ТЕМЫ
Архив
< Июль 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Сегодня
Политическая жизнь в Иркутской области

Пределы контроля: В правительстве Иркутской области - передел полномочий. Ситуацию комментируют эксперты

Иркутская область, 14.05.14 (ИА «Телеинформ»), - Одно из самых значимых событий в рамках административной реформы в Иркутской области произошло на днях. 12 мая было обнародовано распоряжение губернатора Сергея Ерощенко о распределении обязанностей между главой региона и его заместителями – ключевыми фигурами в облправительстве. Пожалуй, впервые функции и границы полномочий «верхушки» региональной исполнительной власти расписаны столь подробно и тщательно.


Так, обозначено, за что конкретно отвечают губернатор Сергей Ерощенко, первые заместители председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко и Николай Слободчиков, замгубернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Владимир Дорофеев, замгубернаторы Сергей Дубровин, Лариса Забродская, Анатолий Прокопьев, Сергей Серебренников, Иван Хоменко, зампреды правительства Валентина Вобликова, Михаил Литвин, Екатерина Мохкамова.

Насколько новая схема будет дееспособной? Что побудило принять решение об изменении структуры исполнительной власти в регионе? Какие цели преследуются в данном случае? Как вообще продвигается административная реформа в Иркутской области? С такими вопросами «Телеинформ» обратился к представителям экспертного сообщества.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ В «СЕРОМ ДОМЕ»?

- Здесь мы имеем дело с комплексом причин. Одна из них – принципиальная - в соотношении направлений деятельности губернатора и правительства области, - считает политический обозреватель Юрий Пронин. - Судя по посланию, с которым Сергей Ерощенко выступил 30 января, а также по следующим событиям, достаточно большое значение придаётся так называемой «административной реформе», созданию Уставного суда и так далее. То есть, такому, я бы сказал, «государственно-правовому» блоку. Что симптоматично, в послании губернатор вначале сказал об этом, а после об экономике и социальной сфере. Это многие отметили. В связи с этим значение этого блока обязанностей значительно выросло. Тем более, никто не снимал с повестки разделение должностей губернатора и председателя правительства, которое, предположительно, произойдет позже. Это тоже нашло своё отражение в распределении обязанностей между первыми зампредами правительства и губернатором.

Вторая причина – персонального характера. Изменилась связка двух первых зампредов правительства. С начала губернаторства Сергея Ерощенко работали Николай Слободчиков и Владимир Пашков. Пашков ушёл, и так получилось, что Слободчиков стал «первым первым заместителем». Но сейчас появилась необходимость поменять этот расклад - в команду губернатора пришёл Виктор Игнатенко, специалист по юридическим вопросам, который будет заниматься «государственно-правовым» блоком. Это второе обоснование нового распределения обязанностей. К тому же появилось несколько новых заместителей председателя правительства и губернатора. Но эта причина - на втором плане.

Оценивая в целом ход административной реформы в Иркутской области, эксперт замечает, что хоть она и продекларирована, однако, до недавних пор особой динамики в практической плоскости не наблюдалось.

- Думается, что как раз сейчас принимаются конкретные решения по Уставному суду и прочему. Основные события мы увидим осенью этого года, - считает Юрий Пронин. - Потому что, насколько я понимаю, к началу 2015 года, то есть к следующему посланию губернатора, поставленные вопросы необходимо будет уже решить, с тем, чтобы приступить к следующему этапу административной реформы. Где, в частности, будет сказано о разделении постов губернатора и председателя правительства Иркутской области. Кроме того, очевидно, у председателя правительства будет один первый заместитель, а не два, как сейчас. Может быть, именно поэтому этапы реформы разделены по времени. Проводится сложная, масштабная работа. Но очень многое еще предстоит сделать.

- Думаю, это первая серия административной реформы, которую проводит наш Серый дом, - также считает политолог Алексей Петров. - Приводятся в соответствие правовые нормы, управленческая схема, оптимизируется структура региональной власти. Перераспределение функций первых замов производится для того, чтобы избежать дубляжа полномочий. Когда заместителей у губернатора больше одного, у многих появляется желание что-то перетянуть под себя. Задокументированные обязанности создают некие границы, которые ограждают компетенции других заместителей. В документе мы видим очень чёткие разграничения полномочий между Игнатенко и Слободчиковым. То же самое касается всех заместителей председателя правительства.

В ходе региональной административной реформы можно наблюдать усиление юридического блока. Лучшего не было в Сером доме очень много лет. Никогда среди заместителей губернаторов не было юристов, которые не занимались бы проблемами транспорта или, скажем, ЖКХ, а вели реальные проекты по совершенствованию структуры самой власти. Приход Виктора Игнатенко реально усилил как Сергея Ерощенко, так и всю систему исполнительной власти области. Виктор Игнатенко, как теоретик и практик, может все идеи, «блуждающие» по Серому дому, привести в порядок и изложить на бумаге – в виде четких схем и конкретики.

СТРУКТУРА КАЧЕСТВЕННАЯ, НО НЕ ИДЕАЛЬНАЯ

- Правильное распределение обязанностей между губернатором и его заместителями является гарантией эффективного управления регионом, - отмечает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А Ножикова Юрий Курин. - Документ только на первый взгляд и непосвященным лицам может казаться простым. На самом деле он – результат серьезных политических, управленческих, экономический, правовых и кадровых решений.

Обновление документа, регламентирующего распределение обязанностей, является непрерывным процессом, и по мере изменения ситуации в области в этот документ должны вноситься изменения. Неправильно думать, что распоряжение касается только людей на первом, втором и третьем этажах Серого дома. На самом деле это документ о том, как управляется Иркутская область со всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на этой территории, как регион взаимодействует с Российской Федерацией, как он работает с зарубежьем.

Только что состоявшееся перераспределение обязанностей мне кажется продуманным, тщательно подготовленным, системным и структурированным. Оно соответствует потенциалу тех персон, которые работают в самом близком окружении губернатора.

Во-первых, как юристу, мне кажется абсолютно правильным, что при распределении компетенции между первыми заместителями председателя правительства, заместителями губернатора и заместителями председателя правительства на первое место поставлены вопросы государственно-правового строительства. Во-вторых, принципиально новым в управлении областью является объединение в одном блоке с государственно-правовыми вопросами фундаментальных вопросов экономики. Теперь Виктор Игнатенко отвечает и за право, и за экономику.

Слышал мнение, что он не имеет опыта непосредственного руководства бизнесом, а потому этот блок якобы не сможет эффективно курировать. Это абсолютно несостоятельные и необоснованные сомнения. Дело в том, что любая власть – хоть федеральная, хоть региональная, хоть муниципальная – не должна и даже не имеет права напрямую вмешиваться в вопросы управления бизнесом. Власть обязана и имеет право лишь создавать благоприятные правовые и организационные условия для ведения бизнеса предпринимателями. И курировать этот блок целесообразно человеку, дистанцированному от предпринимательской среды. В этом смысле Виктор Васильевич вполне соответствует той компетенции, которая ему отведена.

Еще один блок вопросов, которые он теперь будет курировать – высшая школа. Он много лет ведет научную работу, преподает в вузах, является профессором, доктором наук, и глубоко знает проблемы высшей школы. Его участие в проведении государственной политики в вузах может дать положительные результаты, особенно если учесть те серьезные кризисы, которые в последние годы возникли в ряде высших учебных заведений Иркутской области.

У другого первого заместителя губернатора Николая Слободчикова – блок, связанный с политикой, социальной сферой и координацией ряда отраслевых министерств.

Хочу отметить новую зону ответственности заместителя губернатора Ларисы Забродской. В этой зоне, в числе прочего, – вся байкальская проблематика. Поэтому логично, что вопросы министерства имущественных отношений (этим она занималась много лет и на областном и на федеральном уровне), а также природных ресурсов, сельского хозяйства переданы под ее кураторство. Уверен, что это приведет к более быстрому и эффективному решению проблем с БЦБК и созданию инфраструктурных объектов на всей территории, прилегающей к озеру Байкал. Очень хочется, чтобы Лариса Иннокентьевна имеющийся у нее большой опыт работы в органах власти Иркутской области и Российской Федерации с присущей ей энергией направила на ускорение создания управляющей компании по развитию Прибайкальской территории, а также на ускорение деятельности корпорации развития Иркутской области.

Особо отмечу, что Сергею Серебренникову в числе прочего отданы вопросы содействия муниципальным образованиям севера области. Следовательно, губернатор положительно оценивает его прежнюю работу в должности мэра Братска. И как бывший руководитель прокуратуры этого города, я считаю это правильной оценкой.

Компетенция заместителей губернатора Владимира Дорофеева, Сергея Дубровина, Анатолия Прокопьева, Ивана Хоменко и заместителей председателя правительства Валентины Вобликовой, Михаила Литвина, Екатерины Мохкамовой, на мой взгляд, существенных изменений не претерпели. Это тоже разумно, потому что здесь чего-то нового и не требовалось.

Документ, распределяющий круг полномочий должностных лиц, очень качественный, но, все же, не идеальный. Впрочем, в этом нет вины разработчика. Этот документ решает те проблемы, которые можно решить только сегодня. В перспективе же надо разделить должности губернатора и председателя правительства, кроме того, заместитель губернатора должен быть один.

ХОРОША ЛИ РЕФОРМА, УЗНАЕМ ОСЕНЬЮ

Главная цель проведения у нас административной реформы – это, безусловно, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Иркутская область в Сибирском федеральном округе занимает лидирующие позиции по количеству чиновников, но качество работы зачастую хромает, - отмечает руководитель иркутского представительства федерального журнала "Регионы России" Андрей Южаков. - Поэтому недаром губернатор Сергей Ерощенко заявил о сокращении 1000 служащих и переформатировании органов исполнительной власти.

Изменения в структуре региональной власти назрели, поскольку огромная исполнительская машина перестала удовлетворять запросы населения, и, судя по принятым решениям, требования руководства области. Более того, новая структура демонстрирует и попытку возложить персональную ответственность за определенные направления работы на конкретного чиновника, будь то заместитель губернатора или министр. Несомненно, эффективность изменений будет зависеть от каждого чиновника, от каждого руководителя. Сегодня мы можем наблюдать жесткие кадровые решения губернатора. Это говорит о возросшем уровне требований к деятельности министров и замов.

Пока сложно сказать, насколько новая структура эффективна. Но, с учетом того, что ее подготовкой занимался Виктор Игнатенко, профессионал высочайшего уровня, есть надежды, что новая структура будет рабочей и эффективной. Но реально ее можно будет оценить не раньше, чем через полгода. В том числе, и в разрезе предстоящей масштабной муниципальной реформы и выборов в ряде муниципалитетов.

Оценивая ход административной реформы в Иркутской области, эксперт отмечает, что пока изменения не выражены явно:

- Чиновников, может быть, где-то и сокращают, оптимизируют структуру, повышают эффективность, но громко об этом не говорят. При этом, одно дело – уволить специалиста, другое - создать эффективно работающую систему. К сожалению, последние примеры, в частности, с сокращением количества «полевых» сотрудников МВД (когда был резко уменьшен штат участковых, происходило объединение нескольких муниципальных районов, которые обслуживал один оперуполномоченный) показало, что снижение численности работающих не приводит к росту эффективности. Поэтому необходима не только масштабная, но и вдумчивая работа.

ДЛЯ СПРАВКИ

Распределение функций в «первой тройке»: за что отвечают губернатор и первые зампреды правительства Иркутской области

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко:

1) представляет Иркутскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, Законодательным Собранием Иркутской области, иными государственными органами Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организациями, общественными объединениями и гражданами, а также при осуществлении международных и внешнеэкономических связей Иркутской области;

2) возглавляет исполнительную власть Иркутской области, являясь по должности Председателем Правительства Иркутской области;

3) дает поручения (указания) членам Правительства Иркутской области, руководителям иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, контролирует их исполнение;

4) координирует работу первых заместителей Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области; непосредственно контролирует работу первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области Слободчикова Н.В., первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области Игнатенко В.В., заместителя Губернатора Иркутской области – руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Дорофеева В.Ю., заместителя Губернатора Иркутской области – руководителя представительства Правительства Иркутской области при Правительстве Российской Федерации в г. Москве Хоменко И.Е., заместителя Губернатора Иркутской области Серебренникова С.В.;

5) непосредственно координирует и контролирует деятельность аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области и представительства Правительства Иркутской области при Правительстве Российской Федерации в г. Москве.

Первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области Виктор Игнатенко:

1) в соответствии с поручениями Губернатора Иркутской области организует оперативную деятельность Правительства Иркутской области, координирует работу исполнительных органов государственной власти Иркутской области, дает им поручения (указания) по вопросам:

проведения административной реформы исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

правового обеспечения деятельности Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области;

организации законопроектной деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

формирования и реализации антикоррупционной политики;

подготовки ежегодных посланий Губернатора Иркутской области Законодательному Собранию Иркутской области о положении дел в Иркутской области и основных направлениях областной государственной политики и контроля за их реализацией;

взаимодействия Правительства Иркутской области и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области с Законодательным Собранием Иркутской области;

развития контрактной системы Иркутской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области;

реализации государственного финансового контроля в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

участия в проведении единой государственной политики в сфере высшего образования;

организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов;

материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных нотариальных контор;

материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях;

иным вопросам, указанным в настоящем распределении обязанностей в пунктах 6, 7, 12;

2) непосредственно координирует работу членов Правительства Иркутской области – заместителя Губернатора Иркутской области Забродской Л.И., заместителя Губернатора Иркутской области – руководителя администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Прокопьева А.А., заместителя Председателя Правительства Иркутской области Мохкамовой Е.Н.;

3) непосредственно координирует и контролирует деятельность:

полномочного представителя Губернатора Иркутской области в Законодательном Собрании Иркутской области;

министерства юстиции Иркутской области;

министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области;

службы государственного финансового контроля Иркутской области;

главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

Первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области Николай Слободчиков:

1) в соответствии с поручениями Губернатора Иркутской области организует оперативную деятельность Правительства Иркутской области, координирует работу исполнительных органов государственной власти Иркутской области, дает им поручения (указания) по вопросам:

организации взаимодействия Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области с государственными органами Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в сфере региональной политики, с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, иными структурами гражданского общества в Иркутской области;

организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти и референдумов в Иркутской области;

взаимодействия с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»;

взаимодействия Правительства Иркутской области с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области;

взаимодействия Правительства Иркутской области с Общественной палатой Иркутской области;

развития зарубежных связей Иркутской области;

установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления регионального государственного надзора за их применением;

выработки и реализации государственной жилищной политики;

выработки и реализации государственной политики в сфере энергетики, включая вопросы газификации и газоснабжения, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

иным вопросам, указанным в настоящем распределении обязанностей в пунктах 5, 10,11;

2) непосредственно координирует работу членов Правительства Иркутской области – заместителя Губернатора Иркутской области Дубровина С.И., заместителя Председателя Правительства Иркутской области Вобликовой В.Ф., заместителя Председателя Правительства Иркутской области – министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Литвина М.В.;

3) непосредственно координирует и контролирует деятельность:

министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области;

службы по тарифам Иркутской области;

представительства Иркутской области в Монголии;

управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике;

управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям;

экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

 

 
Отслеживать: Досье раздела
Срок. Ежемесячные обзоры от Сергея Шмидта
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)