ТЕМЫ
Архив
< Декабрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Сегодня
Политическая жизнь в Иркутской области

В Иркутской области создают Уставный суд, а в Челябинске его уже ликвидируют. Свое мнение о происходящем высказали иркутские эксперты

Иркутская область, 28.02.14 (ИА "Телеинформ"), - В Иркутской области создают Уставный суд, а в Челябинске его уже ликвидируют. Свое мнение о происходящем высказали иркутские эксперты.

Напомним, 30 января 2014 года губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в своем послании Законодательному собранию заявил о намерении создать в нашем регионе Уставный суд. Предполагается, что новое ведомство возьмет под контроль выполнение всеми должностными лицами норм областного Устава, будет разрешать спорные ситуации между различными ветвями власти на местном уровне. На сегодняшний день этими полномочиями не обладает ни один из действующих судов. По предварительной информации, Уставный суд Иркутской области начнет действовать либо в конце нынешнего года, либо в начале следующего.

А, между тем, в некоторых российских регионах такой орган был создан ранее, и сейчас власти готовятся к его ликвидации. Так, в «Российской газете» опубликован материал о ликвидации судебного ведомства в Челябинской области. Депутаты Законодательного собрания единогласно и сразу в трех чтениях внесли в региональное законодательство поправки, упразднившие эту судебную инстанцию уже с 1 марта. По официальной версии, такое решение принято в целях оптимизации бюджетных расходов. «Справимся без Уставного суда, - прокомментировал решение вице-спикер ЗСО, председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Семен Мительман. - Сама идея его создания изначально вызывала сомнения. Стоит ли огород городить, если суды общей юрисдикции справляются со своей работой? Однако на этом настоял бывший губернатор Михаил Юревич, который считал, что такая структура региону необходима. К сожалению, за время своего существования суд ничем этого не подтвердил. И тратить на него в условиях бюджетного дефицита по 30-40 миллионов в год вряд ли оправданно».

Насколько оправдано создание Уставного суда в Иркутской области, учитывая не самые оптимистичные прогнозы по наполнению региональной казны? Свое мнение высказали иркутские эксперты.

  • Андрей Крутов, депутат Государственной Думы России от Иркутской области («Справедливая Россия»):

- Лично у меня возникает вопрос - кто возглавит Уставный суд? Это не пустой интерес, а попытка понять: это желание пристроить конкретного человека или насущная необходимость для Иркутской области? В принципе, такая необходимость есть. Мы видим, что сейчас команда губернатора своими силами не справляется с ситуацией, происходящей в муниципалитетах. Наверное, чиновники забывают, что муниципалитеты – это отдельная ветвь власти, с которой надо работать, общаться на равных. Сможет ли разрешать конфликты во власти Уставный суд? Возможно. Если он будет независимым, если там будут работать авторитетные люди, которые смогут отстаивать позиции сторон. Пока в этом смысле в российской судебной системе есть проблемы. Нужно задуматься и о дополнительных расходах бюджета, связанных с финансированием этого судебного органа. Если казна не может выполнить принятые ранее обязательства в полном объеме, нужно ли брать дополнительную нагрузку? Не будет ли это чрезмерным контролем, учитывая, что многими вопросами, связанными с соблюдением законов и оценкой правовых актов, принимаемых на региональном и местном уровне, занимается прокуратура.

Но будем верить в лучшее, что все будет сделано хорошо, во благо плодотворного сотрудничества между областными и муниципальными властями в Иркутской области. Кстати, в очередной раз хочу сказать комплимент Уставу Иркутской области. «Справедливая Россия», не будучи представленной в Законодательном собрании региона, смогла внести на рассмотрение депутатов свои законопроекты. Я бы отдельно выделил законопроект о поддержке садоводов, очень актуальный для области. Поэтому повод смотреть на жизнь с оптимизмом все же есть.

  • Юрий Курин, заслуженный юрист России, президент Фонда Юрия Ножикова:

- Эту тему я знаю и теоретически, и практически больше двадцати лет. Я сожалею, что Уставная палата в Иркутской области была в свое время упразднена. Считаю, что нынешний губернатор Иркутской области, озвучивая идею создания Уставного суда, мыслит правильно и прогрессивно. В регионе должен быть орган, который будет проверять законы Иркутской области на соответствие Уставу. Надо проверять указы губернатора и постановления регионального правительства, решения муниципальных органов власти. Мы ведь все видим, что сейчас творится в области – Думы распадаются, мэры привлекаются к уголовной ответственности. Нужно наводить порядок, но не мерами административного давления, когда одна ветвь власти принуждает другую исполнять требования, и не на политических тусовках, когда спорные ситуации пытаются разрешить различные политические партии, а цивилизованно разрешать конфликты в правовом поле.

Говорить о том, что содержание Уставного суда – слишком дорого, просто смешно. Так могут рассуждать некомпетентные люди, которые, видимо, не знают, сколько человек представляет исполнительную и законодательную власть в регионе. Кстати, именно за счет сокращения чиновников, о котором уже заявил глава Иркутской области, и найдутся деньги на финансирования Уставного суда, который будет рассматривать важные для Приангарья вопросы.

  • Алексей Петров, директор Иркутского института регионального законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского:

– Решение о ликвидации Уставного Суда Челябинской области не может не вызывать беспокойства. В государственно-правовой истории России подобных случаев не было. Суд – не просто бюрократическая структура, которую можно безоглядно упразднить. Если, например, в системе исполнительной власти нередки преобразования, когда полномочия перераспределяются между различными ведомствами в целях оптимизации управления, то в судебной системе такой возможности нет. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» никакой суд не может быть упразднен, если одновременно не решается вопрос о том, какой суд будет осуществлять полномочия упраздняемого суда в дальнейшем. Высказываемый аргумент о том, что задачи, возложенные на Уставный Суд Челябинской области, могут решать суды общей юрисдикции, юридически несостоятелен: основная функция Уставного Суда состоит в проверке правовых актов на предмет соответствия уставу субъекта федерации, в то время как суды общей юрисдикции являются федеральными судами и не обладают такими полномочиями. Не наделены они и правом давать официальное толкование положений устава. Что касается чрезмерно низкой загрузки Уставного Суда, то эта проблема решается через установление в региональном законодательстве правил, максимально облегчающих возможность обращения в такой суд. Да и некорректно сравнивать нагрузку уставных и обычных судов – слишком разные у них полномочия.

Хотелось бы надеяться, что в вопросе о судьбе Уставного Суда Челябинской области будет проявлено государственное мышление – как мы видим это в Приангарье, где губернатор продемонстрировал готовность к существенному укреплению правовых начал организации региональной власти (несмотря на то, что в общем массиве областного правотворчества преобладают именно правовые акты исполнительной власти – губернатора, правительства, министерств и иных исполнительных органов).

 

 
Отслеживать: Досье раздела
Срок. Ежемесячные обзоры от Сергея Шмидта
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)