Политическая жизнь в Иркутской области | |
17.10.2013 |
Межбюджетные войны. Иркутск. Один-ноль в пользу области |
|
Иркутская область, 17.10.13 (ИА «Телеинформ»), - Вторая сессия Законодательного собрания Иркутской области, состоявшаяся 16 октября, принесла мини-сенсацию. Оказывается, расчет на то, что новый региональный парламент – «не место для дискуссий» (то, о чем еще недавно говорили наблюдатели), не оправдывается. Давно при обсуждении региональных законов страсти не кипели столь бурно, как нынче в ходе принятия закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». ИРКУТСК – ПРОТИВ!Тон дискуссии задало эмоционально окрашенное выступление мэра Иркутска Виктора Кондрашова, который попытался убедить депутатов в том, что изымать муниципальные полномочия по финансированию сферы дошкольного образования, а заодно и часть налогов - недопустимо (к слову, вместе с полномочиями город лишается и серьезной суммы, которая уже учтена в городском бюджете, принятом на три года). - У Иркутска в результате возможного принятия этого закона изымается из бюджета 683 млн. рублей, - сообщил Виктор Кондрашов. – Бюджет на три года (2013, 2014 и 2015) у нас уже сверстан, предусмотрены программы, по которым заложено финансирование на строительство социальных объектов. И что я теперь должен сказать жителям города? Что в результате принятия такого закона Законодательным собранием, при участии, в том числе депутатов, которые раньше работали в городской думе, мы должны переверстать бюджет? На доведение зарплаты мы должны были увеличить финансирование на 154 млн. рублей, на строительство детских садов - 556 млн. рублей, на реконструкцию детских дошкольных учреждений – 409 млн. рублей и на капитальный ремонт – 34 млн. Всего - 1 млрд 153 млн. рублей. Мы эти суммы уже расписали, и теперь непонятно, откуда брать 683 миллиона, выпадающих из бюджета. - Мы спланировали все по детским садам на ближайшие три года, а теперь нам говорят: денег больше не будет. Я думаю, Минфин погорячился, намереваясь за счет Иркутска, Братска и Ангарска получить выигрыш в 2 млрд. рублей (в общей сложности крупные города потеряют именно такую сумму), - заявил Виктор Кондрашов. - Нужно учиться зарабатывать, а не решать проблемы с помощью перераспределения. У нас серьезные трудности с исполнением бюджета 2014 года. Вспомним, как прошла выборная кампания в этом году. В следующем году тоже выборы - в гордуму. Все это скажется на электоральных настроениях населения.Виктор Кондрашов также сообщил, что на 2014-2015 год бюджет спланирован с максимальным дефицитом. Город также исполняет обязательства согласно майским указам президента. Все силы брошены на решение проблемы детсадов. - На это мы выделяем средств по максимуму – урезали почти полностью дорожное строительство, в расчете на то, что деньги на это будут выделяться из других источников. Но этого не происходит, - заявил глава города. - В итоге у нас все было переформатировано на исполнение указов президента. В бюджете спланировано строительство 15 детских садов. И вчера мы еще 22 площадки собирались определить на 2014-2015 год. Всего, чтобы закрыть дефицит по детсадам, нужно порядка 14,5 миллиардов рублей. Даже если будут деньги по каким-то федеральным или областным программам на условиях софинансирования, у нас нет ни копейки, чтобы в этом участвовать. Мэр также напомнил о словах министра финансов РФ, сказанных 4 октября на съезде «Единой России» - о том, что передача в местные бюджеты доходов от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, будет стимулом для развития и поддержки малого и среднего бизнеса. А также подчеркнул, что этот вопрос можно решать и без вмешательства федерального правительства, в рамках региональных полномочий. - У нас же эти налоги изымаются полностью, - напомнил мэр. – А ведь за два года мы создали в городе систему поддержки малого бизнеса, раскручивали ситуацию, сделали программу. И как только появилась возможность зарабатывать, нам говорят – все! Мы, конечно, все свернем, этих 5-10 человек, которые в инфраструктуре поддержки малого бизнеса задействованы, уволим. Но для развития этого сектора у нас стимулов не будет. Мэр призвал депутатов внимательно оценить сумму выпадающих доходов, которых лишится бюджет Иркутска в результате принятия закона о межбюджетных трансфертах, и не торопиться голосовать "за". После мэра слово взял первый зампред областного правительства Владимир Пашков. Он поинтересовался, каков размер бюджетного дефицита у Иркутска и каким он предполагается на будущие три года. А заодно сообщил, что проектирование областного бюджета 2014-2016 года и корректировка бюджета 2013-го проходит в непростой ситуации: «…давление тех обязательств, которые предписаны по исполнению указов президента, безусловно, снижает бюджетную эластичность». Так что в бюджет будущего года предполагается заложить дефицит, «близкий к максимальному». И в течение трех лет высока вероятность вновь серьезно нарастить государственный долг. При этом зампред недвусмысленно намекнул, что у Иркутска с финансами все более благополучно – ни большого дефицита, ни госдолга не накоплено. ДЕМАРШ ПО-КРАСНОШТАНОВСКИ После этого к трибуне вышел депутат областного парламента, в недавнем прошлом состоявший в рядах иркутской городской думы, один из самых крупных частных землевладельцев Иркутска Алексей Красноштанов. И градус дискуссии подскочил до критической отметки. Невзирая на былые разногласия с Виктором Кондрашовым, народный избранник на этот раз горячо поддержал иркутского мэра. «Категорически согласен с Виктором Ивановичем по поводу того, что у нас на сегодня по факту город Иркутск недофинансируется», - обозначил свою позицию депутат, а далее без предупреждения и весьма неожиданно для всех «наехал» на спикера Законодательного собрания Людмилу Берлину. - Вот вы, Людмила Михайловна, говорите, что мы, объединившись с Усть-Ордынским округом, получили большие вливания в бюджет при помощи депутатов Госдумы. А вот я этих вливаний не ощущаю, - лихо заявил Красноштанов. - Или их не туда потратили, или их не было, но что-то тут не так. Далее народный избранник и вовсе разошелся, замахнувшись на святое – на объединительные процессы в Иркутской области: - Помню, как шесть лет назад Александр Тишанин собирал нас, руководителей предприятий, в частности, Ленинского района, и мы агитировали всех жителей идти на референдум, - приоткрыл завесу тайны депутат-землевладелец. – Тогда в городе Иркутске явка была 65-68%, в отличие от нынешних выборов. И 85% проголосовали за объединение. И что мы получили? Мы просто обманули иркутян! В городе проживает 24% жителей Иркутской области, а бюджет Иркутска составляет всего 13 млрд. рублей. И это при областном бюджете в 100 млрд. рублей! Так вот, уважаемая Людмила Михайловна, вы тоже в ответе за то, что Иркутск получил то, что получил. Следующим ходом депутат окончательно дезориентировал аудиторию, поскольку так же внезапно заявил, что готов проголосовать за обсуждаемый закон о межбюджетных трансфертах: «Я не против того, чтобы принять сегодня закон. Я буду голосовать за него. Потому что в действительности эти 500 млн. рублей, которых лишится Иркутск, ничего не решат. Но, уважаемые депутаты, прошу обратить ваше внимание на то, что это – преддверие обсуждения бюджета, который мы будем принимать 25 ноября. Если вы в очередной раз позволите обмануть наших иркутян, то я тогда выйду из партии «Единая Россия». По настоящему выйду», - сурово пригрозил депутат, уже однажды выходивший из той самой партии. Далее Алексей Красноштанов обозначил, что ему не нравится в ситуации: «Президент говорит одно, а мы делаем другое». Однако в подробности противоречий в вертикали власти вдаваться не стал, а вновь упомянул «обманутых иркутян». Следующим в оборот была взята тема здравоохранения: «Вот у нас сегодня жители Ленинского района обеспокоены, что их больницы забирает область. В коридорах детских поликлиник негде присесть. После того, как область возьмет поликлиники на свой баланс, туда потекут больные из всех окрестных населенных пунктов Иркутского района, а их 19. И в поликлиниках будет коллапс». Под конец парламентарий все же вышел на конструктив: «Я предлагаю принять этот закон, но часть расходов города Иркутска должна быть исполнена за счет средств областного бюджета. Первое – это строительство детских садов по схеме софинансирования 50 на 50 (а, может, и 90 на10). Второе - полностью профинансировать строительство спортивного комплекса в Иркутске». Под занавес речи депутат нанес еще один точечный удар по региональной власти, заявив, что отсутствие госдолга у Иркутска – заслуга городской думы и мэра, а вот то, что область копит задолженность, – свидетельство неумения работать: «Мы всегда говорили - живите по средствам. А то, что вы тут в областном бюджете накачали госдолг, так я вам скажу – сегодня областное правительство полностью расписалось в своей слабости!». Подводя черту, Алексей Красноштанов напомнил: «Уважаемые депутаты, давайте уделим особое внимание Иркутску, и не будем забывать, что вы все тут живете, ходите в наши поликлиники и больницы, а представляете интересы других территорий». "ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ" Терпеливо выслушав бунтарскую речь, в дискуссию вступила спикер ЗС. Людмила Берлина заявила, что «объединение УОБО и Иркутской области дало много позитива»: – Сегодня в УОБО построено порядка 15 объектов в рамках финансирования объединительного процесса – это туберкулезная больница, дом для престарелых, школы и т.д. Всеми этими учреждениями пользуются наши жители. Второе: агропромышленный комплекс области еще до объединения, при существовании коллективных хозяйств, давал 36% обеспеченности продуктами питания. Сейчас мы выходим на эти показатели самообеспечения продовольствием. В этом - социальный эффект. Но есть эффект и общественно-политический: это наше единство, которое позволяет трансформировать и реализовывать его в разных областях. Поэтому ценность объединительного процесса для нас очевидна, и она не только в рублях. Прокомментировал речь Алексея Красноштанова и зампред правительства Владимир Пашков, отметив, что депутат допустил не вполне «профессиональные и компетентные высказывания»: - Вероятно, эмоции господина Красноштанова – это то, что накопилось за выборную кампанию. Об этом я говорить не будут. А с точки зрения фактов хотел бы прокомментировать ситуацию. Первое: значительная часть расходов по содержанию инфраструктуры Иркутска финансировалась из областного бюджета. Инфраструктура поддержки малого бизнеса – полностью из областной казны. За последние три года из областного и федерального бюджета было привлечено для Иркутска и инвестировано в Иркутск более 14 млрд рублей. Поэтому, говоря о 350-летии города и о других успехах, за которые иногда отчитываются те, кто не имел к ним прямого отношения, я бы считал необходимым заявить еще раз: это наш общий результат, включая партию, которую вы, Алексей Николаевич, так не любите, непонятно, правда, почему. И, в том числе, благодаря тому, что фракция ЕР в жестком диалоге, в спорах продавливала и защищала интересы Иркутска. Я это должен констатировать. Умерить накал страстей попытался депутат ЗС Андрей Лабыгин: - Вопрос межбюджетных трансфертов всегда обсуждается достаточно остро. Но ситуация по нынешнему проекту такова, что (к сожалению или к счастью) иной работоспособной схемы для достижения сбалансированности бюджетов нет. И сейчас нас пытаются на эмоциях втянуть в такой процесс, в котором в рамках сессии разобраться невозможно. Хочу напомнить, что у нас по городу Иркутску действует закон об областном центре, который всегда помогал корректировать те вопросы, которые возникали по финансированию столицы Иркутской области. Так как иной работоспособной схемы, кроме имеющейся, никто предложить не может, считаю, закон нужно принять. А к вопросу выпадающих доходов Иркутска вернуться при рассмотрении бюджета области. ХОЛОДНЫЙ ДУШ ОТ МИНФИНА Зампред правительства области Алексей Зезуля призвал всех успокоиться, напомнил депутатам об их обещании «конструктивно и откровенно взаимодействовать», и предложил вернуться к цифрам, «а то слишком много эмоций». - Относительно потерь и не потерь. Мы действительно благодарны депутатам Наталье Дикусаровой, Андрею Лабыгину, Александр Семенович Битаров тоже присоединился… за то, что приняли участие в работе – мы несколько встреч провели, смотрели, как Иркутск посчитал свои выпадающие доходы. Потому что по методике Минфина, по которой и остальные бюджеты будем балансировать, даже в самых крайних вариантах выигрыш для муниципалитетов присутствует. Так вот те выпадающие суммы посчитаны Иркутском исходя из принятого в ноябре прошлого года трехлетнего бюджета. А уже в декабре был принят федеральный Закон об образовании. Но Иркутск продолжал учитывать и наращивать в городском бюджете 2014 года расходные обязательства по детсадам. Но у нас ведь «скользящая трехлетка», которая обязывает корректировать бюджет при каждой смене условий. Так что хотел бы заявить, что мы категорически не согласны с тем, как посчитал выпадающие доходы Иркутск – мэрия это сделала некорректно. Мы считаем исходя из того, что есть сейчас и что будет в дальнейшем. По этой модели Иркутск абсолютно не проигрывает. Зампред напомнил, что областной центр, особенно в последние годы, поддерживали очень активно, в том числе и из фонда реформирования ЖКХ (80% средств, направленных области, было инвестировано в Иркутск). Опять же – строительство объектов к 350-летию города и многое другое. - Но правительство области готово продолжить работу по привлечению финансирования для Иркутска, – заверил Алексей Зезуля. - Мы все понимаем - финансирование областного центра должно быть на уровне – город нуждается в поддержке и развитии. Но Виктор Иванович лукавит, когда говорит, что у городского бюджета есть дефицит – его нет. Город принципиально (ни при предыдущем, ни при действующем мэре) не идет на заимствования и не хочет заниматься развитием частно-государственного партнерства. Мы же должны выполнять задачу, которую ставит перед нами губернатор - обеспечивать и текущее финансирование, и развитие региона. Поэтому я прошу поддержать законопроект – других оптимальных вариантов, в которых бы выигрывало большинство муниципалитетов области, нет. В прениях по поводу закона выступил депутат ЗС Геннадий Нестерович, который тоже призвал коллег «к разумности» - «потому что есть разные формы обсуждения проблемных вопросов: есть рабочие группы, комитеты, где все можно проговорить до вынесения на сессию ЗС». Руководитель фракции КПРФ в ЗС Илья Сумароков высказался резко против принятия документа, однако коллеги его не поддержали: большинством голосов законопроект «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» был принят на сессии ЗС.
|