ТЕМЫ
Архив
< Май 2022 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30 31          
Сегодня
Новости культуры в Иркутской области

Винил снова в моде. Почему иркутские меломаны предпочитают «цифре» «теплый ламповый звук»?

Москва, Иркутск, 17.01.22 (ИА «Телеинформ»), -  Виниловые проигрыватели становятся товаром массового спроса. Только в прошлом году, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо», продажи этой категории товаров выросли вдвое, а с 2019 года – почти в 3,5 раза. Об этом сообщает «Иркутская торговая газета».

– Несмотря на бум стриминговых сервисов и доступность цифровой музыки, популярность проигрывателей и пластинок растет. Россияне больше времени проводят дома, расширяют форматы досуга в период ограничений и выбирают специальное оборудование для воспроизведения «теплого лампового звука», – отметили в пресс-службе группы.

Средний чек аудиосистем для аналоговой музыки за год снизился почти на 30% – до 10 тысяч рублей. Это произошло за счет расширения ассортимента более доступными моделями.

Виниловые проигрыватели часто выполнены в виде кейса для удобства хранения и транспортировки. К устройству можно подключить внешнюю акустику через AUX или по Bluetooth, усилитель или наушники.

Телеинформ решил выяснить у иркутских меломанов, с чем связана растущая популярность винила, действительно ли цифровой звук уступает аналоговому и стоит ли тратить солидные суммы на пластинки, если практически любую музыку можно найти и послушать в сети.

  • Как рассказал Телеинформу историк, музыкальный продюсер группы «Млечный путь» Константин Поздняков, звук виниловых пластинок не сравнится по качеству, яркости и сочности со звуком любого цифрового носителя.

– Не хочется показаться ни снобом, ни мажором, но слово «винил» – это пропуск в настоящий мир. Подождите кидаться помидорами! Нас обманули, когда «впарили» цифровые носители как чудо. Нет! Чудес не бывает, женщина-робот с идеальной кожей и многократными мультиоргазмами не сможет заменить теплоту человеческого общения, которую испытал хотя бы раз с обычной женщиной на планете Земля. Миллиарды терабайт цифровой музыки не равны одному живому выступлению любимой группы или родного симфонического оркестра.

Я выбрал аналоговый мир. Не потому, что такой умный или продвинутый. А в силу того, что успел послушать записи с пленок, без цифры. Но началось все с виниловых пластинок. Их тогда, в прошлом веке, слушали все. Однажды я купил фирмовый сидюк любимых Даэр Стрейтсов «Любовь дороже золота», лучший альбом Марка Нопфлера, и не спорьте!

Этот альбом «делал ноги» из моей коллекции на всех носителях от бобинных копий до виниловых изданий фирмы «Мелодия» с завидным постоянством. И как-то раз на заре незабываемых 90-х сошлись все форматы, аналог и цифра, кассеты и бобины, совок и фирмА, и я одновременно через ламповый усилок включил альбом на СиДи и виниле, и просто переключал звук с одного носителя на другой. Винил мелодиевский звучал шире, глубже, сочнее, звонче, чем всё остальное. Звукари и физики вам объяснят на языке килогерцев. Я не вру – я знаю.

Знаете, кто из наших увековечен на виниле?

В первом приближении картинка виделась примерно так: Вадим Мазитов – самый крупный, культовый, самый известный музыкант и поэт в нашем регионе. В 1995 году Олег Львович Воронин, историк, на презентации киноклуба в Политехе говорил своим высоким, чуть подсевшим голосом с хрипотцой, иногда срываясь на фальцет: «Вадим Мазитов – это единственный из наших музыкантов, увековеченный на виниле!».

Наш земляк, ангарчанин Василий Акимов, в Иркутске певший в одном коллективе вместе со Славой Танкиным, перебрался в столичную банду «Мономах». «Он стал дипломантом конкурса молодых исполнителей «Юрмала-89» и лауреатом конкурса «Ступень к Парнасу». Когда начал работать солистом рок-группы «Мономах», бывшей в 1990-х едва ли не единственной командой, исполнявшей христианский рок и первой рок-группой, которая удостоилась чести выпустить компакт-диск на фирме «Мелодия», – так писала ангарчанка Ирина Сергеева в газете «Время».

На компакт-диске, но не на виниле. Тут Олег Львович пока прав: Мазитов – первый на виниле. Очень мне хочется, чтобы Олег Львович был прав. Я даже так все и оставил в постингах. Но Слава Танкин, бдительный читатель, сразу же мне указал в комментариях, что диск группы «Мономах» он «само-ручно» (Слава именно так и написал) проигрывал на виниловом вертаке.

Я погуглил и нашел пласт 1990 года, но в соцсетях ничего исправлять не стал. А вдруг там пел не Василий Акимов? Детская отмазка, понимаю, смайл…

В 1985-м или в 1986 году Олег Львович преподавал у нас в 63-й школе «Историю СССР» настолько интересно и нетрадиционно, что мы с Костей Журавлевым поступили на истфак и окончили его. И, конечно же, мне хотелось оставить Олега Львовича правым. И одновременно с этим червячок стремления к исторической правде не давал все спустить на тормозах. Пластинку рок-группы «Мономах» я не видел и не слышал. А Олег Львович был человеком в музыкальном андеграунде известным.

Но был еще Михаил Серышев из «Баргузинов», он перебрался в столицу и поет в «Геликон-Опера». Может, он попадал на винил? Конечно, с группой «Мастер» в 1988 году. Фирма «Мелодия», тираж 6500 экземпляров. Этот пласт с тех времен хранится в моей коллекции.

Тут Олега Львовича дотошная дама История могла бы поправить и сказать, что Вадим Мазитов не был первым и единственным нашим земляком, «увековеченным на виниле». Но Михаил Серышев сам был из Улан-Удэ, пел в ангарских «Баргузинах» и его формально можно не считать иркутянином, хотя «барги» были филармоническим коллективом, а филармония была иркутской областной. Такие дела. Платон, как говорится друг, но истина – дороже.

Справедливости ради все же отмечу, что хард-роковые композиции, спетые нашими земляками и записанные на винил, не были первыми в борьбе за самую высокую пальму в виниловых джунглях Сибири. Джазмены из Ангарска и музыканты-«баргузины» в составе иркутского филармонического ансамбля «Звуки времени» на виниле издавались фирмой грамзаписи «Мелодия» раньше Вадима Мазитова и его группы «Принцип неопределенности», раньше Василия Акимова из группы «Мономах» и прежде Михаила Серышева из рок-банды «Мастер». Было это в 1986 году. Песня «Ангара, моя Ангарушка», музыка Евгения Якушенко из рок-оперы «баргов» «Братская ГЭС» на стихи Евгения Евтушенко. Песню исполнили Георгий и Фаина Соболевы, Петр Лысенко, Елена Сысоева, Александр Теркин. Отметим в скобках, что «Звуки времени» возникли в Шелехове, но в группу входили ангарские и иркутские музыканты.

Узкий круг лиц получился. Все они вошли в виниловый клуб с 1986 по 1993 годы. Знаю, сегодня дуэт «Белый Острог» выпускает свои альбомы на виниле, Леонид Гефан из группы «Если» показывал мне свой виниловый альбом, он существует пока в одном экземпляре, его ученик нарезал и подарил учителю.

Если я кого забыл, поправьте!

Ясно одно – винил рулит. Снимайте на плёнку и слушайте винил, и резиновая женщина вам не понадобится никогда, – отмечает Константин Поздняков.

  • А вот разработчик программного обеспечения, большой ценитель винила Вячеслав Ковалев не уверен, что повышенный спрос на проигрыватели говорит о возвращении винила. Скорее, люди просто покупают игрушки от скуки.

– Я бы не был столь категоричен в том, что винил возвращается. Средний чек в 10 тысяч рублей говорит лишь о том, что люди от ковидной скуки покупают игрушку, внешне напоминающую проигрыватель винила. Проигрыватель и пластинка в красивой упаковке – неплохой подарок, когда хочешь подарить хлам: выглядит красиво, даритель показал, что знает музыкальные вкусы получателя подарка, и все это стоит дешево, так что не беда, что подарок не будет использован более одного раза.

Когда люди рассуждают о том, почему винил не умирает, они часто приводят главным аргументом – ностальгию, вторым – звук. И с этими аргументами я согласен далеко не полностью.

Все мои воспоминания о пластинках сводятся к тому, что в начале 90-х я в школьном кружке на этих пластинках рисовал гуашью ромашки и покрывал всё это творчество лаком, и к воспоминаниям о музыкальной школе, где сквозь скрежет иглы по пластинке я пытался расслышать арию юродивого из оперы «Борис Годунов». Понятия не имею, о какой ностальгии можно говорить, если вам меньше 60 лет.

Аргумент со звуком – тоже штука странная, на мой взгляд. Почти вся новая музыка пишется в цифре. Хорошая акустика доступна. Ламповость звука – массовый миф: я встречал много людей, которые с энтузиазмом рассказывали о плюсах ламповых усилителей, но пока еще не встретил ни одного человека, который бы в слепом тесте точно услышал заметную разницу и сказал, где что. Конечно, такие люди есть, но их очень и очень не много, а готовых выкладывать за звук огромные деньги – еще меньше.

Значит, популярность винила – это точно не ностальгия и не приоритет качества звука.

Винил – это хобби. Винил – это артефакт и коллекционирование. Винил – это процесс.

По моему глубокому убеждению, дешевое хобби – это впустую потраченное время. Винил к очень дешевому не относится: даже бюджетный сетап для прослушивания винила – штука не самая дешевая. Простецкий проигрыватель – 1000 баксов, усилитель – еще две, хорошая акустическая система, иглы, провода...

Пластинки. Если вы придете в магазин винила – там будет огромный выбор в диапазоне от одной до пяти тысяч рублей. Но в чем интерес покупать банальщину? Мы купим какое-то очень красивое издание, с набором открыток, книжечкой и прочими безделушками, призванными подчеркнуть торжественность издания. В какой-то момент этого покажется мало, и... тут мы открываем чудесный мир редких пластинок и поиска, аукционов и прочего-прочего.

Еще в виниле есть процесс. Как мы обычно слушаем музыку? Открываем приложение стримингового сервиса, вставляем в уши AirPods, жмем кнопочку Play, и идем заниматься своими делами. Это очень классно, что такое доступно. Но мы теряем в таком формате одну очень важную деталь: мы не слушаем музыку, мы живем с музыкальным фоном. И винил здесь добавляет ритуал подготовки к прослушиванию музыки, который призван сделать целью восприятие музыки. В сравнении с кнопкой play в спотифае – это как собраться и пойти в филармонию. Что мешает нам слушать так музыку на стриминговом сервисе? Да собственно, ничего, если у вас цель – музыка и вы способны концентрироваться на ней.

К чему я это всё... Винил – это свой, немного сумасшедший мир, который не отрицает прогресса, он просто возвращает немного материальности в уже привычный виртуальный мир. И некоторые люди находят в этом что-то для себя, – рассуждает Вячеслав Ковалев.

  • Аспирант ИГУ, музыкант-любитель Виталий Рыков уверен, что в растущей популярности винила есть несколько факторов – ностальгия, качество звука и сам процесс. Минусы такого хобби лишь в стоимости оборудования и самих пластинок.

– Остановимся во-первых на ностальгии. Думаю, большинство из нас слышали или видели виниловый проигрыватель в детстве. У кого-то он даже дома стоял в то время, как, например, у меня. Кто-то слышал его в музыкальных школах, и звук, который он воспроизводит (не про музыку, а именно самого проигрывателя, когда пластинка крутится и издает характерное поскрипывание), он прям веет такой душевной теплотой, уютом и спокойствием, которого в наше время, согласитесь, не хватает.

Во-вторых, это конечно, сама музыка. Даже удовольствие от её прослушивание, кайф от самого процесса. Просто представьте то самое чувство, когда приходите домой уставшие, ничего не охота. Тут взгляд падает на проигрыватель. Вы завариваете кофе, берёте пластинку, ставите на бобину, она раскручивается. «Целитесь» иглой в нужный трек. Тишина. Скрип. И вот пошла МУЗЫКА. Вам сразу становится теплее, уютнее, да еще и кофе не остыл. Цифровое прослушивание даже через супермегаколонки не доставит вам такое удовольствие. Потому что процесс подготовки гораздо более коротки что ли.

Третье, что я хочу сказать. В наше время многие слушают музыку в наушниках, чтобы отгородиться от мира, но забывают, что музыка создана, чтобы объединять людей. И винил с этой функцией полностью справляется. Его звук не такой резкий, как из блютуз-колонки, но достаточно громкий, при этом плавный, успокаивающий. И это объединяет людей дома, на работе, иногда даже тех, которые, может, музыкой даже не увлекаются.

Любителей винила очень много. Я даже натыкался на курсы для тех, кто слушает пластинки. А в социальных сетях можно найти очень много сообществ людей, которые прям любят и болеют этим, а так же могут помочь новичкам в этом деле. И ещё плюс в том, что покупая пластинку, ты не только добавляешь в коллекцию ценный экспонат (собираешь своего рода библиотеку, которой можно хвастаться), а можешь и поддержать действующих любимых исполнителей. Для меня такими являются Iron Maiden, Judas Priest и Ozzy Osbourne.

Минус винила только в его цене – это очень дорогое удовольствие. Потому что многие утверждают, что нормальный проигрыватель стоит от 25 тысяч рублей, хотя в магазине можно купить за 6-8 тысяч рублей так называемых в узком кругу «убийц винила». Плюс колонки и, конечно же, сами пластинки. Возможно, кстати, цена на такое прослушивание музыки тоже является причиной роста популярности винила.

Как по мне, если начать слушать пластинки, можно стартовать с малого. Плохой проигрыватель, запыленная пластинка, а дальше развиваться, набираться знаний по уходу за проигрывателем, пластинками и собрать свою внушительную коллекцию музыки. И это очень большой плюс винила перед цифровым прослушиванием, – делится мыслями Виталий Рыков.

Винил снова в моде. Почему иркутские меломаны предпочитают «цифре» «теплый ламповый звук»?

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Читатель Толстов: обзоры литературных новинок
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)