ТЕМЫ
Архив
< Июнь 2023 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Сегодня
Новости культуры в Иркутской области

Санкт-Петербургский режиссер рассказал иркутским актерам об «идеальном театре»

Иркутск, 20.09.19 (ИА «Телеинформ»), - Круглый стол «Вопросы творческого развития в современном репертуарном театре» прошел в Иркутске 20 сентября в рамках 12-го международного театрального фестиваля имени Александра Вампилова.

О творческом росте артиста иркутскому театральному сообществу рассказал один из ведущих российских режиссеров старшего поколения, профессор Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), лауреат Государственной премии Российской Федерации Геннадий Тростянецкий.

Он начал с заявления о разнице между наукой и искусством: если в первой во главу угла ставятся факты, закономерности, то во втором «важно, не что и как, а кто».

– Театр как целое создает только один-единственный человек – его художественный лидер. Если режиссер талантлив, если он лидер, то он и собирает театр вокруг себя. А директор в идеале должен «обеспечивать тыл», стоять за спиной, готовый поддержать режиссера и обеспечить ему все условия. Тогда и спектакль становится «товаром», и директор театра – «купцом», и сам театр – успешным, – считает Геннадий Тростянецкий.

В «идеальном» театре, по мнению режиссера, весь коллектив до последнего техника должен работать сообща. При этом, по его словам, «театр – косное искусство», и эту косность надо преодолевать.

– Есть три принципа подхода к репертуару. Обязательно должна быть высокая художественная литература. Разумеется, могут быть исключения – пьесы молодых драматургов, документалистика. Кроме того, режиссер обязан ставить труппе новые художественные задачи – пусть они играют так, как никогда не играли. Это может быть и неожиданное распределение ролей: кстати, чаще всего актеры наиболее полно раскрываются в капустниках и детских спектаклях. Ну и третий принцип – оба предыдущих должны решаться только в контакте со зрителем, – поделился режиссер.

Он подчеркнул, что театр только тогда становится на ноги, когда у него появляется свой зритель.

– Для этого, в том числе, важно работать со стилем: если ты ставишь шесть спектаклей в год, то пусть один будет четко для маленьких детей, другой – для тинейджеров, третий – для студенчества, четвертый – для пенсионеров, и так далее. И я заметил, что если спектакль – «для тинейджеров», то его посмотрят абсолютно все. Кстати, это самая благодарная аудитория, и именно по ней можно корректировать спектакли: удержал внимание подростка весь показ – удержишь и все остальное, – отметил Геннадий Тростянецкий.

Также он заострил внимание участников круглого стола на том, в чем заключается профессия режиссера: это умение видеть в тексте, в какую игру должны играть актеры. Для каждого спектакля должна быть своя игра.

– Например, Мольер – это игровой театр. Когда мы начинали репетировать [пьесу «Лекарь поневоле»], я понял, как это играть, я понял, как существовать актерам. Когда мы ставили «У войны не женское лицо», это был документ [спектакль поставлен по документально-очерковой книге белорусской писательницы Светланы Алексиевич, – прим. ред.], и важно было, чтобы актеры транслировали в зал «документальную хронику» – хронику чувства и хронику факта, – отметил он.

При этом важно, чтобы актеры верили своему режиссеру. В подтверждение этой мысли Геннадий Тростянецкий процитировал собравшимся высказывание Георгия Товстоногова: «Актер верит тому режиссеру, который делает ему успех».

Напоследок мэтр дал иркутским артистам несколько советов, как быть, если театр, в котором они служат, в чем-то «вдруг не идеален».

– В этом случае очень важна самостоятельная работа актера. Кроме того, не стоит разделять спектакли и лаборатории – это нужно совмещать. Ну а лучшей «кузницей» становится малая сцена, которая тогда работает как никакая другая школа. Актер там работает по-другому, это как в кино сниматься, – подытожил он.

Напомним, 12-й международный театральный фестиваль имени Александра Вампилова проходит в Иркутске с 16 по 22 сентября. В нем участвуют 19 коллективов из России и зарубежных стран.

 
Читатель Толстов: обзоры литературных новинок
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных