ТЕМЫ
Архив
< Ноябрь 2025 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Сегодня
Новости культуры в Иркутской области

Кампанолог Алексей Талашкин: В Иркутске был высочайший уровень литья колоколов

Специалисты Сибирского центра колокольного искусства в Новосибирске завершили исследование иркутских колоколов дореволюционного литья. О целях исследования, географии проекта, научном и культурно-историческом интересе к иркутским колоколам учёные рассказали на пресс-конференции в Иркутске.

Кандидат искусствоведения, исследователь-кампанолог, руководитель Сибирского центра колокольного искусства, звонарь (Новосибирск) Алексей Талашкин объяснил, как будет строиться работа проекта:

– Проект называется «Виртуальный музей колоколов Сибири. Мультимедийная энциклопедия». Он состоит из трёх этапов. Сначала мы будем исследовать колокола Сибири, Урала и Якутии. Мы исследуем колокола дореволюционного литья. Колокола исследуются с помощью современных сканеров. Записываются их голоса, измеряется масса, исследуются изображения, геометрия и так далее. Также определяется химический состав. Второй этап – все данные, история и 3D-изображения размещаются на сайте (примерно до мая 2026 года). Третий этап – летом 2026 года мы проедем по 14 местам, где собирали данные о колоколах и презентуем уже готовый проект. От Урала до Дальнего Востока сохранились 300 колоколов, в проект вошли около 150 колоколов.

В регионе мы в основном работали в Иркутске, в Спасской церкви и Краеведческом музее. Большая коллекция колоколов собрана начиная с 1950-х годов у иркутского художника Владимира Тетенькина. В 1983 году он передал её в музей, – рассказал Алексей Талашкин.

Он объяснил, что Колокольная гора в Иркутске появилась, чтобы металл шёл самотёком по специальным желобам. При этом в земле для колокола выкапывали яму. Учёный добавил, что в Иркутске был высокий уровень литья, не хуже западной части России, а иногда и выше (так он сказал, сравнивая иркутскую технику с заводом Приваловых в Нижнем Новгороде).

– Можно сказать, что Господь привёл меня на колокольню через театр. Мне в Москве досталась роль семинариста, в спектакле по повести Гоголя «Вий», и я там звонил в воображаемый колокол. Потом я учился в Новосибирской школе звонарей, и стал преподавать.

Исследователь, формовщик-литейщик, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства, звонарь, казак (Новосибирск) Лев Инякин отметил, что Иркутск уникален собственным литьём:

– В Иркутске лили колокола, этому есть подтверждения. Не каждый город мог похвастаться отливкой колоколов. До революции на подготовку и отливку уходило не меньше месяца. Сегодня колокол можно отлить за два дня. Раньше были и печки другие и металл другой.

Здесь, в Иркутске, мы сейчас отлили копию старинного тюменского колокола для иркутской школы звонарей, в подарок (причём оригинал этого колокола тоже находится в Иркутске, но технология из Тюмени). Я изначально держал в руках только копию этого колокола, а теперь смог увидеть оригинал, – поделился Лев Инякин.

Протоиерей, руководитель комиссии по культуре Иркутской епархии, настоятель Крестовоздвиженского храма Павел Телегин напомнил, что в Иркутске отливали даже гигантские колокола:

– В Иркутске отливались колокола-гиганты достойного качества. Этот особенный статус у Иркутска остаётся до сих пор, и это нас вдохновляет. Новые иркутские заводские колокола тоже звучат прекрасно. Сейчас мы устраиваем и фестивали звонарей, они выступают и на светских мероприятиях. Колокол как явление, он становится не просто инструментом, а как бы органом звонаря. Человек в какой-то степени становится колоколом. Несмотря на гонения в советское время, колокола в церквях сохранились. В Спасском храме вся звонница состоит из дореволюционных колоколов, это большая редкость. Желающие могут позвонить в колокола 17-18 веков, например, на Пасху, – приглашает Павел Телегин.

Руководитель школы церковных звонарей «Благовестник», старший звонарь Спасского храма Александр Ипполитов поделился информацией о последнем звонаре советских годов:

– Есть рассказ одной иркутянки, что последний звонарь Терентий звонил в Знаменском монастыре в середине 1940-х годов. А я в студенчестве работал истопником, дворником и сторожем в Крестовоздвиженском храме, и в 1970-х годах там точно звонов не было. При этом службы там проходили.

Дружба иркутской школы звонарей с Алексеем Талашкиным началась в 2013 году с пасхального фестиваля в Новосибирске. Мы будем продолжать сотрудничество, – сказал Александр Ипполитов.

В заключение он попросил иркутян связать представителей епархии и школы звонарей с теми, кто может помнить факты, связанные с колоколами и звонами в советский период.

ИА Телеинформ

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста