Новости культуры в Иркутской области | |
12.10.2021 |
«От Анги до Ялги»: как в Иркутской области возрождают ремёсла |
|
Качугский район, 12.10.21 (ИА «Телеинформ»), - В культурно-просветительском центре имени святителя Иннокентия (Вениаминова) открылась выставка работ, созданных в рамках проекта «Возрождение ремесел: от Анги до Ялги», поддержанного Российским фондом культуры. Начинающие мастера и их маститые наставники представили 120 изделий, созданных в разных техниках. Зачем возрождать ремёсла на селе?Проект запустил в этом году Благотворительный фонд развития местных сообществ «Ольхон», его презентовали в мае на острове Ольхон. Но, как рассказала исполнительный директор организации Эльмира Семёнова, задумали его уже давно. – Идея по ремёслам возникла давно, ещё с первых экологических проектов в Ольхонском районе. Мы столкнулись с тем, что параллельно с экологией нужно поднимать и уровень культуры. Как это делать, особенно на фоне многочисленных запретов в Ольхонском районе? Мы предложили людям заниматься ремёслами, возрождать эти традиции, местные промыслы, – рассказывает она. Позже интерес к этим идеям проявили и жители Качугского района. Так оформился проект, который затрагивает не одну территорию. В его рамках организаторы предоставляют возможность обычным людям попробовать себя в разных техниках: ткачестве, керамике, работе с деревом. Наставниками выступают профессиональные мастера, готовые делиться своим опытом. Они проводят мастер-классы, закладывая базовые навыки и взрослым, и детям. Самое главное, чтобы у людей была личная заинтересованность в том, чтобы попробовать что-то новое. Евгений Мирский и его Щелкунчик – У сельчан зачастую просто нет ресурса попробовать себя в чём-то новом без посторонней помощи. Мы предоставили такую возможность, привезли мастеров, оборудование. В итоге с нуля при хорошем мастере, при заинтересованности можно сделать достойное изделие, что мы и увидели, – говорит Эльмира Семёнова. – У людей возникает возможность развиваться: и как самозанятому, и как ИП, и как общественной организации. Есть гранты, субсидии и те же станки, круги, печи можно приобретать. Можно бизнес-планы составлять, участвовать в соцконтрактах. Вместе с тем, добавляет она, проект не был рассчитан на большое число людей: это работа штучная, индивидуальная подготовка каждого. Если серьёзно заниматься тем или иным ремеслом, нужно быть готовым к тратам на оборудование – ткацкие станки, гончарные круги, печи для обжига керамики. Те же ткацкие станки, кросны делаются на заказ и вручную.
Работы участников мастер-классов География проекта охватывает посёлки Хужир и Бугульдейка, деревню Харанцы Ольхонского района, посёлок Качуг, села Анга и Залог Качугского района. Как говорит Эльмира Семёнова, это те поселения, где сами жители выразили горячую заинтересованность в том, чтобы к ним приехали с мастер-классами. Но не только. В рамках проекта сотрудники фонда проводили стратегические сессии и семинары по написанию заявок на различные гранты, и здесь оказался высокий потенциал проектной деятельности. А это значит, что с такими территориями нужно работать и дальше, поскольку это и есть те самые точки роста, которые могут стать драйверами развития села. От туесков до одеждыИ вот в селе Анга развернулась выставка с работами учеников – фактически это те результаты проекта, которые можно увидеть воочию. Резные панно, работы из дерева, домотканые коврики, изделия из керамики – на первый взгляд и не скажешь, что большую часть изделий выполнили люди, которые раньше ремеслами не занимались. Помогали им специалисты из союза мастеров народного искусства «Оникс» Евгений Мирский и Галина Усова, а также преподаватель Качугской детской художественной школы Мария Шестрова. – У большинства, конечно, вызывает страх первое задание – нарисовать что в итоге хочется получить, сразу говорят «я не умею». Но когда даёшь им рисовать, это уже снимает барьеры. Все первые действия производятся вместе с мастером, люди чувствуют, что их подстрахуют, потому уже не боятся что-то делать. Дерево – это великолепный материал, очень релаксирующий. Вроде и настроение не очень, но взялся за работу и в процессе все настроения уходят в сторону и всё получается, – рассказывает Телеинформу Евгений Мирский. Мастер знаком с дерева с детства. Он рос в Киренске, и уже в юные годы сам делал себе игрушки. Сейчас он имеет статус не просто мастера, но мастера-наставника, а также работает методистом в Музее истории города Иркутска. Евгений Мирский рассказывает: древесину для работ можно использовать самую разную, всё зависит от того, какая задача стоит перед мастером. Для мелких работ нужна твёрдая древесина, яблоня или черёмуха. Для крупных изделий подойдут лиственница, сосна. Коллега Евгения Мирского по «Ониксу», также мастер-наставник Галина Усова показывает работы, будучи облачённой в русский народный костюм, тоже домотканый. Она рассказывает: к ткачеству пришла практически «наощупь». Просто однажды пришла в «Оникс», попробовала разные ремёсла и поняла, что именно работа с кроснами ей по душе. – Эти мастер-классы очень нужны. Потому что человек сам может не понимать, чем он хочет заниматься, а когда ему привезли разное, он пробует и на уровне ощущений понимает, его это ремесло или нет, – делится она. Галина Усова Галина Усова отмечает, что ткачество – древнее ремесло, которым на Руси занимались все девочки с пяти-шести лет. К замужеству девушка должна была приготовить себе приданое. Это не только текстиль для своего дома, но и несколько рулонов ткани нужно было наткать, чтобы затем шить не только одежду домочадцам, но и одарить всю родню жениха теми же полотенчиками. Сейчас для себя можно за пару дней соткать двухметровый половичок. Или наволочку, а ещё одежду и аксессуары. А разнообразие современных материалов позволяет на ткацком станке создавать даже гобелены. Мастер-классы Галины Усовой уже вдохновили нескольких женщина на дальнейшее развитие в этом направлении. – Жительнице Харанцов принесли старый станок, она его собрала, заправила. Начала постепенно осваивать. Сейчас хочет кросны приобрести, две жительницы Анги также приобрели станки. Фонд «Ольхон» тоже передал два станка в Харанцы, – рассказала Эльмира Семёнова. А кому-то ближе оказалось гончарное искусство. Когда видишь, как из гончарного круга вырастает ваза, кружка, кувшин, это напоминает волшебство. Кажется, что руки мастера делают это очень легко. Но на самом деле это не так, руки должны быть сильными, говорит Мария Шерстова. Она с глиной знакома давно, лепила из неё и раньше, но даже ей, чтобы овладеть навыками работы с гончарным кругом, пришлось учиться дополнительно у иркутских преподавателей. – Гончарное дело – процесс длительный. Тут нужно и знать, какую глину взять, как её приготовить, потому что неправильно приготовленная глина на гончарный круг не пойдёт, а например, на свистульки – да, – делится она. Мария Шерстова По словам Марии Шерстовой, на мастер-классах сразу же было принято решение создавать небольшие изделия. В итоге они получились у всех - и у детей, и у взрослых. Где-то это были классические кувшинчики, у кого-то включилась фантазия и к глине добавляли другие натуральные материалы. А один ребенок решил, что его изделие должно напоминать утварь первобытных людей. Заниматься керамикой, говорит мастер, – это не такая лёгкая и дешевая история, но взамен человек получает собственноручно сделанную кухонную посуду. От истоков к современностиВ Качугском районе работы можно увидеть в селе Анга в культурно-просветительском центре имени святителя Иннокентия (Вениаминова). Его глава Александр Соколов отмечает, что проект очень важен и для учреждения, и для района в целом. В опоре на него можно говорить о повышении туристической привлекательности Качугского района. – Дорожка на Байкал уже налажена, туда туристы едут, остаются жить разные творческие личности. Качугский район в этом плане только начинает развиваться. Мы являемся культурной точкой роста и у нас задача привлекать туристические потоки, паломников, и этот проект для нас играет одну из ключевых ролей для привлечения мастеров. У нас на стратегических сессиях много людей собирались, у которых масса задумок. Мы зацепились за тему и думаю, что дальше у нас будет взаимодействие, – говорит он. Но Ангой проект в Качугском районе не ограничился, несколько мастер-классов провели в селе Залог (ударение на первом слоге – прим. ред) в 52 километрах от Качуга. Центром развития этого поселения сегодня по праву является местная школа, созданная в 1875 году. С 2018 года она развивается как агрошкола, тут производят не только овощные культуры, но и получили в этом году первый мёд с пасеки, организованной во время ковидного безвременья! Когда объявили режим самоизоляции, рассказывает директор Лариса Заводских, в регионе запустили конкурс ТОСов. В школе решили создать объединение и написали заявку на создание пасеки. На выделенные 108 тысяч купили пять ульев, ещё пять подарил пчеловод из Качугского села Бутаково. А ещё тут заготавливают и ферментируют иван-чай, пробовали варить сыр, собираются заняться производством йогуртов, созданием экобоксов… Лариса Заводских, Эльмира Семёнова и Евгений Мирский В школе, рассчитанной на 180 детей, учатся 37, их привозят даже из соседних поселений, несмотря на то, что там есть свои общеобразовательные учреждения. Здесь очень хорошо знакомы с деревообработкой: в местной мастерской ребята под руководством учителя технологии Александра Реутова создают самые разные работы – от резных разделочных досок и табличек для учебных кабинетов до российского герба и туесков из разных видов древесины. – Он может выполнять определённые задачи, ту же самую геометрическую резьбу. Программу для станка пишем сами. Комплектующие для него заказывали в Китае, сама сборка заняла два месяца. В Красноярске два месяца на заводе делают станки, а у нас заняло столько времени собрать его вручную, – рассказывает Александр Реутов о станке с числовым программным управлением. А после мастер-класса Евгения Мирского, во время которого один из педагогов вырезал портрет Александра Пушкина, в школе решили создать галерею поэтов и писателей, а потом высадят и литературную аллею. – Или вот ткачество. Я сначала думала, ну что там интересного, это же монотонная работа. А когда сама попробовала, поняла, что это, видимо, что-то генетическое, хочется этим и дальше занималась. И петь захотелось, и на мастера по-другому посмотрела, – делится Лариса Заводских. Кстати, так совпало, что во время реализации проекта «Возрождение ремесел: от Анги до Ялги» школе решили передать под оперативное управление дом купца Сапожникова – красивую деревянную усадьбу, расположенную неподалёку. Дом Сапожникова, фото пресс-службы администрации Качугского района Дом является памятников и требует реставрации. Но в школе уже нашли для него применение: здесь хотят разместить центр народных ремёсел. Алёна Кашпарова, Телеинформ, фото автора |