| Новости культуры в Иркутской области | |
| 10.10.2025 |
Кампанолог Алексей Талашкин: В Иркутске был высочайший уровень литья колоколов |
|
Специалисты Сибирского центра колокольного искусства в Новосибирске завершили исследование иркутских колоколов дореволюционного литья. О целях исследования, географии проекта, научном и культурно-историческом интересе к иркутским колоколам учёные рассказали на пресс-конференции в Иркутске. Кандидат искусствоведения, исследователь-кампанолог, руководитель Сибирского центра колокольного искусства, звонарь (Новосибирск) Алексей Талашкин объяснил, как будет строиться работа проекта: – Проект называется «Виртуальный музей колоколов Сибири. Мультимедийная энциклопедия». Он состоит из трёх этапов. Сначала мы будем исследовать колокола Сибири, Урала и Якутии. Мы исследуем колокола дореволюционного литья. Колокола исследуются с помощью современных сканеров. Записываются их голоса, измеряется масса, исследуются изображения, геометрия и так далее. Также определяется химический состав. Второй этап – все данные, история и 3D-изображения размещаются на сайте (примерно до мая 2026 года). Третий этап – летом 2026 года мы проедем по 14 местам, где собирали данные о колоколах и презентуем уже готовый проект. От Урала до Дальнего Востока сохранились 300 колоколов, в проект вошли около 150 колоколов. В регионе мы в основном работали в Иркутске, в Спасской церкви и Краеведческом музее. Большая коллекция колоколов собрана начиная с 1950-х годов у иркутского художника Владимира Тетенькина. В 1983 году он передал её в музей, – рассказал Алексей Талашкин. Он объяснил, что Колокольная гора в Иркутске появилась, чтобы металл шёл самотёком по специальным желобам. При этом в земле для колокола выкапывали яму. Учёный добавил, что в Иркутске был высокий уровень литья, не хуже западной части России, а иногда и выше (так он сказал, сравнивая иркутскую технику с заводом Приваловых в Нижнем Новгороде). – Можно сказать, что Господь привёл меня на колокольню через театр. Мне в Москве досталась роль семинариста, в спектакле по повести Гоголя «Вий», и я там звонил в воображаемый колокол. Потом я учился в Новосибирской школе звонарей, и стал преподавать. Исследователь, формовщик-литейщик, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства, звонарь, казак (Новосибирск) Лев Инякин отметил, что Иркутск уникален собственным литьём: – В Иркутске лили колокола, этому есть подтверждения. Не каждый город мог похвастаться отливкой колоколов. До революции на подготовку и отливку уходило не меньше месяца. Сегодня колокол можно отлить за два дня. Раньше были и печки другие и металл другой. Здесь, в Иркутске, мы сейчас отлили копию старинного тюменского колокола для иркутской школы звонарей, в подарок (причём оригинал этого колокола тоже находится в Иркутске, но технология из Тюмени). Я изначально держал в руках только копию этого колокола, а теперь смог увидеть оригинал, – поделился Лев Инякин. Протоиерей, руководитель комиссии по культуре Иркутской епархии, настоятель Крестовоздвиженского храма Павел Телегин напомнил, что в Иркутске отливали даже гигантские колокола: – В Иркутске отливались колокола-гиганты достойного качества. Этот особенный статус у Иркутска остаётся до сих пор, и это нас вдохновляет. Новые иркутские заводские колокола тоже звучат прекрасно. Сейчас мы устраиваем и фестивали звонарей, они выступают и на светских мероприятиях. Колокол как явление, он становится не просто инструментом, а как бы органом звонаря. Человек в какой-то степени становится колоколом. Несмотря на гонения в советское время, колокола в церквях сохранились. В Спасском храме вся звонница состоит из дореволюционных колоколов, это большая редкость. Желающие могут позвонить в колокола 17-18 веков, например, на Пасху, – приглашает Павел Телегин. Руководитель школы церковных звонарей «Благовестник», старший звонарь Спасского храма Александр Ипполитов поделился информацией о последнем звонаре советских годов: – Есть рассказ одной иркутянки, что последний звонарь Терентий звонил в Знаменском монастыре в середине 1940-х годов. А я в студенчестве работал истопником, дворником и сторожем в Крестовоздвиженском храме, и в 1970-х годах там точно звонов не было. При этом службы там проходили. Дружба иркутской школы звонарей с Алексеем Талашкиным началась в 2013 году с пасхального фестиваля в Новосибирске. Мы будем продолжать сотрудничество, – сказал Александр Ипполитов. В заключение он попросил иркутян связать представителей епархии и школы звонарей с теми, кто может помнить факты, связанные с колоколами и звонами в советский период. ИА Телеинформ
Тэги: |





































