ТЕМЫ
Архив
< Январь 2022 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Сегодня
Политическая жизнь в Иркутской области

Управа на нерадивых мэров и скандальных депутатов? Зачем в Иркутской области создается Уставный суд

Иркутская область, 31.01.14 (ИА «Телеинформ»), - О создании Уставного суда Иркутской области объявил губернатор Сергей Ерощенко в своем Послании Законодательному собранию 30 января. Стоит отметить, что пока еще мало кто осознал, насколько это важно для нашего региона и как может повлиять на политическую и управленческую ситуацию в Приангарье.

Между тем, новый орган судебной власти может рассматриваться (и скорее всего, будет использоваться) как рычаг воздействия на нерадивых и высококонфликтных «муниципалов». Не секрет, что в ряде городов Иркутской области повышенная конфликтность в органах местного самоуправления создает немалые проблемы для населения и в целом подрывает престиж власти, в том числе и региональной. Голодающие главы МО, срывающие заседания депутаты, воюющие друг с другом мэры и сити-менеджеры – вот далеко не полный перечень скандалов, которые последний год то и дело вспыхивают на уровне местного самоуправления. Как обуздать стихию «муниципального уровня»? Один из вариантов – ввести новый орган судебной власти, который имел бы полномочия «разруливать» такого рода конфликты в правовой плоскости. Кстати, при Юрии Ножикове существовала аналогичная структура - Уставная Палата Иркутской области. Однако, ее упразднили.

Заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко, комментируя Послание, разъяснил роль и суть Уставного суда. К слову, Виктор Игнатенко много лет является сторонником идеи учреждения такого суда в нашем регионе. Аргументов для этого хватает.

- У нас Устав Иркутской области – это основной для региона закон, наша конституция, а механизма его защиты нет, не предусмотрена ответственность за его нарушение, - замечает Виктор Игнатенко. – Это недопустимо. Не должно быть областей государственной деятельности, которые бы находились вне зоны судебного контроля. А создание Уставного суда позволит взять под контроль именно выполнение всеми должностными лицами норм регионального Устава. А для граждан, особенно бизнесменов и предпринимателей, такой суд позволит обрести дополнительное средство защиты их законных прав и интересов. Сегодня порядка 32-35 субъектов РФ имеют аналогичные конституционные уставные суды. В Свердловской области уставному суду уже более 15 лет. Анализ практики их деятельности показывает, что это очень эффективное средство защиты прав граждан и региональных законов. Вот говорят «Зачем нужен уставной суд, если есть суд Иркутской области?». На это могу ответить: у них разная компетенция. Областной суд рассматривает соответствие нормативных актов федеральным законам. Однако, ни один суд не рассматривает случаи, когда нарушается Устав Иркутской области.

Замгубернатора подчеркивает: Уставный суд будет одной из серьезных гарантий соблюдения закона всеми госорганами и должностными лицами области. Что касается вышестоящей инстанции, то решения Уставного суда можно будет обжаловать в Конституционном суде.

- В компетенции Уставного суда также – разрешение споров между исполнительной и законодательной ветвями власти области, нарушения уставов муниципальных образований, конфликты между органами местного самоуправления и региональной власти и ряд других функций – у такого суда широкая компетенция, - поясняет Виктор Игнатенко. – Кроме того, важно, чтобы соблюдался принцип разделения ветвей власти. То есть, разделение на исполнительную, законодательную и судебную. А в Иркутской области разделение только на исполнительную и законодательную власть. И это не в полной мере соответствует Конституции РФ. Должен быть баланс властей, а конфликты между ветвями власти должны разрешаться цивилизованным образом в правовом поле. Ответственность предусматривается конституционно-правовая. И чтобы механизмы этой ответственности заработали, нужно решение соответствующего суда. Допустим, если глава муниципального образования, мэр не выполняет решение Уставного суда в течение двух месяцев – он отстраняется от должности. Если представительный орган МО не выполняется решение суда в течение шести месяцев – он подлежит роспуску. В Уголовном кодексе есть статья 315 - за злостное неисполнение решений суда. Если должностное лицо не исполняет судебное требование - на него накладывается уголовная ответственность. И пусть он получит всего три года условно – зато навсегда простится со своими властными полномочиями. Поэтому учреждение Уставного суда – это дополнительный рычаг для соблюдения законности должностными лицами и органами власти.

Кому может не понравиться введение Уставного суда? Тем, кто свои личные или корпоративные интересы ставит выше закона, тем, кто избрался и забыл о своих обещаниях избирателям, тем, кто не принимает важных для жителей решений. Все мы знаем, что за последнее время в регионе у нас случались инциденты, для лечения которых требуется такое лекарство.

Виктор Игнатенко сообщил, что проект закона по соответствующим поправкам в Устав Иркутской области готов – примерно через неделю он будет внесен в Заксобрание. Замгубернатора выразил надежду, что уже в апреле поправки будут приняты областным парламентом. Затем надо будет принять Закон об Уставном суде. С учетом рассмотрения его в трех чтениях, на это потребуется время. Затем надо будет предусмотреть расходы на новую структуру в бюджете области. Так что, скорее всего, реально Уставной суд начнет действовать либо с осени 2014 года, либо с 1 января 2015 года.

 

 
Отслеживать: Досье раздела
Срок. Ежемесячные обзоры от Сергея Шмидта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)