Иркутская область: экономика, бизнес | |
15.01.2025 |
Новогодние возвраты и логистические вопросы: рассказываем о свежих событиях мира интернет-торговли |
|
Маркетплейсы наткнулись на «новогодний потребительский терроризм», а селлеры начали активно возвращаться в собственные интернет-магазины из популярных сетевых площадок. О том, с каких событий начался 2025 год для онлайн-торговли – в нашем материале. Время праздничных возвратовДля маркетплейсов год начался с «новогоднего потребительского экстремизма». Именно так владельцы пунктов выдачи заказов именуют ажиотаж возврата праздничных товаров. Покупатели приходят с ёлками, гирляндами и различными украшениями, рассказывая о бракованных и неподходящих подарках. Сотрудники ПВЗ проверяют вещи и выясняют, что те полностью соответствуют стандартам качества, но наряды пахнут духами, а искусственные ёлки покрыты блёстками. Использованные товары продать снова не удастся, из-за чего продавцы теряют прибыть, а маркетплейсы лишаются репутации. По словам предпринимательницы Анны Кулаковой, многие сотрудники ПВЗ не глядя одобряют возврат товара, а поддержка Ozon и вовсе делает это в автоматическом режиме. Эксперты из Data Insight и «Федерального общества сетевой торговли» выяснили, что продавцы теряют до 16% выручки из-за испорченных товаров, а с потребительским экстремизмом сталкиваются больше половины всех продавцов с сетевых площадок. Регулирующие органы даже не собираются что-либо делать с этой проблемой, из-за чего сами маркетплейсы вводят новые правила вроде рейтинга покупателей с Wildberries, который ограничивает количество возможных заказов. Конкуренция из-за логистикиПомимо трудностей с покупателями у маркетплейсов есть другие нерешённые вопросы. Аналитики считают, что в 2025 году онлайн-площадкам придётся вступить в серьёзную битву с интернет-магазинами. Раньше маркетплейсы обладали чуть ли не монополией на удобную доставку товаров, а сейчас владельцы интернет-магазинов могут зайти, к примеру, на сайт от Logsis (подробнее: https://logsis.ru/integration/) и воспользоваться услугами логистической компании вместо создания собственной службы доставки. Таких сайтов по всей России немало, из-за чего интернет-магазины стали ещё привлекательнее для потенциальных клиентов. Вдобавок к этому, как предполагают аналитики Data Insight, в 2025 году маркетплейсы будут активно продавать крупногабаритные товары, которые не получится хранить на обычных складах. В итоге селлерам придётся самостоятельно заниматься вопросами логистики, и автоматизация курьерской доставки для интернет-магазинов станет ещё более актуальной. Складской сегмент на маркетплейсах в целом страдает из-за нехватки сотрудников и малого количества помещений, а тем временем стоимость аренды только растёт, так что расширение складской сети может ударить по финансовому состоянию интернет-площадок. Существуют и другие спорные моменты, из-за которых селлеры уходят с маркетплейсов:
Основатель платформы «Меркатус» Лео Шевченко считает, что в ближайшие годы селлерам стоит обратить внимание на нишевые площадки. Конкурировать с переполненными сегментами слишком сложно, а работать с маркетплейсами далеко не всегда выгодно. Сейчас селлерам проще вывести на рынок единичный продукт, сконцентрированный на конкретных покупателях, чем пытаться продать как можно больше разнообразных вещей с расчётом на широкую аудиторию. |