Новости культуры в Иркутской области | |
27.01.2025 |
«Мистик и визионер»: директор МИОН ИГУ Дмитрий Козлов вспоминает режиссёра Дэвида Линча |
|
Режиссер и сценарист из США Дэвид Линч умер на 79-м году жизни 16 января 2025 года. Автора с мировым именем вспоминает директор МИОН ИГУ Дмитрий Козлов. Ранее о культовом режиссере высказались другие представители общественности.
– Дэвид Линч – это целый мир, целая эпоха, ушедшая от нас. Покойся с миром, мастер. Мне нравится разделение режиссёров на две группы: которых можно обозначить как визионеров, которые создают свои миры, и те, кто снимает кино о кино. Они, в принципе, равновеликие, и там и там есть гении. Но визионеров единицы. Это Феллини, Хичкок, Тарковский, Бунюэль. Линч, в олдскульном варианте, относится для меня к первой группе. Творец, который создал свою вселенную. Разрешил заходить в этот мир. Научил нас быть в нём. Он представитель эпохального формата. Для него кино не было услугой, на потребу, но искусством, которое вторгается в нашу жизнь и её меняет. Кино я очень люблю. Несколько раз заходил в линчевскую вселенную. Первый заход связан с Ригой (Латвия). В годы перестройки, примерно в 1987-88 годах, там проходил кинофестиваль «Арсенал». Синефилы съехались со всей страны. Там я впервые увидел фильмы Линча. В Союз тогда вообще хлынул целый поток западных фильмов, после слома «железного занавеса», вместе с чешской волной, венграми, Кеннетом Энгером, Питером Гринуэйем... «Голова-ластик» (18+) и «Человек-слон» (18+) Линча были очень разными, один в духе произведений Кафки, а второй – про гуманизм и про отношение к Другим. Это был ранний артхаусный малобюджетный Линч, фильмы были сделаны красиво. Второго Линча я несколько пропустил, его заслонили другие авторы. Он связан для меня с «Синим бархатом» (18+) и «Дикими сердцем» (18+) (с замечательной музыкой и актёрским составом). Здесь он задавал тон в том, что можно было потом назвать поп-культурой. В это течение попадает, например, Тарантино. Эти два фильма были попсовыми в хорошем смысле, там были задействованы темы 1980-90-х. Помимо Тарантино в то время сильное влияние на кино оказывали французы Cinema du look – Жан-Жак Бенекс, Люк Бессон и Леос Каракс (BBC – по фамилиям режиссёров). В те времена Линч был в особенно сильных противоречиях с Голливудом, продолжая традицию независимых авторов в американском кинематографе, которые пытались отстоять своё я. Следующий Линч – это сериал «Твин Пикс» (18+). Который я смотрел по телевизору. Это был уже другой Линч. Он сделал из сериала нечто невообразимое. Заставил весь мир бояться какого-то мужика в джинсах, или того, что в зеркале можно увидеть чужое отражение. Это соседствовало со смакованием вкуса кофе и черничного пирога. Последний Линч – это «Шоссе в никуда» (18+) и «Малхолланд Драйв» (18+). Это был рафинированный, искушенный Линч. Он рассказывал о том, что помимо нашей реальности, в которой мы живём, вполне существуют какие-то другие измерения. Линч – мастер изменённого состояния сознания. Он даёт возможность путешествовать в потусторонние миры. Это связано с западной и восточной мистикой. При этом его киноязык прост, он не использует какие-то особенные эффекты, но при этом, например, тщательно работает с саундтреком. Поэтому он может быть надёжным проводником на этих путях. Нам же главное - не ошибиться с тем миром, куда мы можем попасть. Мы, конечно, потеряли большого мастера. Но он всегда будет с нами. ИА Телеинформ Фото mail.ru Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|