Иркутская область: экономика, бизнес | |
13.10.2015 |
Новый сенатор Вячеслав Мархаев предложил уравнять энерготарифы для Иркутской области и Бурятии. Чем обернется инициатива для Приангарья? |
|
Иркутская область, 13.10.15 (ИА «Телеинформ»), - Первой сенсацией пост-выборной недели в Иркутской области стало заявление нового сенатора от Приангарья коммуниста Вячеслава Мархаева о намерении добиваться выравнивания энерготарифов в Байкальском регионе – то есть, сравнять их для Иркутской области и Бурятии. Напомним, киловатт/час обходится потребителям Иркутской области в 92 копейки, Бурятии - больше четырёх рублей. Бурную реакцию иркутской общественности также вызвали слова сенатора, сказанные в кулуарах – о том что, хоть он теперь и представляет в Совете Федерации другой регион (речь идет о Приангарье, - прим.ред), но намерен продолжать лоббировать интересы Бурятии. Напомним, до выдвижения в верхнюю палату российского парламента Вячеслав Мархаев был депутатом Госдумы от Республики Бурятии. После своего избрания на пост губернатора Иркутской области, Сергей Левченко продвинул в сенаторы своего однопартийца. Злые языки поговаривали, что так глава Иркутской области «отблагодарил» коллегу-депутата за оказанную на выборах поддержку по агитации в Усть-Ордынском Бурятском округе, где Мархаев пользуется большим авторитетом. Так или иначе, из трех доверенных лиц, с которыми Сергей Левченко шел на выборы (Илья Сумароков, Ольга Носенко и Вячеслав Мархаев) именно последнего иркутский губернатор отправил в Совет Федерации представлять интересы Иркутской области. Вопрос выравнивания тарифов между Иркутской областью и Бурятией - давний и периодически (хоть и безуспешно) поднимается на разных площадках. Вот и сейчас эта острая тема вновь возникла в публичном пространстве. Чтобы разобраться, чем может обернуться эта инициатива для Иркутской области, насколько угроза повышения тарифов для нашего региона реальна, Телеинформ обратился к федеральным экспертам.
- Я надеюсь, что новый сенатор от Иркутской области имел в виду не пропорциональное увеличение тарифов в Приангарье до уровня Бурятии, а снижение тарифа в Бурятии до уровня Иркутской области, - прокомментировал Андрей Крутов. - Хочется коллеге, который стал представителем Иркутской области в СФ, и всем остальным рекомендовать, во-первых, общаться чаще с депутатами Госдумы от Иркутской области, которые уже, как минимум, четыре года этой проблематикой занимаются. Во-вторых, профессионально озвучивать не только заявления, но и принимать решения, которые отвечают интересам обычных жителей региона. Депутат напомнил: за последние два года в Иркутской области энерготарифы и так выросли в два раза, это притом, что на электроэнергии в регионе завязано многое, в том числе отопление многоэтажных жилых домов, не говоря уже про частный сектор и предприятия малого и среднего бизнеса. - Мы на эту ситуацию обращали внимание и региональных, и федеральных властей. Но, к сожалению, в своё время мы каких-то действенных шагов от региональной власти по ограничению роста тарифов не увидели, – отметил Андрей Крутов. С федеральным уровнем тоже оказалось непросто. До недавнего времени в Иркутской области рост тарифов был выше уровня инфляции. Однако в различных ведомствах, куда депутат подавал запросы, отмечается, что это соответствует установкам Кабмина, поскольку ограничение уровня инфляции носит рекомендательный характер. Кроме того, федеральные ведомства ссылаются на то, что тариф в Иркутской области в абсолютных величинах самый низкий по России. «Это демонстрирует тот факт, что коллеги не всегда понимают, что на самом деле означает для Иркутской области этот тариф», – считает Андрей Крутов. Отметим, в Иркутской области с 1 июля 2015 года тариф на электроэнергию вырос на 8 копеек. Киловатт/час обходится потребителям в 92 копейки.
— Функция установки тарифов сейчас перешла Федеральной антимонопольной службе. Механизм действует следующий: все энергокомпании, работающие в регионе, заявляют о своих затратах на выработку электроэнергии. Эти заявки и обоснования рассматривает региональная комиссия, которая либо принимает предложения компаний, либо не принимает. Соответственно, рост тарифов может быть только в том случае, если участники рынка смогут обосновать рост своих затрат. И, соответственно, снижение – если эти затраты будут оспорены. Плюс, конечно же, необходимо смотреть на лоббистские возможности энергокомпаний в данном регионе. Если они могут продвинуть свое видение в составлении тарифа, то, безусловно, они получат нужную им цифру. Что касается разницы в сложившихся тарифах между Иркутской областью и соседней Бурятией, то в данном случае необходимо смотреть структуру генерации. В регионе, где будет преобладать доля гидроэнергетики, стоять ГЭС, электроэнергия будет дешевле. Станции, работающие на угле, тоже дешевле газовой генерации. Отсюда и износ мощностей. Если речь идет о высокозатратной станции, то она менее энергоэффективна, требуется больше инвестиций. Таким образом, компановка регионального тарифа – это очень сложный и многоаспектный процесс. Не стоит забывать, что основные энергопотребляющие производства и, соответственно, мощные ГЭС, сосредоточены в Иркутской области, чем не может похвастаться Бурятия. Таким образом, лично я сейчас не вижу каких-то лежащих на поверхности возможностей для выравнивания тарифов между двумя регионами. Но если вопрос ставится политически и в Бурятии хотят жить при стоимости киловатт-часа как в Иркутске – то нужно ставить вопрос о дотациях. Потому что бурятские энергокомпании заявят федеральному центру, что при низких тарифах будут терпеть убытки, поэтому нуждаются в компенсации. С точки зрения государства, конечно, выгодно сдерживать рост тарифов, чтобы не допустить обнищания населения и массовых социальных волнений. Энергокомпании могут давить на это – дескать, давайте нам компенсируйте из бюджета, либо мы вообще закрываемся, так как работа в таких условиях невыгодна. Но в любом случае, выравнивание тарифов между Иркутском и Улан-Удэ означает поиск пути снижения тарифов в Бурятии, но это никак не возможно сделать за счет Иркутской области. |