Иркутская область: экономика, бизнес | |
13.05.2020 |
|
«Всё проходит, и это пройдёт»: иркутский бизнес – об экономических кризисах разных лет |
Иркутская область, 13.05.20 (ИА «Телеинформ»), - Чем отличается «коронакризис» от кризисов 1998, 2008 и 2014 годов и кто «выживет» в любой ситуации – об этом представители корифеев и новой волны предпринимательской сферы Иркутской области 6 мая поговорили в рамках проекта «Новая среда» центра «Мой бизнес Иркутск». «Кризис трансформации»По данным правительства Иркутской области, в регионе зарегистрировано 89 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, где работают 800 тысяч человек. С момента введения режима повышенной готовности закрыто 48 тысяч предприятий – почти 54%. В отпуск были отправлены 120 тысяч человек, а это 15% от общего числа занятых в малом бизнесе. Регион вошёл в число 11 субъектов РФ, которым дозволили постепенно вводить ослабления ограничений, однако, для многих предприятий закрытие стало фатальным, часть из них уже просто не откроются. Впрочем, не все считают, что «коронакризис» – это кризис в чистом виде. Скорее, речь идёт о кризисе трансформации, говорит директор девелоперской группы «Хрустальный» Олег Барышников, который, впрочем, признаёт, что строительная сфера практически не пострадала от COVID-19. – Те сложности, которые образовались на сегодняшний день, коснулись большого числа людей. Но по своей глубине это ещё не губительная история. Она заставляет нас меняться, смотреть на мир по-новому, это больше возможность трансформироваться, – говорит он. – Кризисы были в 1990-х годах, когда реально менялась эпоха, они были глубинные по своей сути. Сейчас это, скорее, кризис трансформации, потому что нам закрыли одни ниши, но открываются другие. Я понимаю, что есть отрасли, которые более серьёзно были затронуты. Я понимаю, что отельерство умерло, туристическая отрасль будет сильно трансформироваться, кафе и рестораны ищут новые ниши. Но они всё-таки занимают не большую долю в ВВП РФ. По мнению эксперта, любой кризис – это всегда способность ответить на вызов и если предприниматель не принимает никаких решений, то его дело умрёт. Правда сейчас каких-то особо универсальных кейсов, как выжить, нет. Зато нынешняя ситуация показывает, что государство более или менее развернулось к людям лицом. – В принципе, сколько я работаю, ситуация с государством всегда была очень напряжённая. Сейчас я вижу, что государственная машина разворачивается к нам. Это очень хорошо, что мы можем найти возможность более качественно работать. В 1990-2000 годах мы не понимали, куда бежать, что делать. Мы тогда трансформировали социалистический строй, и я думаю, что сейчас этот процесс только сейчас подошёл к финишу. Сегодняшний момент дает возможность получить новые и условия финансирования, о чем хотя бы стали говорить, потому что раньше никто ничего даже просто не обещал, – комментирует Олег Барышников. Но один совет «бывалого» он всё-таки дал: нельзя идти на поводу стресса, это скажется плохо на своём же будущем. Сейчас самое время заняться спортом, во-первых, а во-вторых – поставить перед собой «вечные» вопрос о том, что и зачем делается в жизни. Это поможет расставить приоритеты и понять, что много – бизнеса, денег, что влечёт за собой большую социальную ответственность – не всегда значит «хорошо». «Кризисы были и будут»Собственник лаборатории бизнес-решений Артём Иванов также прошёл все экономические кризисы. В 1998 году он был 20-летним наёмным рабочим, но увидел в этом новые возможности. К 2004 году у него уже была своя компания в сфере оказания услуг бизнесу. Предприятие активно развивалось, набирало своих клиентов, пока не наступил 2008 год. – Эмоциональное состояние, которое у меня было в августе-октябре – это шок и депрессия. Это продолжалось примерно до 2009 года. Я в этот период, кстати, впервые потрогал живые деньги, а потом в одночасье многие компании отказались от наших услуг. Я сократил расходы, мы переехали в новый офис, привязали зарплату менеджеров к личному результату, соответственно, неэффективные сотрудники отвалились. Плюс кредитные средства. И в конце 2009 года эмоциональный фон поменялся, потому что к концу года мы выросли в три раза по сравнению с 2008 годом, – рассказывает Артём Иванов. По итогам этой ситуации предприниматель понял, что решения во время кризиса надо принимать быстро, а ещё лучше развивать сразу несколько направлений внутри бизнеса, они потом поддержат генеральное дело. Компания продолжила расти, но в 2014 году внутри предприятия экономический кризис наложился на управленческий. По опыту предыдущих лет снова были сокращены расходы, в том числе, на обучение персонала. Это, впрочем, было ошибкой, признаёт Артём Иванов. – Потом начали отказываться от убыточных направлений, из семи осталось три. Плюс кредиты, но потом было тяжело выходить из этой зависимости. Кризис 2008 года мне показался незначительным по сравнению с тем, что я испытал в 2014 году. Я понял, что кризисы ещё будут, потому к ним надо быть готовым. Кроме того, именно в кризис надо вкладываться в развитие, – говорит он. К 2018 году компанию полностью перевели на фриланс и удалёнку, офис остался для встреч с клиентами, планёрок. Однако и сейчас у Артёма Иванова нашлось, где сократить траты: в случае с офисом арендодатель сократил платёж вдвое, в случае со складом предприниматель просто съехал из одного их помещений. Также он рекомендует помимо «скидывания балласта» в виде ненужных издержек обратить внимание на площадки по закупкам, где кроется большой потенциал для развития бизнеса. Есть и всевозможные гранты, которыми тоже стоит пользоваться активнее. – Сейчас моё эмоциональное поле – предвкушение, потому что я понимаю, что всё меняется. Я стараюсь увидеть возможности и инвестирую в VR-технологии, туризм. Выводы ещё только предстоит сделать, но опыт прошлых лет помогает, – резюмирует Артём Иванов. «Время мастеров»Предприниматель и общественный деятель Сергей Маяренков считает, что сейчас наступило время глубины и мастерства и выживут те, кто своё дело делает по-настоящему, но при этом может быстро переориентироваться. – Часть моих компаний, которые работают сегодня, организовались после кризиса 2008 года. У нас было производство биоцидов, сейчас мы перестроились на антисептики. Я думаю, в такие времена важна скорость. Чем быстрее вы реагируете, тем быстрее можете двигаться дальше. То, что перестало работать, надо скидывать, продавать или законсервировать, – говорит он. Кроме того, сейчас стоит запускать так называемые длинные процессы, готовя почву для посткризисного периода. Это касается проектирования, получения разрешений на строительство, сертификации новой продукции – то есть всего того, что занимает весьма долгое время обычно. В условиях, когда рынок стоит на паузе, можно провести обновление внутри предприятия даже чисто внешние: например, перепланировку. Ну и переподготовка кадров – это тоже важно делать именно сейчас. – С этой точки зрения интересен опыт 130 квартала, который тоже начался в 2009 году, после кризиса. Когда рынок чуть ожил, был уже готовый продукт. Когда снова двери откроются, поздно начинать, – считает Сергей Маяренков. Он, кстати, поддержал и Олега Барышникова: сейчас надо быть и физически, и эмоционально готовым к различным трудностям и перегрузкам. А ещё лучше не расходовать энергию на краткосрочные заходы. Предприниматель в прошлом году участвовал в многодневном восхождении в Гималаях и вынес оттуда «принцип альпиниста», который можно применять в и жизни, и в бизнесе. – В таких переходах, когда не знаешь, что будет дальше и краткосрочный быстрый рывок ничего не даст, меняется логика. Альпинисты для этого придумали тактику, и мне она по душе: ты должен делать каждый шаг самодостаточный, медленный, не растрачиваться попусту, – отметил Сергей Маяренков. «Новая волна»В сложной ситуации перед лицом пандемии, так или иначе, оказались многие сферы. Некоторым предпринимателям вообще пришлось остановить предоставление услуг. Другие решили всё же подстроиться. Как отмечается директор НКО культуры и искусства «Эстетика», руководитель балетной студии Елена Карпухина реагировать пришлось в шоковом состоянии буквально за два часа. Такие случаи, считает она, очень показательны: потому что, если ты не смог перестроиться, ничего придумать, ты просто-напросто либо замираешь, либо умираешь вообще. – Мы оказались в ситуации, когда мы внезапно не смогли работать. Академия балета, конечно, предполагает очную встречу учеников и преподавателей. Когда мы поняли, что даже март не сможем закончить, пришлось молниеносно принимать решение, продолжаем мы или останавливаться, – рассказывает бизнесвумен. – Некоторые коллеги приостановили свою работу, и что будет с ними дальше, теперь предположить сложно. Мы же решили, что продолжим. Балетная студия перешла в онлайн, причём в самом сложном варианте: занятия ведутся в прямом эфире. Это позволило не только не сократить численные состав учеников, но и оставить нагрузку на педагогический состав, что критично важно, поскольку специалисты по балету в Иркутской области – штучный товар. Безусловно, возникали некоторые проблемы технического характера, но это лучше, чем ничего, считает глава студии. Более того, большей части воспитанников такой формат пришёлся по душе, и они сделали рывок. Поэтому онлайн-занятия в будущем будут внедряться в привычный режим балетной школы. Другой пример, как удалось подстроиться под изменившиеся условия, продемонстрировали собственница швейного коворкинга «Sweet_hall38» Евгения Шышмарёва и её коллега Роман Крылов. С введением ограничительных мер и режима самоизоляции пришлось закрыть все мастер-классы, все занятия и всё, что работало до этого. – Вообще я разрабатывала маски для новой молодёжной коллекции. Роман Крылов однажды ко мне зашёл, увидел это, понял, что впереди нарастающий спрос, и мы быстро переориентировались, подали документы на сертификацию, нам это дело ускорили. И начали работать, – рассказывает иркутянка. Сам Роман Крылов является автором франшизы «Супер яйцо» – это готовый бизнес по производству больших шоколадных яиц. До пандемии его предприятие шло успешно, по всей стране было больше сотни компаний, появлялись он и за пределами России. Но с коронавирусом это дело пришлось поставить на паузу: люди в условиях кризиса ничего нового не хотят начинать. – Серьёзность коронавируса я осознал с самого начала и понимал, что быстро мы не вернёмся к оборотам, потому пришлось принимать решение здесь и сейчас. Разработали маску, приобрели всё оборудование и за 10 дней смогли поставить бизнес с ежедневной выдачей более 5 тысяч масок в день. Мы отшивали маски крупнейшим компаниям плюс для аптек, работали по 16-18 часов работали. За месяц больше 70 тысяч масок отшили, – рассказывает предприниматель. Однако сейчас, говорит Роман Крылов, настал момент, когда рынок перенасытился, предложений больше, чем потенциальных покупателей. А потому настало время идти дальше. Роман Крылов и Евгения Шышмарёва решили запустить линейку костюмов-джентльменов спортивного кроя в клетку по мотивам недавней кинопремьеры «Джентельмены» – Как только всё закончится, люди пойдут тратить свои деньги, а мы уже к этому готовы. Кризис – это время перемен. Нужно не сидеть, идти вперёд, – резюмировал Роман Крылов.
|