ТЕМЫ
Архив
< Июнь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Сегодня
Новости культуры в Иркутской области

Иркутск – ювелирная столица Сибири: от славы к падению – и обратно?

Иркутск, 13.04.21 (ИА «Телеинформ»), - На третьем международном книжном фестивале «КнигаМарт» доктор геолого-минералогических наук, профессор, завкафедрой ювелирного дизайна и технологий ИРНИТУ, искусствовед Раиса Лобацкая рассказала жителям Приангарья об иркутском ювелирном искусстве 18-20 веков.

Истоки ювелирного дела в Иркутске

В целом для любого города, любой страны развитие ювелирного искусства – это индикатор того, что достигнут определенный уровень и технологического, и художественного развития, а также развития культуры. «Ювелирным» городом Иркутск стал в конце 17 века. Раиса Лобацкая напомнила слушателям, что это был век Великих географических открытий. И если европейские колонизаторы отправлялись на поиски новых земель вплавь, по морю, то Россия осваивала Сибирь – по рекам.

– У нас всегда было представление о том, что вот идут эти казачьи отряды, завоевывают земли. И никогда никому не приходит в голову, что вместе с этими отрядами шел огромный обоз, который во много раз превышал по численности самих казаков. Он вез провиант, какие-то товары и – людей: жен казаков, мастеров, которые ставили эти казачьи остроги и церкви, – рассказывает Раиса Лобацкая.

А там, где появлялась церковь, сразу возникала потребность и в ювелирах, потому что церковные ритуалы требуют большого количества ювелирных изделий, в первую очередь крестов, а также окладов книг и икон, сосудов.

В 1661 году на берегу Ангары был построен Иркутский острог, в первые годы называвшийся также Яндашским – по имени местного бурятского князя Яндаша Дороги. К началу 18 века в молодом городе Иркутске насчитывалось уже более 30 церквей. И все они требовали ювелирного убранства. Но и людям тоже были нужны украшения.

– Около 10 лет назад археологи Наталья и Иван Бердниковы при реставрации Спасской церкви нашли 243 предмета.  В основном, это были крестики, сережки, запонки. Это говорит о том, что интерес к ювелирному искусству в России был очень велик, – говорит лектор.

По виду и форме тех же нательных крестов можно было сказать, откуда родом был похороненный на территории Спасского некрополя человек: из Великого Устюга, Сольвычегодска, из Польши или из Москвы.

Иркутск – ювелирная столица Сибири: от славы к падению – и обратно?

Первые ювелиры, – раньше их называли «серебряниками», – пришедшие в Иркутск, принесли с собой технологии создания драгоценных изделий, которые были развиты у них на родине. Оказалось, что большая часть мастеров была родом из Сольвычегодска. Они принесли с собой так называемую технологию расписных «усольских эмалей». Школа Московского кремля позволяла мастерам делать перегородчатые «кружевные» эмали. Европейские технологии тоже приходили с этими ювелирами.

Из европейской части России в Сибирь пришла такая стилистическая особенность, как украшение ювелирных изделий драгоценными камнями. В Сибири потом этого уже не будет: так делали только в самом начале 18 века. Дольше сохранилась в Сибири манера украшать венец оклада иконы лучеобразным сиянием.

Имена, гильдии…

Первым ювелиром, попавшим в Иркутский острог в 1660-х годах, был Тимофей Серебряников. Об этом известно из восстановленного списка иркутских первожителей. Фамилия была «говорящей», так как в те годы было принято давать их людям по ремеслу, которым они занимались.

Однако уже к концу 18 века, к 1785 году, согласно «Ведомости о цеховых и мастеровых города Иркутска» в городе насчитывалось 25 семей в звании мастеровых серебряного дела, 20 – иконописного, 11 – медного (они обычно отливали колокола) и четыре – резного (они вырезали иконостасы и делали различную мебель).

– Каждым ремеслом занимались обычно семейные кланы. Мы видим, что Иркутск начинает становиться сибирской ювелирной столицей. Самым популярным было серебряное ремесло, и только на втором месте – иконописное. Хотя как раз оно было наиболее востребованным на Руси 17-19 века, – отмечает Раиса Лобацкая.

Имена иркутских ювелиров сохранились: для того чтобы заниматься золотым и серебряным делом, требовалось разрешение его Императорского Величества. Все 25 семей перечислены в документе 1788 года, в числе мастеров – семьи Фереферовых, Хапринских, Туголуковых, Серебрянниковы, Падериных, Клестовых, Чертковых, Кузнецовых, Очерединых и другие.

Плюс-минус одно и то же количество ювелирных кланов сохранялось примерно полтора столетия – до середины 19 века.

– Ювелирному мастерству учились с «младых ногтей». В иркутском архиве есть такая запись: «Яков Чурин (род. в 1760 г.) записан в цех серебряников в 1765 г.», то есть в возрасте пяти лет. При этом самостоятельно заниматься мастерством, подать грамоту-прошение, он мог не раньше, чем через 20 лет, – рассказывает лектор.

Свой почерк

Мастера принесли с собой разные технологии изготовления украшений, но здесь, в Сибири, у них складывались и свои художественные предпочтения. Это было связано с тем, что главным заказчиком их работ была, естественно, церковь. Она в Сибири достаточно богата.

– Церковные служители заказывали серебряникам оклады для икон, для Евангелий, и, по всей вероятности, их потребность в чем-то богатом, величественном, пышном сказалась на стилистике работы сибирских ювелиров, – отмечает Раиса Лобацкая.

Так появилось «сибирское барокко». Один из лучших его примеров хранится в коллекции Иркутского областного краеведческого музея. Это оклад Евангелия, созданный в 1782 году мастером Николаем Чертковым.

– Казалось бы, конец 18 века – и барокко? Ни в Европе, ни в европейской части России его уже давно нет, от барочных изделий отказались в пользу стиля «рококо». А тут – такая пышность. Это – вкус заказчика, – говорит Раиса Лобацкая. – Но были и серебряники, например, семья Фереферовых, которые отказались от барочного стиля, предпочитая более простые формы рококо.

Иркутск – ювелирная столица Сибири: от славы к падению – и обратно?

Достоверность работ тех или иных мастеров легко установить по пробирным клеймам. В 1700 году Петр Первый ввел обязательное клеймение золотых и серебряных изделий. В Иркутске с 1770-х годов до середины 19 века качество заверяли местные пробирные мастера (от «проба»): Леонтий, а затем его брат Иван Харинские, Иван Гундерин. Последним пробирером, работавшим в 1852-1872 годах, был Василий Морев.

– Само пробирное клеймо чаще всего состояло из трех отдельных частей. Это были инициалы ювелира, также – знак города. До 1815 года у Иркутска его, кстати, не было, и вместо этого изображали герб Сибири, на котором два лиса держат на цепях корону Сибирского царства, и сопровождали герб буквами «ГИ» – «город Иркутск». И, наконец, самое главное клеймо – мастера-пробирера. Там были выбиты его инициалы, а также год, когда изделие апробировалось, – поясняет Раиса Лобацкая. – Позднее добавлялся четвертый знак – проба металла.

Частные заказы на ювелирные украшения клеймили очень редко: это было «дорогим удовольствием». Как следствие, не обходилось без недобросовестных ювелиров. Когда правда выплывала наружу, например, некачественное изделие приносили пробиреру и он устанавливал, что в чьих-то серьгах меньше серебра, чем положено, городская управа отстраняла этого ювелира на несколько лет от занятий золотым и серебряным делом.

В начале 18 века, как рассказывает лектор, ювелирное искусство в Иркутске не снижает качества: к примеру, работы одного из самых талантливых мастеров – Павла Фереферова – позднее попадут в музей Московского Кремля, Парижский музей прикладного искусства, в Мельбурн…

Конец эпохи и ее возрождение

– Очень часто люди думают, что если ювелирное изделие было сделано очень давно, то им надо восхищаться. Но это далеко не всегда так. Бывают талантливые мастера и не очень. Бывает, что мастер старается, но мастерства ему не хватает, – отмечает Раиса Лобацкая. – А во второй половине 19 века ювелирное искусство в Иркутске и вовсе начинает умирать. Ювелиры не получают заказов от церкви, а потому нет особой необходимости в клеймении.

Это объяснялось просто: ко второй половине 19 века практически все иконы для церквей печатали, а не рисовали, и они уже не нуждались в дорогих окладах, созданных ювелирами. Потому наиболее талантливые мастера либо начали выполнять частные заказы, либо просто остались без работы. Частные же украшения в большинстве своем до наших дней не сохранились, и тому много причин: их ломали и теряли, менялась мода, никто не отменял и грабежи, изделия переплавлялись. Сохранялось столовое серебро, церковные предметы, а личные ювелирные украшения нынче – большая редкость.

Узнаваема эпоха «сибирского модерна»: в конце 19 века в Сибири были очень популярны изделия из хризолита. Как рассказала Раиса Лобацкая, до сих пор во многих иркутских семьях сохранились маленькие броши, сделанные из обломков «прежнего роскошества». В начале 20 века, в эпоху «арт деко», в Иркутск привозили модные театральные предметы. Ну а после революции ювелирное искусство в Иркутске умерло полностью – практически до конца 20 века.

Иркутск – ювелирная столица Сибири: от славы к падению – и обратно?

– Только в 1970-х годах Иркутское художественное училище начало выпускать своих учеников по направлению «прикладное искусство». Тогда появились невероятно талантливые люди: например, супруги Наталья и Аркадий Лодяновы. Из нынешних мастеров можно назвать Павла Овсянникова, Ксению Ядину, Кристину Скобину и других. До конца 20 века, несмотря на то, что Сибирь невероятно богата камнем, интереса к нему вообще не было. Интерес появился только благодаря тому, что в 1970-е годы было создано предприятие «Байкалкварцсамоцветы», которое добывало цветные камни, в том числе нефрит. Оно пригласило Лодяновых, чтобы делать из него изделия. С этого момента началась новая история ювелирного искусства Иркутска, и эта ювелирная история напрямую связана с нашими сибирскими камнями: нефритом, лазуритом, чароитом и другими, – подвела итог Раиса Лобацкая.

Мария Маякова, Телеинформ

О «КнигаМарте»:

  • «КнигаМарт» – международный книжный фестиваль, программа которого включает лекции и мастер-классы, спектакли, презентации книг, круглые столы, книжное ток-шоу.
  • Впервые прошел в марте 2019 года в Иркутске, Усолье-Сибирском, Черемхово и Ангарске. В 2020 году фестиваль состоялся в Иркутске и стал крупнейшим культурным событием года. Его события посетили 5 000 иркутян и гостей города.
  • Организаторы фестиваля – Иркутская областная научная библиотека имени И. И. Молчанова-Сибирского, фонд поддержки НКО «Новый Альянс», АНО «Центр культурных инициатив «Буквица».
  • Партнеры фестиваля – министерство культуры и архивов Иркутской области, ООО «Иркутская нефтяная компания», компания «Ростелеком», книготорговая группа «ПродаЛитЪ».

 
Новые фильмы: ежемесячные обзоры от ИА Телеинформ
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)