Политическая жизнь в Иркутской области | |
26.04.2019 |
Майдан, регламент и немного нервно, или Как в облпарламенте законопроекты о выборах мэра Иркутска обсуждали |
|
Иркутск, 26.04.19 (ИА «Телеинформ»), - На 12-й внеочередной сессии Законодательного собрания Иркутской области 25 апреля в первом чтении приняли законопроект о внедрении в Иркутске института сити-менеджера, внесенный депутатами от КПРФ и ЛДПР. Инициатива губернатора региона Сергея Левченко о прямых выборах мэра не нашла у парламентариев поддержки, а третий законопроект и вовсе был внесен и отозван прямо в ходе заседания. Напомним, внеочередная сессия была созвана по инициативе 21 депутата, началась 10 апреля, затем участникам пришлось прерваться на оглашение ежегодного послания губернатора, которое проходило в тот же день. Затем был объявлен перерыв на 15 дней – это было сделано для того чтобы компетентные органы успели подготовить заключения по всем рассматриваемым законопроектам. В итоге 25 апреля в зале заседаний собрались 40 депутатов, присутствовали также сенатор СФ (КПРФ) Вячеслав Мархаев, главный федеральный инспектор по Иркутской области Андрей Абрусевич, представители облпрокуратуры, Минюста, облизбиркома. Забегая вперед, отметим, что на этот раз тоже не обошлось без перерывов: вначале депутаты сделали паузу, чтобы по приглашению губернатора принять участие в церемонии открытия всероссийской акции «Георгиевская ленточка». Затем, когда обсуждение затянулось, парламентарии прервались еще на три часа, завершив заседание в десятом часу вечера. Итак, 25 апреля сессия продолжилась с выступления депутата Виталия Перетолчина, который внес третий законопроект о выборах мэра Иркутска. Если Сергей Левченко предлагал вернуть прямые выборы мэра, а Андрей Андреев и Дмитрий Тютрин – внедрить институт сити-менеджера, то третий вариант предполагал отдать этот вопрос «на откуп» думе Иркутска. Виталий Перетолчин напомнил, что в мае 2014 года в Иркутске был принят закон о прямых выборах мэра, в декабре того же года – о введении института сити-менеджера. В марте 2015 года ситуация изменилась с принятием закона об избрании градоначальника из числа депутатов гордумы. – И затем в 2017, 2018, 2019 годах в Законодательное собрание раз за разом вносились законопроекты на эту тему – и об институте сити-менеджера, и о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Я считаю, что это в корне неверная позиция, – заявил парламентарий. – Заксобрание – серьезный орган, который не должен ежегодно рассматривать законопроекты о муниципальных выборах, как мне кажется, в угоду чьим-то политическим интересам. Нам надо исключить такую практику и в этих вопросах прежде всего ориентироваться на мнение населения каждого муниципального образования. Виталий Перетолчин пояснил, что предмет регулирования правоотношений в его законопроекте совпадает с предметами законопроектов из первых двух вопросов повестки. В подтверждение своих слов он зачитал полученное им экспертное заключение от Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции, где его законопроект сравнивался с предложенным губернатором. Согласно этому заключению два проекта законов признавались альтернативными, предлагалось рассматривать их совместно, а позднее принимать либо один из них, либо ни одного. – Учитывая, что регламентом предусмотрено только одновременное рассмотрение альтернативных законопроектов, предлагаю снять с рассмотрения первые два вопроса, по моему законопроекту провести все необходимые процедуры, обсудить на профильном комитете, и только затем вернуться к комплексному рассмотрению, – завершил он свое выступление. Это предложение не нашло поддержки в рядах фракции КПРФ. Слово взял депутат Сергей Бренюк, заявив, что озвученное предложение направлено на то, чтобы отменить утвержденную ранее повестку сессии. – А это предложение когда-то, может быть, будет рассмотрено. Пусть законопроект проходит все экспертизы, тогда, может быть, когда-то будет поставлено на обсуждение, – высказался он. Руководитель фракции «Справедливая Россия» Лариса Егорова выступила в поддержку предложения Виталия Перетолчина, отметив, что Заксобрание «не может продолжать чехарду с законопроектами, а муниципалитеты сами должны решать, как им избирать мэра». – Мы на протяжении многих лет говорим о том, чтобы в муниципалитеты вернулись права самим решать, как им выбирать ту власть, которая представляет интересы людей. Будучи совсем недавно муниципальным депутатом, я считаю, что депутатский корпус Иркутска – и, не сомневаюсь, других городов региона – вправе самостоятельно решить, как им выбирать мэра, – сказала она. Еще один представитель фракции КПРФ в ЗС Антон Романов поддержал сопартийца. По его словам, законопроект губернатора направлен не в угоду каким-то политическим интересам, а на ликвидацию тех пробелов и обстоятельств, которые прямо были установлены решением Конституционного суда полтора года назад. Также он высказался и о том, что раз повестка уже была утверждена, то все по тому же регламенту менять ее нельзя. На это вице-спикер областного парламента Александр Ведерников возразил, что утверждения повестки 10 апреля не происходило: при направлении требования о проведении внеочередной сессии этого и не требуется по регламенту. Впрочем, фракцию КПРФ было не унять: Антон Романов завел речь о «нездоровых политических силах», которые с 2014 года «пытались сломать стабильную ситуацию, когда в Иркутске уже 20 лет как выбирали мэра прямым голосованием». Руководитель коммунистов в ЗС Андрей Левченко добавил, что нынешняя ситуация может создать прецедент, когда любой проработанный законопроект можно будет снять, внеся альтернативный в день обсуждения. После этого высказалось правовое управление Заксобрания. Замруководителя аппарата ЗС Алексей Петров прокомментировал внесенный Виталием Перетолчиным законопроект, пояснив, что согласно предоставленному заключению он действительно является альтернативным, а регламент ЗС предусматривает только совместное рассмотрение таких проектов законов. Вследствие этого, добавил юрист, к обсуждению законопроектов следует вернуться после того, как все три пройдут все необходимые процедуры и будут обсуждены на профильных комитетах. Александр Ведерников к этому добавил, что фракции КПРФ, вообще-то, тоже давали время на прохождение тех же самых процедур, ради чего и объявляли перерыв в сессии. – Давайте как-то двуспальную логику вашей фракции менять, – сказал он. – Когда вы вносили альтернативный проект закона и вам дали отсрочку, все было нормально. А сейчас такой же депутат, как вы, вносит свой законопроект, точно такой же альтернативный. Он имеет на это точно такое же право. Александр Ведерников в связи с этим предложил вопросы по выборам мэра Иркутска из повестки не убирать, но не голосовать по ним, а в конце этого дня заседания вынести решение о перерыве в связи с появлением еще одного альтернативного законопроекта, в строгом соответствии с регламентом облпарламента. Это предложение оказалось для коммунистов своеобразной «красной тряпкой». Так, например, депутат от фракции КПРФ Павел Сумароков возмутился, с какой это стати пересматривают уже утвержденную повестку. Сергей Бренюк в очередной раз взял слово, назвав текущее обсуждение «политиканством и препятствованием рассмотрению вопросов из повестки». Антон Романов добавил, что раз повестка заседания не изменена, то и действовать надо по ней, а раз в ней нет третьего законопроекта, то значит, что де-юре его пока и в Заксобрании не существует. В противном случае, заявил коммунист, «фракция КПРФ будет рассматривать снятие вопросов с повестки как срыв сессии и повод для обращения в суд и выражения недоверия руководству Законодательного собрания». На такой нервной ноте депутаты ушли на перерыв, так и не успев заслушать докладчика по первому вопросу повестки. Между тем, на полях отметим, что третий из альтернативных законопроектов по выборам мэра Иркутска, по сути, являлся наиболее демократичным, поскольку передавал непосредственно городской думе право выбора главы муниципалитета. К слову, как было озвучено в ходе заседания, по этому проекту членам фракции «Единая Россия» предоставлялось самостоятельно выбирать свое к нему отношение, и в случае обсуждения каждый из них мог сам сделать выбор при голосовании. Спустя 40 минут парламентарии вернулись в зал заседаний. С трибуны о законопроекте Иркутской области № ПЗ-374 «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», внесенном Сергеем Левченко в конце 2018 года, депутатам доложил полпред губернатора в ЗС Роман Буянов. Председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Виктор Побойкин озвучил решение комитета: рекомендовать принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним во втором чтении. Затем слова вновь попросил Сергей Бренюк, на этот раз выйдя на трибуну и развернув на ней транспарант с подписью «Мэра должны выбирать жители, а не «Единая Россия». Он заявил, что в трех предложенных вариантах мэра выбирают депутаты думы, аттестационная комиссия и горожане. – Третий вариант – это воля граждан, остальное – противоборство политических сил. Давайте руководствоваться волей граждан, – высказался он. – Однако я заявляю, что если не пройдет вариант законопроекта за прямые выборы мэра, я буду голосовать за второй. Затем с трибуны выступил депутат ЗС Андрей Андреев, который представил депутатам альтернативный законопроект, пояснив, что на их с Дмитрием Тютриным взгляд выборы мэра при участии аттестационной комиссии станут более ответственными. Александр Ведерников поинтересовался на это, не кажется ли коллегам-депутатам странным, что законопроекты, связанные с выборами мэра Иркутска, внесены как раз не иркутянами: «ангарчанин Бренюк, ангарчанин Левченко, ангарчанин Тютрин, томич Андреев лишают иркутян права самим выбирать мэра», – высказался он. На это Андрей Андреев заявил, что ему «странно, что второй созыв Заксобрания лишил иркутян этого права в 2014 году», а Евгений Сарсенбаев выразил недоумение такой территориальной диффренциацией. Александр Ведерников в очередной раз пояснил, что проект Виталия Перетолчина как раз делегирует право выбирать как раз депутатам думы Иркутска как представителям интересов горожан. Депутат Светлана Шевченко (фракция КПРФ) отметила, что «коллега Перетолчин почему-то замалчивает результаты недавнего опроса горожан, когда 88% иркутян высказались за прямые выборы мэра». Подводя итог обсуждению второго вопроса повестки, Виктор Побойкин отметил, что комитет по госстроительству ЗС рекомендует Заксобранию принять этот законопроект в первом чтении, рассмотреть замечания в перерыве и принять его в окончательном чтении на этой же сессии. Спикер областного парламента Сергей Сокол к этому добавил, что пока что ни один депутат фракции «Единая Россия» за все время сессии не высказался по сути предлагаемых законопроектов. – Я думаю, что в итоге мы выработаем какое-то совместное решение и проголосуем по каждому из законопроектов, но тогда, когда будем иметь все заключения на руках, чтобы провести это голосование легитимно, – сказал он и предложил перейти к обсуждению третьего вопроса повестки. Его перебил Андрей Левченко: – Вы сейчас провоцируете начало грандиозного скандала, который я, думаю, в первую очередь не нужен вам как руководителю областного отделения партии «Единая Россия» и председателю Законодательного собрания. Уже звучали здесь при обсуждении комментарии, что вы – такой же рядовой депутат, председательствующий на сессии, и, как все остальные депутаты, обязаны соблюдать регламент. Сейчас вы уже его нарушили, перейдя к третьему вопросу без голосования по первым двум. Предлагаю, пока не поздно, не провоцировать майдан перед зданием Законодательного собрания, и поставить первые два вопроса на голосование. Никакого третьего законопроекта альтернативного, о котором здесь говорится, в повестке заседания нет. То, что его внесли сегодня, ни о чем не говорит, и к данной сессии он отношения не имеет, – высказался руководитель фракции КПРФ в ЗС. Он предложил Сергею Соколу обойтись без скандала и поставить вопросы на голосование. – Вы мне угрожаете скандалом? Я не знаю, как расценивать сегодняшние выступления [фракции КПРФ] – как попытку этот скандал спровоцировать? Можно что угодно воспринимать как скандал, но у нас есть регламент, и позиция правового управления уже озвучена, – возразил на эту тираду Сергей Сокол. – У нас есть регламент, по которому работает Законодательное собрание. Если вы считаете, что председатель ведет себя, нарушая его нормы, давайте либо обратимся к органам прокуратуры, которые могут выступить тут неформальным арбитром, либо потом, после заседания, вы можете обратиться в суд, где мы с вами и обсудим все эти вопросы. Заместитель прокурора Иркутской области старший советник юстиции Роман Шергин выступил с комментарием по ситуации. – На мой взгляд, действительно, тут доходит уже до прямых угроз. Я полностью согласен с разъяснением правового управления по поводу регламента. Я не хочу давать этическую оценку действиям депутатов, которые в последний момент вносят альтернативные законопроекты или постепенно. На мой взгляд, Сергей Михайлович [Сокол] берет на себя совершенно правильную ответственность. И зря вы говорите, что нет третьего альтернативного законопроекта: он есть, он внесен, и его нужно рассматривать вместе с первыми двумя. Если вы считаете, что необходимо голосовать сейчас, вы вправе это сделать. Но в этом случае, предупреждаю, есть основания для внесения протеста прокурором. Принятое вами решение будет нами, скорее всего, оспорено – мы дадим ему правовую оценку, изучим все нюансы. Конечно же, выносить на рейтинговое голосование необходимо все три альтернативных законопроекта. Но если вы их рассмотрите, вы поставите под сомнение итоги вашего голосования, так как есть основание для опротестования решения, – сказал он. Фракция КПРФ, между тем, продолжила настаивать на своем, предложив, например, собрать прямо там же комиссию по регламенту, которая все обсудит и примет решение по голосованию. Сергей Сокол предложил перейти все-таки к третьему вопросу повестки и пригласил на трибуну Андрея Левченко. Однако тот вышел и заявил, что не будет докладывать до тех пор, пока не будет проведено голосование по предыдущим вопросам. На увещевания коллег-депутатов он не реагировал. Согласно тому же регламенту депутаты не имеют право переходить к следующему вопросу повестки, пока не будут заголосованы предыдущие, утверждал он. В противном случае фракция КПРФ покинет заседание. Сергей Сокол сообщил, что фракция имеет на это полное право, но это будет означать срыв заседания. Еще более взвинченные, депутаты взяли второй перерыв – на этот раз трехчасовой. Вернувшись в зал заседаний, Виталий Перетолчин сообщил коллегам, что отзывает свой законопроект, «чтобы никто не подумал, будто «Единая Россия» против прямых выборов мэра». Сергей Сокол поблагодарил его за принятое решение, и затем депутаты провели голосование. В итоге законопроект, внесенный губернатором, не набрал необходимого для кворума количества голосов – за него проголосовали 19 человек. Законопроект, выдвинутый Андреем Андреевым и Дмитрием Тютриным, поддержали 27 депутатов. Срок внесения поправок в принятый в первом чтении законопроект определен: 25 мая 2019 года. Тэги:
|