ТЕМЫ
Архив
< Октябрь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сегодня
Новости культуры в Иркутской области

Репертуары российских театров хотят проверить на соответствие нацбезопасности. В Иркутске мнения неоднозначные

Москва, Иркутск, 3.08.21 (ИА «Телеинформ»), - После спектакля «Современника» «Первый хлеб» общественный совет при министерстве культуры РФ проведет слушания по репертуару театров в части соответствия их стратегии нацбезопасности.

Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на председателя общественного совета при министерстве культуры Михаила Лермонтова.

«Мы в ближайшее время будем проводить общественные слушания, общественный совет при министерстве культуры по вопросу репертуаров театров в части соответствия их недавно утверждённой (президентом РФ Владимиром) Путиным «стратегии национальной безопасности», в которой есть огромный раздел, касающийся сохранения ценностей духовно-нравственных, патриотических, конкретно все это прописано», – сказал Лермонтов.

Он подчеркнул, что «именно общественные структуры должны взять на себя сегодня роль общественных контролеров, не цензоров, а контролёров соответствия информационной среды тем параметрам, которые заданы теперь и в указе президента».

Фото со спектакля театра «Современник» «Первый хлеб». Лия Ахеджакова.

Фото со спектакля театра «Современник» «Первый хлеб». Лия Ахеджакова.

  • Мнения руководителей иркутских театров по поводу такой инициативы разделились. Директор Иркутского музыкального театра имени Загурского Татьяна Мезенцева не смогла однозначно оценить идею:

– Мне трудно комментировать, я не видела этот спектакль, поэтому не знаю, почему принято такое решение – ввести эту цензуру. Поэтому не знаю, как к этому относиться. Ведь во многих театрах ставятся спектакли, кому-то они нравятся, кому-то – нет. Кто-то считает, что такие спектакли нельзя ставить, или таких исполнителей нельзя приглашать, или с такими режиссерами нельзя работать – разные совершенно мнения. Но идея проводить общественные слушания и вот это все обсуждать возникла только после этого спектакля. Я помню, какой скандал был тогда вокруг постановки «Тангейзера» Новосибирского театра оперы и балета – тогда такой идеи почему-то не возникло. Почему она сейчас возникла, я не знаю.

Что касается соответствия стратегии национальной безопасности, то, наверное, на сценах театров не должны идти спектакли, которые будут призывать к экстремизму, терроризму, не должны звучать маты со сцены, которые кто-то считает приемлемыми. Но все-таки есть руководители, есть художественные руководители театров, есть главные режиссеры, которые отвечают за творческую политику театров – наверное, они должны более внимательно относиться к этому. А может быть такой общественный контроль и необходим в нынешних условиях – выпускается много неоднозначных вещей, которые видят и дети, и молодежь. Не знаю – нет однозначного ответа.

  • Директор Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Анатолий Стрельцов считает, что государственным театрам стоит придерживаться государственной политики:

– Я давно говорил о том, что мы государственное учреждение. Государство тратит на нас деньги для того, чтобы мы его прославляли, чтобы мы прославляли людей, чтобы мы сеяли разумное, доброе, вечное. А если мы начинаем, как в спектакле Богомолова, говно друг другу на голову лить и выдаем это за искусство: пожалуйста – за свои деньги, за деньги спонсоров, за деньги меценатов, что хотите, то и делайте. А национальная политика, политика культуры должна все-таки прославлять человека. Во времена Чехова, во времена Шекспира были проститутки, были воры, были жулики, но писали «Ромео и Джульетту», писали «Дядю Ваню», говорили, что «мы увидим небо в алмазах». Ведь не зря Ленин, когда его спросили «мы церковь разрушаем, а что взамен», ответил, что «наверное, театр, потому что театр может оказать соборное действо». И если есть национальный проект «Культура» и национальная политика, то театр должен способствовать их развитию.

С ним солидарен и его внук, директор иркутского театра кукол «Аистенок» Андрей Стрельцов:

– Считаю, что давно пора обращать больше внимания на репертуары театров и их новые постановки со стороны государства: не в части цензуры и запретов, а со стороны соответствия их нашим национальным приоритетам и интересам. Театры все-таки должны служить на благо человечности, добра и порядочности. Печально, что в последнее время нас сотрясают скандалы, связанные с постановками именитых режиссеров. И все это происходит в государственных театрах, которые получают бюджетное финансирование на фонд оплаты труда, содержание имущества, а часто, и на эти скандальные постановки. Считаю, что если театру или режиссеру хочется экспериментировать в таком ключе, то нужно находить негосударственное финансирование, спонсоров, пожертвования и делать все что душе угодно. Государство же, наоборот, должно получать обратную связь, куда и как были потрачены бюджетные деньги и делать выводы, больше не выделять средства на подобные проекты. Я думаю, было правильнее сделать ещё больше: принять на государственном уровне новую стратегию развития культуры и театров, принять федеральный закон о культуре, где будут прописаны и театры, создать программу целей и задач: чему мы должны учить детей дошкольного, школьного возраста, подростков и взрослых. И если театр готов менять свой репертуар в соответствии с этой программой – выделять на это финансирование из федерального бюджета.

Художественный руководитель «Театра пилигримов» Константин Артамонов считает, что такой подход ни к чему хорошему не приведет – нужно другими путями решать проблему:

– Мы в этом случае очень будем рисковать тем, что будут приходить и оценивать репертуарную политику театра люди, которые совершенно ничего в театре не смыслят. Это приведет к тому же советскому постановлению, критике формализма, когда гнобили замечательных композиторов, того же Шостаковича – потому что за формой они не смогли усмотреть содержания. Это очень большой риск, потому что для понимания репертуарной политики театра нужны уважаемые, действительно понимающие в театре люди. Уверен, что изучающая репертуары комиссия будет иметь мало общего с серьезным, глубоким пониманием театра. Так что я думаю, что это не приведет ни к каким позитивным или положительным результатам.

Нужен совсем не такой путь, чтобы соответствовать стандартам и концепции национальной безопасности. Это нужно делать не запретами, не комиссиями, не рубкой с плеча, а совсем другими вещами – как та же «Пушкинская карта», например. Различные поощрения постановок, связанных с зарубежными классиками, поощрение просто высокого стиля, высокого слога, высокой культуры в наших театрах – это гораздо более эффективно, чем выносить суждение о творчестве художника, не поняв его, даже не заглянув глубоко внутрь. Ведь чтобы разбираться в этом, надо много лет учиться, а когда кругозор маленький, это все будет сужаться в точку зрения.

Руководитель Иркутского городского театра народной драмы Михаил Корнев считает ревизию репертуаров вполне уместной:

– Почему бы и нет? Искусство и культура нации – одна из основ духовной безопасности человека. Еще Пушкин говорил, что цензура необходима. И я считаю, что умная цензура нужна. Я знаю, чем занимаются некоторые театры, что они пропагандируют, порой даже самые крупные из них. И возмущения людей имеют место быть. Вспомним оперу «Тангейзер» – Новосибирск возмутился и в конце концов постановку сняли и уволили директора театра. Там митинги даже были, потому что люди усмотрели в этом спектакле оскорбление чувств верующих, глумление над исторической памятью. Это нас почему-то не пугает, а какая-то цензура пугает. Люди должны понимать, что они, в том числе, и духовной безопасностью занимаются. Надо помнить, что то, что ты несешь со сцены – невероятно важно и ответственно, это должно воспитывать, а не быть развлечением, переходящим в пошлость и глумление. Иные деятели театра уже не знают, как еще эпатировать публику, чтобы ее привлечь. Я считаю, что театр, как говорили старые мастера, – это храм искусства. Это, прежде всего, разговор со зрителем о духе, о душе, о высоком.

Хочу напомнить, что в указе президента Российской Федерации Путина В.В. «Об утверждении основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 года прямо сказано, что: «Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

А одними из наиболее опасных для России проявлений гуманитарного кризиса в обществе являются, как сказано в указе:

«- девальвация общепринятых ценностей и искажение ценностных ориентиров;

- снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

- деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России».

Репертуары российских театров хотят проверить на соответствие нацбезопасности. В Иркутске мнения неоднозначные

Другие отзывы из Иркутска на российские и мировые новости:

 
Новые фильмы: ежемесячные обзоры от ИА Телеинформ
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)