Политическая жизнь в Иркутской области | |
15.04.2019 |
Апрельские предвыборные инициативы КПРФ вызвали недоумение у депутатов ЗС Иркутской области и экспертов |
|
Иркутск, 15.04.19 (ИА «Телеинформ»), - В Иркутске 10 апреля состоялась внеочередная сессия Законодательного собрания Иркутской области, инициированная фракцией КПРФ. Несмотря на любопытную повестку, сам процесс, по словам некоторых его прямых участников, был еще любопытнее и больше напоминал «какой-то сюр». Телеинформ опросил экспертов, чтобы узнать, «что это было». Напомним, в повестке (предложенной коммунистами) значилось четыре вопроса – по количеству вносимых законопроектов: отмена процедуры досрочного голосования, проведение досрочного голосования в городских округах в те же десять дней до дня голосования, но только в территориальных или окружных избирательных комиссиях, изменение порядка назначения мэра Иркутска а также возврат прямых выборов мэра Иркутска. Последний законопроект был внесен губернатором региона и значился в повестке первым. При этом многие наблюдатели задаются вопросом: почему эти законопроекты вносятся именно в апреле, когда есть риск, что они не успеют к сентябрьским выборам? Если было желание что-то поменять, почему этого не сделали раньше? Напомним, фракция КПРФ, которую в облпарламенте возглавляет сын губернатора Приангарья Андрей Левченко, 2 апреля направила запрос руководству Законодательного собрания Иркутской области о проведении внеочередной сессии парламента в апреле. Его должны были рассмотреть в течение 10 дней, в результате заседание было назначено на утро 10 апреля, за час до оглашения ежегодного отчета губернатора региона. Представитель фракции КПРФ в Законодательном собрании на условиях анонимности сообщил нашему корреспонденту, что с членов фракции собрали подписи под требованием о проведении внеочередной сессии. Однако никто не объяснил, для чего и почему датой направления этого требования стало именно 2 апреля. Ведь организаторы не могли не понимать, что это может наложиться и организационно, и информационно на послание губернатора. – Я бы очень хотел узнать, что это вообще было? Или это пиар таким образом осуществляли «борцы за народное счастье»? Я это воспринимаю как какой-то сюр, особенно по итогам заседания, – эмоционально высказался депутат Законодательного собрания (фракция ЛДПР) Георгий Любенков. Напомним, по большому счету, сессия не то чтобы закончилась ничем, но в ее заседании объявили перерыв до 25 апреля, едва обсудив повестку: практически все имеющееся время растянули на утрясание процедурных вопросов. По словам Георгия Любенкова, фракция КПРФ фактически была не готова к сессии, на проведении которой сама и настаивала, внесенные законопроекты были «сыроваты». – Можно же нормально получить заключения, войти в Заксобрание с подготовленными проектами, зачем цирк-то устраивать? Это не только мое личное отношение к ситуации, но и всей фракции ЛДПР в Заксобрании, – пояснил депутат. – По сути предложенных вопросов могу сказать, что все они подлежат обсуждению. С частью из них наша фракция согласна, с частью – нет. Поэтому в рабочем порядке мы готовы все эти вопросы обсуждать и принимать решение. Со стороны аппарата Заксобрания высказался заместитель его руководителя Алексей Петров. Он пояснил, что внеочередная сессия областного парламента 10 апреля была созвана председателем ЗС в связи с требованием группы депутатов. Согласно законодательству, такая сессия должна быть проведена, если с инициативой выступили не менее одной трети от установленного числа депутатов, и она должна быть назначена в течение 10 дней. При этом повестка сессии формируется инициаторами. – Весь смысл процедуры как раз в том, что повестку и проекты документов предлагает тот, кто требует созыва внеочередной сессии, – в данном случае группа депутатов. И если на обычной сессии за повестку голосуют, она может быть скорректирована, могут быть добавлены какие-то вопросы, то на внеочередной сессии это невозможно, потому что повестка задается изначально при подаче инициативы, – пояснил Алексей Петров. Далее, отметил юрист, согласно регламенту и требованиям законодательства, все законопроекты перед вынесением на сессию предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов. А рассмотрение на комитете возможно только при наличии заключений прокуратуры области, министерства юстиции и – если это предусмотрено законодательством – других органов. В данном случае было необходимо заключение Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, поскольку все четыре законопроекта затрагивали вопросы местного самоуправления. – Отсутствие таких заключений исключает возможность рассмотрения законопроекта на комитете, а если он не рассматривался на комитете, то его не могут рассмотреть на сессии, – прокомментировал Алексей Петров. Политконсультант Владислав Шиндяев отметил, что по итогам полугода работы третьего созыва Законодательного собрания Иркутской области фракция КПРФ по-прежнему показывает свою несобранность и неорганизованность. При этом все проекты законов, которые они выдвинули, заявил эксперт, носят по большей части популистский характер, что позволяет коммунистам использовать тему прямых выборов мэра и порядка избрания депутатов думы Иркутска в рамках предвыборной кампании. – Да, безусловно, эти законопроекты достаточно важны, особенно тот, который касается прямых выборов мэра. Понятно, что парламентарии должны провести в отношении него определенную работу и поднять эту тему перед выборами депутатов думы Иркутска. Однако проводится эта работа по большей части ради процесса и отработки темы, нежели получения положительного результата по принятию закона, – считает Владислав Шиндяев. – Неважно, как проголосуют парламентарии – за принятие закона или против. В любом случае, партия КПРФ в Иркутской области попытается выжать для себя максимум из этой темы. Она в любом случае будет использована в рамках будущей предвыборной кампании. С юридической стороны к текстам законопроектам нет вопросов, отметил эксперт, однако в отношении процедуры их принятия фракция КПРФ в областном парламенте опять показала себя структурой, которая не смогла организоваться. – Это они же попросили назначить внеочередную сессию ЗС на период, когда должно было быть оглашено послание губернатора, – напомнил Владислав Шиндяев. – Со стороны их политических оппонентов было ожидаемо, что заседание могут назначить и на один и тот же день с этим мероприятием. В итоге сами же коммунисты затянули сессию, чем поставили под удар послание руководителя своей партии в регионе. Какой смысл было затягивать заседание тактической борьбой за состав секретариата и состав счетной комиссии, если к рассмотрению самих законопроектов они готовы не были? Ведь именно фракция КПРФ затянула начало заседания, и если бы не решение председательствующего о перерыве, был бы велик шанс, что парламентарии опоздали бы на послание Сергея Левченко. Напомним, в последние минуты заседания на голосование было вынесено два варианта по перерыву в сессии – на 14:00 10 апреля, после отчета губернатора, и на 15 апреля, на котором настаивала фракция КПРФ. В итоге ни одно из предложений не было принято. – В очередной раз мы видели слаженную работу аппарата Законодательного собрания. С юридической и организационной точек зрения придраться не к чему. Все действия выполнены в соответствии с нормативными актами и регламентом. На сегодняшний момент очевидно, что для фракции КПРФ создали все условия для того, чтобы они все-таки выполнили необходимые требования закона, прошли все необходимые процедуры, чтобы рассмотреть законопроекты, получить на них необходимые заключения. Времени на все это сейчас достаточно. Посмотрим, как развернется ситуация 25 апреля, когда продолжится заседание внеочередной сессии, – отметил эксперт. Ну а на сегодняшний момент, подытожил Владислав Шиндяев, к сожалению, во фракции КПРФ по-прежнему наблюдается недостаточный уровень организованности, поверхностный подход к подготовке реализации решений и проблемы с консолидацией интересов внутри фракции и в межфракционной работе по отдельным достаточно важным и стратегическим вопросам. Как отметил профессор права, д.ю.н Сергей Шишкин, фактически сессия 10 апреля получилась скомканной, но сами законопроекты были интересными. – Почему коммунисты именно сейчас настояли на проведении внеочередной сессии, мне неведомо. Может быть, тут как раз есть элемент какой-то конъюнктурности, но доказательств на этот счет у меня нет, – пояснил он. – Но нынешние инициаторы борьбы за демократизацию выборов в Иркутске, за возврат прямого голосования, безусловно, получат политический гешефт с этой ситуации. Впрочем, сейчас чисто технологически не получится вернуть прямые выборы до единого дня голосования, отмечает эксперт. Все процессы требуют времени – внесение поправок, их регистрация в Уставе Иркутска. – Я посчитал: за три месяца до единого дня голосования 8 сентября 2019 года не получится это сделать. Поэтому, если законопроект будет принят, то он будет действовать уже со следующего созыва думы. Пока же, на ближайшие пять лет, как паллиатив можно рассматривать и действующий вариант с выбором мэра из числа депутатов, и вариант с комиссией и конкурсным отбором, – пояснил Сергей Шишкин. Оба этих варианта в силу своей временной ограниченности никакой опасности для демократических основ местного самоуправления Иркутска не несут, считает Сергей Шишкин, тогда как общий же мейнстрим направлен в сторону возвращения права иркутян участвовать в прямых выборах мэра. – Более того, если параллельно будут приняты оба законопроекта, то это будет тоже определенный сигнал для депутатов думы и кандидатов на должность мэра. Они должны будут понимать, что мы все-таки стремимся к максимальной открытости и прямоте взаимоотношений между городом и избирателями, – заявил экперт. Что касается законопроектов, предложенных фракцией КПРФ и связанных с досрочным голосованием, то здесь, по мнению Сергея Шишкина, в первую очередь следует заботиться о том, чтобы минимизировать абсентеизм, особенно в условиях, когда на муниципальных выборах в Иркутской области явка составляет 18-23%. Так что принятие таких законопроектов, по словам эксперта, должно оздоровить обстановку и сузить возможности для совершения преступлений должностными лицами в УИКах. Также Сергей Шишкин прокомментировал вопрос введения в избирательных бланках на голосованиях в Иркутской области графы «против всех». – Тема протеста у нас стала главным драйвером последнего администрирования выборов. Можно на это влиять, например, с помощью судебного администрирования, когда снимаются сильные кандидаты, и выбирать не из кого. Но вообще желательно, чтобы городами и весями управляли подготовленные управленцы, чтобы не было эксцессов. Поэтому мне кажется, что выборы должны быть на позитиве, а не на протесте. И мобилизация протеста как технологии мне не нравится. Графа «против всех» не дает каких-то эксклюзивов персонализации этого процесса для конкретных политических игроков, и я думаю, это неплохо. Мы таким образом создаем громоотвод, импульс уходит в землю, конкурировать между собой начинают позитивные силы. Поэтому лично я поддерживаю такую законодательную инициативу, – заявил Сергей Шишкин. Напомним, после оглашения послания губернатора депутаты вернулись в зал заседаний, кресло председателя занял спикер ЗС Сергей Сокол и озвучил третий вариант перерыва – вернуться к рассмотрению вопросов не 15 апреля, как настаивали коммунисты, а 25-го, чтобы инициаторы законопроектов гарантированно успели получить заключения на них от компетентных структур. Депутаты практически единогласно проголосовали за это предложение. Как развернется рассмотрение вопросов, предложенных коммунистами, пока остается загадкой. Телеинформ продолжает следить за развитием событий. |