (от Иркутска до Хужира билет на одного стоит от 2500 до 2700 рублей, 5 часов в пути), водным транспортом (на скоростном теплоходе «Комета» - 6000 рублей из Иркутска) или самолетом из столицы Бурятии Улан-Удэ (авиакомпания «Аврора» совместно с партнером-оператором «СиЛА» выполняет прямые рейсы между Улан-Удэ и Хужиром).

Можно доехать и на своем авто, но есть серьезные минусы – длинные очереди на паром в высокий сезон. Ожидание в довольно нервной обстановке может продлиться немало часов - сервис на переправе скудный. Следить за движением очереди на паром можно здесь.

Чтобы путешествовать по Ольхону, обязательно нужно разрешение Прибайкальского национального парка. Сделать это можно онлайн или по прибытии в Хужир. Стоит это для неместных жителей РФ 250 рублей в сутки, для иностранцев - 500.

Самая дорогая экскурсия на Ольхоне – к Хобою – обойдется в 4000 рублей (с обедом и гидом).

Если без гида (просто водитель повезет по точкам и накормит) - примерно 2800-3200 руб. В обоих вариантах в стоимость входит разрешение от нацпарка.

«Ступа Просветления»

С Ольхона можно попасть и к буддистской святыне на острове Огой (в переводе с бурятского – «безводный»). Белоснежная «ступа Просветления» на скалистом узком острове красива и видна издалека. Летом и зимой, по воде и по льду сюда едут многочисленные экскурсии. Это одна из самых живописных локаций на Малом Море.

Ступа была установлена на Огое относительно недавно – в 2005 году, причем, ольхонские шаманы были против. По буддийской космологии, ступа символизирует мировую гору Меру, через которую проходит мировая ось, соединяющая землю, пространство и небо, и связующая человечество с божественными мирами, рассказывает Сергей Волков.

Самый таинственный мыс

Самым таинственным и «опасным» из сакральных мест на Байкале считается мыс Рытый с глубоким мрачным ущельем, по которому протекает река Рита. Посещение этого места жестко табуировано не только среди бурят-шаманистов и местного населения, но и на уровне вполне современных инстанций – довольно сложно получить доступ сюда у Байкало-Ленского заповедника, на территории которого располагается Рытый. Тем не менее сюда, в обход запретов, иногда проникают особо любопытствующие – от уфологов до «диких» туристов.

Место действительно имеет дурную славу. Считается, что мыс Рытый проклят, и любой ступивший сюда (особенно женщины и дети) без разрешения шамана и специального обряда, призванного умилостивить гневных божеств, рискует здоровьем, удачей, а то и жизнью.

«На самом мысе нет никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение территории мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время, а значит, по поверью бурят, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом, ни один из местных жителей не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться здесь на берег. Рассказывают, что никто из местных жителей не решался пройти по мысу, если в соседних деревнях умирал человек. Обычно путники, которым нужно было пройти по мысу Рытому, заходили в деревню и интересовались, есть ли покойник, если ответ был положительным, человек разворачивался и не шел дальше. Запрет на прохождение мыса длился еще три дня после похорон», - рассказывает Сергей Волков.

В ущелье Риты и в районе мыса приборами зафиксирован ряд аномалий - повышенная сейсмичность района, возмущения в магнитном поле, тектонические разломы и т.д.

На Рытом обнаружены каменная стенка неизвестного назначения, сложенная циклопической кладкой (без скрепляющего материала), высотой 2 метра и протяженностью около 300 метров, осколки керамических сосудов и каменные туры, предположительно, обозначающие могильники.

Попасть на мыс Рытый непросто – это довольно удаленное место в труднопроходимой северо-западной части Байкала. Обязательно нужно разрешение Байкало-Ленского заповедника. Добраться можно по воде частным водным транспортом или пешком. От ближайшего населенного пункта - деревни Кочериково - около 20 км, однако тропы на Рытый нет, равно как и мобильной связи, к тому же высок риск повстречать медведей.

«Камень Правосудия» в истоке Ангары

Еще одна точка на карте сакральных мест Байкала - Шаман-камень, тот самый, который по легенде кинул отец-Байкал вслед красавице Ангаре – непослушной дочери, сбежавшей к любимому Енисею. На самом деле камней в середине истока Ангары несколько – в зависимости от времени года и водности их то видно, то нет. Эта скальная гряда, говорят, до строительства Ангарского каскада ГЭС, в особо маловодные года была доступна – к ней можно было пешком перебраться с берега. Позже фарватер в районе истока углубили до 3 метров и попасть на Шаман-камень с тех пор можно только по воде.

В давние времена у бурят-шаманистов это место служило своеобразным «камнем правосудия»: считалось, что солгавшему на Шаман-камне грозит скорая смерть, а значит все сказанное здесь – правдиво, и если привести сюда подозреваемого в преступлении, оставив его на ночь, на утро он сознается. Говорят, дно вокруг камня усыпано монетами, раньше на нем имелись письмена и рисунки, однако с годами от воздействия воды все стерлось.

Увидеть Шаман-камень можно, приехав в поселок Листвянка – из Иркутска сюда курсируют рейсовые автобусы и маршрутки, а также регулярный водный транспорт.

Загадочные петроглифы и пещера с китайским золотом

Удивительно красив еще один священный уголок на западном побережье Байкала - утес Саган-Заба. Беломраморной стеной высится он над урезом воды. Скала славится своими «писаницами» - древними петроглифами (процарапанными на камне изображениями животных, людей и неких существ с рогатыми головами). По свидетельству очевидцев, в ясные лунные ночи рисунки на скале как бы светятся. Есть легенда, что на вершине утеса в пещере спрятано золото из китайского каравана, застрявшего тут когда-то из-за невозможности пройти по льду. Однако, до сих пор никому не удалось обнаружить эту пещеру. Зато вдоль береговой линии вблизи Саган-Забы имеется множество волноприбойных гротов, до которых можно добраться только с воды или по льду. В окрестностях утеса, в живописной пади, обнаружены стоянки древнего человека. Считается, что здесь проходили шаманские обряды во славу божеств воды и охоты. Однако ученые до сих пор спорят о том, что за антропоморфные рогатые фигуры выбиты на скале.

Для посещения Саган-Забы нужно разрешение Прибайкальского национального парка. Добраться сюда можно как по воде, так и на авто, как в составе экскурсии, так и самостоятельно. Заодно можно посмотреть реликтовые Тажеранские степи, красивейшую бухту Ая, Долину каменных духов, пещеры и священную для шаманистов Азии гору Ёрд.

Шаманский мыс

Между Слюдянкой и Култуком, совсем недалеко от проходящей вдоль озера железнодорожной магистрали, есть священный Шаманский мыс, на полкилометра вдающийся в Байкал. Скалистый, узкий, поросший лесом, своей формой он напоминает серп и одновременно спину гигантского морского чудища.

Как рассказывает писатель и путешественник Сергей Волков, в старину на этом мысе останавливались купеческие караваны, чтобы сделать подношение духам Байкала. Кстати, до сих пор отсюда нередко стартуют различные экспедиции, идущие по льду озера с юга на север (636 км). Есть легенда, что здесь в давние времена хоронили шаманов, и если долго всматриваться в скалы на мысу, на них проступят лики похороненных.

С Шаманским мысом также связана история об утонувшем почтовом обозе, в котором везли серебро для кяхтинских купцов. Кожаные мешки с серебряными монетами ушли под воду в 1867 году под Новый год напротив места впадения в Байкал речки Талая. До сих пор найти следы утонувшего обоза не удалось.

На мысе археологи обнаружили древние захоронения и стоянки, а еще – наскальные рисунки. Летом сюда на «дикий» песчаный пляж съезжаются отдыхающие из Слюдянки, Култука и окрестных мест.

На пути к мысу вблизи железной дороги имеются озера с кувшинками, которые цветут в июне-июле.

Нематериальное наследие

Разумеется, вышеперечисленными точками перечень священных мест на Байкале не исчерпывается – их на этой земле сотни. Рядом с каждым улусом обязательно есть места поклонений – роща, пещера, гора или ручей, рассказывает секретарь Совета шаманских общин Иркутской области, ведущий специалист по этнографии Центра культуры коренных народов Прибайкалья Любовь Тыкшихенова.

- Одним из направлений нашей работы, как раз, является сохранение сакральных мест коренных народов Прибайкалья. Для этого формируется региональный реестр таких объектов. Но работа это кропотливая и долгая – каждый объект нужно не только оборудовать, но и описать на основе достоверных источников, а это настоящая исследовательская работа, в том числе, в архивах и библиотеках, а еще – на основе опросов местных шаманов.

В работе у нас также интерактивная карта сакральных объектов не только Байкала, а вообще Иркутской области. Чтобы люди знали, какие места можно посещать, как их посещать, с какими преданиями и обрядами они связаны.

Обряды, запреты и правила

Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев рассказал, как следует вести себя в таких местах:

- Не надо шуметь, следует молча сделать свои подношения (лучше всего молоком, «белой пищей», монетами), подвязать ленточки-заала* (не где придется, а в определенном для этого месте), и покидая, не оставлять здесь мусора. Нельзя материться, делать гневные окрики. Следует вести себя уважительно ко всем окружающим: людям, природе…

Насчет новоявленной традиции складывать «пирамидки счастья» - не стоит этого делать. Десятки видов насекомых живут под этими камнями, и вот вся их жизнь нарушается из-за прихоти человека. Пусть все остается в Природе нетронутым. Священные места не надо видоизменять в угоду турпотоку - строить лестницы, висячие мосты и тому подобное. А если никак не обойтись, то делать их максимально незаметными.

Байкальский гид Екатерина (туроператор «БайкалКроссТур») поделилась тем, как относятся к священным местам люди, работающие с туристами:

- Как известно, на Байкале большое количество сакральных мест. Если говорить о западном побережье озера, то, в первую очередь, это остров Ольхон. Самое популярное место - скала Шаманка и мыс Бурхан, где стоят 13 столбов сэргэ. Вторым по посещаемости можно считать мыс Хобой, самую северную точку Ольхона. И остров Огой, куда привлекает внимание путешественников Буддийская Ступа Просветления.

Каждый человек хочет быть здоровым, успешным, счастливым, и, загадывая желание, повязывая ленту-заала, должен поблагодарить эти места, чтобы наполниться энергией природы.

Как стоит себя вести в таких местах? Прежде всего это уважительное отношение. В шаманизме, в отличии от других религий, нет храма в прямом понимании, как сооружения. Здесь храм - это всё, что окружает: скала, гора, место, степь, дерево, небо, солнце...

Ко всему нужно относиться с почтением, даже если вы не верите. Приходить в такие места с открытым сердцем, не кричать, не распивать алкоголь, не ругаться и не сквернословить, не рвать растения, не оставлять мусор.

Если есть запрет, например, на скалу Шаманку нельзя лазить, особенно детям и женщинам, да и вообще, значит нужно послушать гида и не делать этого. Мы же не лезем на купол церкви только потому, что очень хочется. Это то же самое. Это храм.

Что касается байкальских гидов, то мы обязательно соблюдаем местные традиции. По дороге, как путники, спешиваем своих «железных коней», останавливаемся у барисанов (культовые сооружения со столбами сэргэ). Здороваемся с духами местности, «брызгаем» молоком (белая пища), делаем подношения в виде сладостей, монет, табака. Просим хорошей дороги и погоды на путешествие.

Коренные народы были кочевниками. Останавливались около таких мест и просили, прежде всего, доброго пути. Чтобы конь был цел, чтобы дикий зверь не напал, чтобы болезнь не застала в дороге. Своим образом молились, угощали духов, благодарили и шли дальше.

Скажу вам так: всё работает. Кто во что верит и с чем приезжает на Байкал, тому «по вере и дается». Проверено опытом на сто процентов.

Секретарь Централизованной религиозной организации «Совет шаманских общин Иркутской области», ведущий специалист по этнографии Центра культуры коренных народов Прибайкалья Любовь Тыкшихенова также рассказала о правилах поведения в почитаемых местах.

Как с одной стороны этнограф, а с другой – внучка шаманов, Любовь Тыкшихенова основательно погружена в тему и отмечает невероятную сложность обрядовой стороны вопроса. Так, например, обряд подношения духам (то, что по-простому называется «капать», «бурханить», «брызгать») может заметно различаться в зависимости от места, проблемы, с которой человек обращается, и «специализации» божеств, а также сложившихся шаманских практик.

- Во-первых, не все сакральные места можно посещать, когда заблагорассудится, особенно женщинам. Как и в других религиях, в шаманизме для женщин в «критические дни» есть запрет - это нарушает, оскверняет энергию места. Если участвуешь в обряде – нельзя с открытыми локтями, коленями и носками, с непокрытой головой, нельзя ярко накрашенной, надушенной, вызывающе одетой. Не любят духи этого всего. Тем более нельзя пьяным, агрессивным туда заходить.

Чтобы куда-то идти «бурханить» [на серьезный обряд], нужно прежде всего обратиться к местному старейшине. В каждом улусе, в каждом местечке есть шаман, который знает, как правильно вести себя в таких особых местах. И без него туда заходить и «брызгать» вообще нельзя.

Во-вторых, не со всякой просьбой стоит обращаться. Когда мы молимся божествам, не просим о материальных благах. Самое главное богатство для бурята – это благополучие рода, чтобы все здоровы были - и физически, и психически. Чтобы удача была, жизненная энергия и так далее. От этого всё и будет. Самое главное богатство – это правильное воспитание, духовное богатство, знание своего рода, родословной. Буряты-кочевники всегда, испокон веков так жили, и шаманская религия, как раз, всё это сосредоточила. Поэтому, когда с верующими работают шаманы, они предупреждают: не просите денег.

Что касается подношений духам в виде монет, алкоголя или сигарет, Любовь Тыкшихенова отмечает, что в этом нет ничего противоречащего традиции: все эти предметы имеют символическое значение – как способ передачи энергии и установления «связи» с духами места.

- Главное, чтобы наладился энергетический, информационный контакт с божествами, с духами предков, - поясняет Любовь.

Относительно ленточек-заала в Совете шаманских общин позиция такая: нельзя их повязывать хаотично – для этого есть специальные столбы-коновязи сэргэ, а на деревья запрещено. Это вредит природе, а у шаманистов природа – это храм, в котором нельзя нарушать гармонию места.

Есть еще одно важное правило, которое следует знать всем: ни в коем случае с сакральных мест ничего нельзя забирать – ни монет, ни сигарет, ни пищи. Нельзя рвать растения, рубить деревья, осквернять воду.

Священные места обладают какой-то собственной самозащитой, верит Любовь Тыкшихенова.

- Сколько случаев было, когда люди что-то уносили с таких мест, а потом очень быстро заболевали или даже умирали. И об этом нужно предупреждать посетителей. Что взрослых, что детей. Они же не понимают. У нас был случай, рассказывали старики - шамана захоронили (по традиции тело сжигается). А подросток какой-то подобрал на этом месте колокольчики от шаманского костюма – они металлические, не сгорели. И начались в его семье проблемы… Хотя ребенок-то не виноват, он же не знал. Поэтому нужно объяснять людям.

Совет шаманских общин Иркутской области, де-факто существующий давно, а де-юре оформившийся только в 2021 году, для этого многое делает – есть специализированные чаты, есть сайт, где аккумулируется подробная информация о жизни шаманских общин, о сохранении и восстановлении обрядов.

- В рамках нашего проекта по сохранению и обустройству сакральных мест везде будут установлены информационные таблички, рассказывающие, что за место, как называется это святилище, каким божествам здесь поклоняются, какой «специализации», так сказать. Допустим, эти - покровители в дороге, другие помогают в деторождении, третьи – еще что-то. И с уважением к этому месту мы просим всех посетителей соблюдать несколько простых правил. Сохранять чистоту и гармонию, тишину (нельзя шуметь, петь, гулять, сквернословить и т.д.). Это место предназначено для молитв, общения с духами, божествами. Верующие делают подношения. Можно повязать ленточку на сэргэ (не на деревья!). Такие простые правила. Но это - часть нашего культурного достояния, которое мы должны беречь, передавать будущим поколениям. А учитывая, сколько таких мест по нашей области, работа предстоит масштабная, - говорит Любовь Тыкшихенова.

*«Заала» - узкие полоски разноцветной материи, ленты, кисточки на атрибутах шаманов. В бурятской культуре такие ленты используют как символическое подношение местным духам, чтобы задобрить их, попросить удачной дороги, благополучия и здоровья.

Фото Вырупаевой Екатерины, Телеинформ

Читайте также:

 
Новости байкальского туризма
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста