ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Сегодня
Новости Байкала: наука, экология, туризм

Туристская территория: западный и восточный берега Байкала по-разному восприняли законодательную новацию Москвы

Иркутская область, 15.11.21 (ИА «Телеинформ»), - Иркутская область – за, Бурятия – против. Региональные власти Прибайкалья по-разному отреагировали на предложенный федеральным центром проект закона «О туристских территориях». Агентство по туризму Иркутской области одобрило инициативу по созданию туристских территорий в РФ, идею об «изъятии земельных участков» и создании единой управляющей компании. Правительство Бурятии, между тем, выступило с жесткой критикой законопроекта, назвав его антиконституционным. Подробнее – в материале Телеинформа.

Проект федерального закона «О туристских территориях и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

Напомним, ранее о проекте федерального закона в интервью Телеинформу высказывался эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Гребенщиков: «Недавно в Госдуму был направлен проект закона «О туристских территориях». Там предлагается передать все земли, на которые укажет пальцем АО «Управляющая компания», ей, и она уже будет ими распоряжаться, не согласовывая ни с ОМСУ, ни с субъектом, ни с Минприроды РФ (если это земли ООПТ федерального значения). Допускать этого нельзя, но и оставлять дальше без решения вопросы туризма на Байкале не стоит».

Собственность на Байкале: новации

Из ведущихся профессионалами обсуждений законопроекта известно, что документ устанавливает понятие «туристской территории» и определяет его как «часть территории РФ и (или) акватории водных объектов, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности». Для управления туристской территорией предлагается создать «управляющую компанию» – акционерное общество, 100% акций которого будут «находиться в собственности Российской Федерации». Предполагается, что управляющая компания может заключать договоры на ведение предпринимательской деятельности на туристских территориях с резидентами. Такие соглашения заключаются на основе заявки от коммерческой организации, процедура не требует проведения каких-либо конкурсов или торгов. Процедура образования самой туристкой территории, сбор документов и все прочие формальности также не предполагают проведения каких-либо публичных слушаний.

При этом в законопроекте фигурирует понятие «изъятия земельных участков». «Решение об изъятии земельных участков (частей таких участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд принимается Правительством Российской Федерации. О принятом решении правообладатели уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения».

Отметим, по проекту закона земельные и лесные участки, а также водные объекты могут принадлежать управляющей компании на праве собственности, праве аренды, праве ограниченного пользования чужим земельным участком. Если же земля предоставлена гражданам или юридическим лицам «на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, сервитута либо лесные участки предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве аренды или безвозмездного пользования, сервитута, их изъятие для государственных нужд в связи с включением в границы туристской территории осуществляется путем прекращения этих прав». Действие договора прекращается по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления.

Законопроект предполагает внесение изменений в Земельный, Водный и Лесной кодексы, в закон об особо охраняемых природных территориях, закон о правовом положении иностранных граждан на территории РФ.

Позиция Иркутска

В ответном письме Комитету по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Госдумы РФ Агентство по туризму Иркутской области сообщает, что сотрудники ведомства, изучив проект закона и проконсультировавшись с местными общественными туристскими организациями, пришли к выводу: принятие закона обоснованно (документ имеется в распоряжении редакции). «По результатам рассмотрения и обсуждения концепции законопроекта полагаем необходимым отметить следующее. Безусловно, реализация Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-р, требует совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего общественные отношения в сфере туризма, а также совершенствования законодательства в сфере использования природных объектов, движимого и недвижимого имущества, законодательства, определяющего полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому полагаем обоснованным в рамках совершенствования государственного регулирования в сфере туризма принятие специального федерального закона о туристских территориях в целях установления комплексного подхода к таким территориям», – говорится в письме регионального Агентства.

Доработки, с точки зрения специалистов регионального ведомства, требуют некоторые статьи и части документа. Претензии касаются общих определений, согласованности документа с Налоговым кодексом и Конституцией.

Также специалисты обращают внимание законотворцев на то, что «в концепции законопроекта отсутствуют нормы, направленные на учет публичных интересов». Дело в том, что проект закона предполагает подготовку и утверждение документации по планировке туристской территории без публичных слушаний. Авторы письма предупреждают столичных экспертов: «Отказ от учета публичных интересов на стадии создания туристских территорий может привести к существенным затруднениям в правоприменительной практике при реализации муниципалитетами норм федерального закона».

Позиция Бурятии

Между тем, правительство республики Бурятия в своей реакции на проект закона обращает внимание, что проектом закона предполагается определить особый статус туристских территорий, регулирование вопросов оборота земель, лесного, водного фонда, градостроительства, а также местного самоуправления будет ограничиваться законом «О туристских территориях» (документ имеется в распоряжении редакции). «Такой подход к реализации туристских инвестиционных проектов не соответствует Конституции Российской Федерации, нарушает права публичной власти, общие принципы равенства, защиты прав и свобод граждан», – говорится в ответе бурятских властей.

В письме, подписанном главой республики Алексеем Цыденовым, обращается внимание, что решения о границах туристкой территории, о принудительном отчуждении или изъятии земельных, лесных участков и расположенных на них строениях принимается без согласования с субъектами РФ и муниципальными образованиями. При этом регионы и муниципалитеты будут обязаны вносить взносы в уставные капиталы дочернего общества управляющей компании и иных юридических лиц, передавать в собственность управляющей компании движимое и недвижимое имущество публичной собственности.

Также Бурятское правительство акцентирует внимание на том, что утверждение документации по планировке туристской территории принимается, согласно проекту закона, без проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, что напрямую противоречит нормам Конституции РФ.

Предлагаемый законопроект противоречит и федеральному закону «Об охране озера Байкал». «Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации, – говорится в отзыве правительства Бурятии на законопроект. – Предполагаемое привлечение и, как следствие, увеличение туристского потока путем создания туристской территории в проекции для Байкальской природной территории вызовет увеличение антропогенного воздействия на уникальную экосистему озера Байкал без научного сопровождения и обеспечения по решению вопросов улучшения экологического состояния озера Байкал».

В заключении республиканское правительство подчеркивает, что считает, что проект закона «содержит коррупциогенные факторы «нормативные коллизии»… Принятие закона создаст условия для злоупотребления как со стороны управляющей компании, так и со стороны крупного бизнеса (мошенничество в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, подобно «черному риэлторству», бесконтрольное изъятие, передача земельных и лесных участков, водных объектов на усмотрение управляющей компании)».

Проблемная зона

Напомним, ранее эксперт Общественной палаты Иркутской области Сергей Гребенщиков высказывался о «хаосе в сфере байкальского туризма» – исках против байкальского бизнеса и жителей прибрежных территорий и проблемах с границами ООПТ, – предположив, что он, скорее всего, поддерживается искусственно.

– В последнее время в Иркутской области сформировалось несколько публичных и не очень публичных векторов развития туризма. Эти предложения прописаны и в стратегии социально-экономического развития области, и в на днях подписанной концепции мастер-плана туристской территории «Большой Байкал» корпорации Туризм.РФ, а также Сбербанка, ВнешЭкономБанка, «Опоры России», есть концепция развития туризма «Заповедного Прибайкалья», существует версия Координационного совета по туризму при губернаторе. Все они, надеюсь, ставили целью улучшение работы туристической отрасли, повышение её эффективности для региона. Но если их внимательно изучить, то мы увидим не только отличия, но и их принципиальную разнонаправленность, – отмечал эксперт.

По его мнению, для решения проблем в сфере байкальского туризма, нужно написать стратегию развития туризма для каждого муниципального образования, на уровне субъекта нужно создать общую, единую схему развития туризма на берегах Байкала через прозрачное мастер-планирование туристских поселений и территорий, а одновременно с этим создать на уровне субъекта или на межрегиональном уровне, совместно с республикой Бурятия, проектный комитет по внесению предложений по изменению некоторых законодательных актов Российской Федерации в целях устранения так называемой Байкальской правовой аномалии.

Региональные власти Прибайкалья по-разному отреагировали на предложенный федеральным центром проект закона «О туристских территориях».

Телеинформ продолжает следить за событиями вокруг политики земле- и природопользования на Байкале

 
Новости байкальского туризма
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста