Новости культуры в Иркутской области | |
17.12.2014 |
Пробиться сквозь тернии – иркутские общественники о том, где взять кадры для учреждений культуры и искусства региона |
|
Иркутск, 16.12.14 (ИА «Телеинформ»), - Члены Общественной палаты Приангарья собрались 16 декабря за круглым столом, чтобы попытаться понять – какие меры необходимо принять, чтобы ликвидировать нехватку кадров в учреждениях культуры региона. Если кратко, то, во-первых, Иркутску нужно высшее учебное заведение, которое будет заниматься подготовкой таких специалистов, во-вторых, чтобы молодежь оставалась в регионе, нужен областной закон, обеспечивающий закрепление специалистов на местах, – например, как в Кемеровской области, где выпускникам вузов дают кредит на жилье под 5% годовых без первоначального взноса. К такому выводу пришли эксперты. Пожалуй, начать решать проблему стоит с вопроса отсутствия в Иркутской области вуза, который бы занимался подготовкой специалистов в сфере культуры. Как заметила директор Иркутского театрального училища Светлана Домбровская, шанс получить такую кузницу кадров у региона был, однако из-за проволочек и промедления он ушел к Улан-Удэ. Для сравнения – в Забайкалье, Красноярском крае и в Бурятии такие учебные заведения есть. В Иркутске сейчас получить высшее образование в сфере культуры можно только в Институте культуры и искусств САПЭУ. Однако этот вуз – частный, и стоимость обучения там классическому вокалу составляет ни много ни мало 88 тысяч рублей в год. Позволить себе такое образование могут только единицы. Есть в Иркутске и бюджетное учреждение, где готовят специалистов в сфере кинематографии – это реорганизованный кинотехникум, который сейчас является филиалом ВГИКа. Готовят специалистов в некоторых вузах на отдельных кафедрах – музееведов на истфаке ИГУ и в инязе, искусствоведов – в Институте изобразительного искусства НИ ИрГТУ, на факультете музыкального и художественного образования Педагогического института ИГУ можно получить соответствующее образование. Пожалуй, список на этом закончится. Вуза с бюджетными местами и с целевой подготовкой на сегодняшний день в столице Восточной Сибири нет. А он нужен. Как говорит член Общественной палаты региона, директор Иркутского академического театра им. Охлопкова Анатолий Стрельцов, когда в технических вузах устраивают дополнительные кафедры, где учат петь, – это неправильно: «Когда ко мне приходит устраиваться на работу культуролог, я не очень хорошо понимаю, что это за профессия и чем будет заниматься этот человек». Специалистов со средним специальным образованием готовит в регионе пять учреждений – это художественное училище, училище культуры, театральное училище и два музыкальных – иркутское и братское. Однако самые талантливые выпускники уезжают в крупные города, менее талантливые или те, у кого нет таких возможностей, идут работать куда угодно, но только не в сферу культуры. Так, из художественного училища в этом году выпустились 186 человек, говорит его директор Людмила Назарова. Остались работать в этой сфере единицы. Музыканты, которые заканчивают обучение в Иркутске, вынуждены как минимум ехать в Красноярск и Новосибирск, где есть консерватории, как максимум – в столицу. «Уровень подготовки специалистов в учреждениях среднего звена – очень высокий. Выпускники иркутских училищ чаcто оказываются подготовлены куда лучше, чем специалисты с высшим образованием, которых сейчас готовят при различных вузах – практически на нулевой базе, а ведь культура должна иметь традиции», – отмечает Людмила Назарова. Вторая большая проблема – это старение кадров. Всего 17% сотрудников учреждений культуры (а всего их в регионе 14 с лишним тысяч) моложе 30 лет. Большинству – по 50-60. При этом статистика говорит о том, что детей и подростков в регионе, которые могут стать будущим сферы культуры, – больше чем в среднем по России на 2%. Вопрос – в том, как их сначала заинтересовать, а затем удержать. Директор детской музыкальной школы №2 Николай Шиханов говорит, что у родителей детей просто пропала мотивация, они не видят смысла покупать ребенку музыкальный инструмент – то же самое фортепьяно, а предпочитают лучше поставить его на горные лыжи. Это только одна сторона монеты, другая – это снова кадры. Многие педагоги не желают обучаться компьютерным технологиям и поэтому не проходят квалификацию. Соответственно это сказывается на зарплате. Насколько таким педагогам нужно приобщение к компьютерам – вопрос спорный. Так, замечает Николай Шиханов, преподаватель, воспитавшая Дениса Мацуева, максимум умела раскладывать на компьютере пасьянсы. Существование той или иной специальности во многом зависит от трудоустройства. По мнению Людмилы Назаровой, выпускники музыкального и художественного училища вполне могли бы проходить практику в детских школах. Однако заявок в училища от школ не поступает, поэтому складывается ощущение, что кадры никому не нужны. Таким образом, нужен системный мониторинг потребности в кадрах. Что касается молодых специалистов, то они все-таки приходят, говорит Николай Шиханов. Но отработав два года, уходят в декрет и больше не возвращаются. Людмила Назарова на это заметила – в таком случае нужны дополнительные меры финансирования для молодых специалистов. Как говорит Светлана Домбровская, устроиться работать сейчас и в библиотеку, и в музей непросто – люди там крепко держатся за места. Доступнее вакансии в муниципальных образованиях – но ехать туда молодежь не желает –жилье, зарплата оставляют там желать лучшего. По мнению директора Иркутского академического драмтеатра им. Охлопкова Анатолия Стрельцова, чтобы решить эту проблему, нужен закон о закреплении молодых кадров на местах – чтобы молодежь возвращалась работать в села, если там для молодых специалистов будет предоставляться хотя бы дом и участок. Муниципалитеты вообще не очень активничают в развитии культурной сферы в поселках и небольших городах. «Минкульт региона работает с органами управления культуры муниципалитетов, они встречаются два раза в год на совещаниях, которые проходят не один день. Все начальники записывают все в блокнот, убирают в сумки и потом забывают об этом», – подчеркивает замминистра культуры и архивов Иркутской области Ольга Уватова. Как заметил Анатолий Стрельцов, нужно обратить пристальное внимание на людей, которые сидят в креслах начальников управлений культуры в муниципалитетах: «Часто этот пост занимают родственники мэров или других чиновников администраций. Желания развивать у них сферу культуры нет, они скорее служат массовиками-затейниками при мэре. Поэтому нужно сделать так, чтобы вопрос назначения начальников курировал Минкульт». Что касается вопроса подготовки кадров, то, как говорит Анатолий Стрельцов, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. По мнению директора драмтеатра, Минкульт при помощи Общественной палаты мог бы попробовать увеличить финансирование на профессиональную подготовку кадров и при каждом культурном учреждении организовывать обучение сотрудников в вузах. «Если на подготовку кадров будут средства, то и музыкальное училище, и театр, и филармония сумеют заключить договоры и с Гнесинкой, и с Московским институтом им. Крупской и с улан-удэнским институтом», – отмечает Анатолий Стрельцов. Решить проблему с кадрами в сфере театрального искусства Анатолию Стрельцову, напомним, удалось. В 2010 году впервые Театральным институтом имени Бориса Щукина специально на актерском факультете для Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова был набран курс студентов. Это уникальная практика, когда молодые люди смогли получить диплом о высшем профессиональном образовании одного из лучших театральных вузов страны, а также стать частью коллектива профессионального театра с первых лет обучения. Педагоги Щукинского института приезжали в Иркутске и читали лекции, проводили мастер-классы. Немаловажно, что студенты учились на бюджете. В 2010 году студентами стали 14 человек из разных городов Иркутской области (посёлок Чунский, Шелехов, Усолье-Сибирское, Ангарск, село Олонки Боханского района, посёлок Хомутово Иркутского района) и Бурятии (село Елань). Теперь все они – актеры Иркутского драмтеатра им. Охлопкова. Теперь руководству театра нужно подготовить для себя и технический персонал – требуются хорошие художники по свету, бутафоры, заведующий постановочной частью театра, декораторы, художники по костюмам. Анатолий Стрельцов тут планирует пойти по проторенной дороге: « в Щукинском институте есть технический факультет и там мы попробуем обучить на будущий год по этим специальностям». Однако, как справедливо заметила замначальника отдела по культуре администрации АМО Ольга Сюсина, нужно не забывать и о том, что прежде чем активно привлекать новые кадры, нужно освободить место от старых. Не секрет, что многие сотрудники трудятся в учреждениях культуры в преклонном возрасте, не желая уходить на пенсию, размер которой просто не позволит на нее прожить. «Нужно сделать так, чтобы человек захотел уйти, ведь просто его вышвырнуть – неэтично». Известный иркутский антиквар, а также председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Сергей Снарский заметил, что это действительно вечная проблема. «На форуме культуры в Петербурге выступал главный режиссер БДТ Андрей Могучий. Он прямо говорит: у меня 60% труппы, которая мне не нужна. Из-за этого я не могу взять тех, кто мне нужен. Но ведь тех актеров, которые уже, скажем так, не нужны – их собирал сам Товстоногов», – провел аналогию Сергей Снарский. Вывод напрашивается один – для уходящих на пенсию работников культуры нужны социальные гарантии. Как вариант – нужно, чтобы человек, который вовремя будет выходить на пенсию, получал доплату. «Нужно думать о тех людях, которые так долго были с нами, выгнать их просто так нельзя», – подчеркивает Анатолий Стрельцов. Эксперты отметили: чтобы сдвинуть этот камень с места, нужно, чтобы в Заксобрании региона был хотя бы один депутат, который лоббировал сферу культуры. Сейчас его нет. В думе Иркутска этим занимается только Михаил Корнев. Ольга Телегина, Телеинформ. |