ТЕМЫ
Архив
< Май 2023 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Сегодня
Политическая жизнь в Иркутской области

Время пришло: процессуальное законодательство ждут глобальные изменения? Федеральную инициативу комментируют иркутские юристы

Москва, Иркутск, 12.02.18 (ИА "Телеинформ"), - Верховный суд Российской Федерации внес в Государственную Думу законопроект, предусматривающий масштабную реформу процессуального законодательства. Изменения вносятся в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы, в Кодекс административного судопроизводства и отдельные законодательные акты. Иркутские эксперты, к которым обратился Телеинформ, прокомментировали качество и целесообразность предлагаемых изменений.

Юрист, заместитель руководителя аппарата Законодательного Собрания Иркутской области Алексей Петров обращает внимание на то, что в целом законопроект продолжает линию на сближение судебных процедур в разных видах судопроизводства – гражданском, арбитражном и административном. Это позволит повысить оперативность и, следовательно, – качество правосудия, сделает его более доступным, что позитивно скажется на доверии граждан к судебной системе.

Так, для обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь предлагается закрепить в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. Аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в Кодексе административного судопроизводства.

- Проект предлагает увеличить цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, – до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах. Это позволит судам разрешать более 50% требований о взыскании денежных средств с граждан и организаций посредством применения упрощенных процедур (приказного и упрощенного производств), что существенно ускорит рассмотрение таких дел, - говорит юрист.

Также для реализации принципов процессуальной экономии и оптимизации судебной нагрузки предлагается расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу.

- Согласно законопроекту, по общему правилу все судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме такие решения изготавливаются только по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, специально установленных законом (дела, связанные с защитой прав детей; дела о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений; дела о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; дела о защите пенсионных прав; дела о банкротстве; дела по корпоративным спорам и др.), - отмечает Алексей Петров.

Законопроект также дополняет перечень новых обстоятельств, которые могут являться основаниями для пересмотра судебного акта в данном процессуальном порядке. К их числу проект относит определение либо изменение практики применения правовой нормы в обзоре судебной практики Верховного суда, утвержденном Президиумом Верховного суда.

- В Кодекс административного судопроизводства предлагается включить новые главы о судопроизводстве по делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, а также по делам о признании информационных материалов экстремистскими. В настоящее время такого специального регулирования нет, что зачастую создает проблемы в правоприменении, - добавил эксперт.

Доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин положительно воспринимает данную законодательную инициативу. При этом он отмечает: при реформе правосудия, конечно же, в центре внимания должен быть гражданин.

- Судебный сервис должен быть максимально удобным, потому что в настоящее время процедуры слишком длинны, забюрократизированы, многоступенчаты и неоправданно усложнены. Мы уже участвовали в мероприятиях такого рода, когда создавали мировую юстицию. Мировые судьи должны были рассматривать малозначительные проступки, преступления или гражданско-правовые конфликты, споры. Но и эта система сегодня перегружена. Была идея создать внесудебную систему досудебного урегулирования правовых споров - так называемую медиацию. На Западе этот институт существует уже давно. Например, предусмотрена сделка с правосудием, когда заключается доследственный договор, - упрощенная система наказаний. Поэтому в этом смысле такого рода законодательные построения - в тренде. Конечно, по идее законодателя, они должны освободить основное тело суда от малозначительных или простых гражданских, уголовных дел. Я думаю, надо приветствовать такие намерения. Тогда высвобождается время для более углубленного, а не штампованного правосудия. В таком случае можно будет и более внимательно подходить к серьезным делам, требующим больших сроков рассмотрения, где есть нюансы, - комментирует проект закона профессор.

Юрист, полномочный представитель губернатора Иркутской области в Законодательном Собрании Роман Буянов отмечает, что основным аргументом предлагаемых Верховным судом изменений процессуального законодательства является необходимость сокращения финансовых затрат на осуществление правосудия. В частности, предлагается освободить суды от необходимости изготовления мотивировочной части судебного решения по большинству рассматриваемых дел в случае, если истец и ответчик не просят об этом.

- На мой взгляд, достаточно спорное предложение, поскольку отсутствие полноценной базы именно мотивированных решений не позволит потенциальным участникам спора оценить перспективы предстоящего дела, и соответственно, решить его без обращения в судебную инстанцию, - говорит юрист.

Также, считает он, может вызвать затруднение реализация положения о возложении на граждан обязанности самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с их участием. Это стало привычным для участников арбитражного процесса, но для определенной категории граждан может ограничить доступ к правосудию, например, из-за отсутствия навыков получения информации через Интернет либо отсутствия ее подключения в удаленном населенном пункте (в Иркутской области таких более 10).

- К числу позитивных нововведений я могу отнести запрет гражданам без высшего юридического образования участвовать в судах в качестве представителей. Это ускорит судебную процедуру, поскольку все ее участники будут разговаривать «на одном языке». С удовлетворением отношусь к предложению Верховного Суда РФ исключить договорную подсудность, так как она в основном применяется крупными компаниями, диктующими своим контрагентам условия заключения гражданских договоров, - добавил эксперт.

В целом, по его словам, Верховный Суд предлагает очень серьезные и масштабные изменения процессуального законодательства, которые предстоит достаточно внимательно оценить не только юридическому сообществу. При этом надо учитывать и внесенный в Государственную Думу в январе этого года законопроект о создании самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления российских регионов. В частности, кассационный суд общей юрисдикции, осуществляющий пересмотр судебных актов, принятых судами Иркутской области, планируется разместить в Кемерово. Прямого авиасообщения между Иркутском и Кемерово на данный момент нет, и иркутским участникам процесса придется добираться до кассационного суда через Новосибирск.

 
Отслеживать: Досье раздела
Срок. Ежемесячные обзоры от Сергея Шмидта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных