Новости медиажизни в Иркутской области | |
01.02.2021 |
|
«Что же будет с медиа и с нами»: представители СМИ Иркутской области – о выживании отрасли в ковидном настоящем и послепандемийном будущем |
Иркутская область, 1.02.21 (ИА «Телеинформ»), - Медиасфера – то, что будет с нами всегда. Особенно роль средств массовой информации возрастает в сложные, кризисные времена. Период ковидного безвременья, который длится уже почти год, не стал исключением. Журналистам многих СМИ пришлось очень быстро перестраиваться на новый режим работы, чтобы качественно исполнять свою основную функцию – информировать людей обо всем происходящем. Представители иркутских медиа поделились с Телеинформом собственным опытом выживания и ожиданиями по поводу того, что будет происходить с медиарынком и социумом в будущем. Онлайна стало большеКогда весной 2020 года президент Владимир Путин объявил в стране всеобщую самоизоляцию и выходные дни, пресса оказалась среди тех отраслей экономики, которым было разрешено работать дальше. В условиях пандемии коронавируса большинство редакций по максимуму постарались выполнить санитарно-эпидемиологических требования, чтобы сохранить сотрудников. Усилия были направлены на соблюдение баланса между сложившейся ситуацией с заболеваемостью и подачей информации в массы в полном объёме. Как отмечает главный редактор газеты «Байкальские вести» Юрий Пронин, в медийной сфере происходят все те же процессы, что и в других отраслях, и в социуме в целом, но только более выраженные. Больше работы в режиме онлайн, меньше оффлайна. Многие вещи действительно можно делать дистанционно и, зачастую, не худшего, а порой и лучшего качества. Если всё можно сделать с меньшей потерей времени и не менее качественно, становится непонятным, зачем куда-то ездить, говорит он. Но обратная сторона – недостаток живого общения, что всё-таки сказывается негативно. – Я не буду оригинальна в том, что основным новшеством для нас стала удалёнка. Мы сразу же перешли на неё, и наши новостники практически с марта работают в таком режиме. А когда перед Новым годом мы попытались частично выходит в офис, наши девчата начали жаловаться, что очень тяжёло возвращаться в этот формат работы, потому что привыкаешь работать один, когда тебе никто не мешает, нет параллельно звонков, разговоров, вопросов, – также делится генеральный директор IRK.ru Анна Суркова. – С другой стороны, наш техотдел практически из офиса и не уходил. Казалось бы, айтишники в первую очередь должны были бы за это ратовать, но нет, им нужно живое общение друг с другом, что-то обсудить, какие-то нюансы обговорить. Отсутствие живого общения – один из главных минусов удалённой работы, причём как для журналистов, так и для ньюсмейкеров. Для корреспондентов это, к тому же, ведёт к более быстрому профессиональному выгоранию: сказывается однообразная обстановка и ощущение, что работаешь практически круглосуточно. Несколько «провисает» командная работа, несмотря на использование всех доступных онлайн-сервисов для общения. Вместе с тем, жёсткие ограничения привнесли во взаимодействие сторон больше оперативности: даже те спикеры, кто раньше предпочитал давать свои комментарии исключительно при личной встречи, теперь стали согласны на телефонные переговоры, которые, впрочем, не всегда позволяют раскрыть тему разговора в полном объёме. – Но в целом я как руководитель вижу, что наши показатели от работы на «удалёнке» не просели, а где-то даже улучшились. Но живое общение ничто не может заменить, эта потребность осталась, и при первой возможности мы вернёмся в офис, хотя будем работать в более свободном режиме, – делится планами на будущее Анна Суркова. Тревожные звоночкиПандемия сделала так, что и в медиасфере, и в частной жизни россиян «онлайна стало больше», и, скорее всего, этот тренд останется и в постковидную эпоху. Те же прямые эфиры, которые внедрили власти в Иркутской области – формат стал ответом на требования времени в целом. С одной стороны, это стирает некоторые границы между госслужащими и жителями региона, с другой стороны, это не всегда выгодно самим чиновникам, поскольку не все из них хорошо подготовлены для публичных выступлений элементарно в силу особенностей личности. Журналисты же на то и журналисты. Они становятся проводником между спикером и получателем информации, выдавая сведения, озвученные ньюсмейкером, в удобном для читателя, слушателя, зрителя виде. – Но онлайн-выступления дали возможность знакомиться жителям и с какими-то очень интересными людьми. Например, врачи публично давали комментарии – чётко, сухо и по делу. Мне многие говорили после этого, что стало спокойнее: видимо, людям нужен такой формат. Потому, наверное, его тоже, опять же, частично, стоило бы сохранить, – отмечает гендиректор IRK.ru. Юрий Пронин, в свою очередь, отмечает, что многие ньюсмейкеры, прежде всего, представители власти и в принципе госорганов, будто хотят остаться в этом режиме, чтобы некоторым образом нивелировать определённые социально-политические процессы. – У нас открываются театры, стадионы, кинотеатры, а насчёт общественно-политических событий – мне кажется, властям удобно, что есть ковид, потому все запрещено, всё делается так, чтобы этого не было. Это чувствуется немного в опосредованном виде и на средствах массовой информации. Это такой настораживающий момент и непонятно, вернёмся ли мы в прежний вариант. Он и так был жёсткий, все эти акции не согласовываются и без того, непонятная процедура согласования, какие-то 10 дней, хотя можно обойтись тремя. Поэтому на этом фоне этот момент тревожит немножко, – комментирует главный редактор «Байкальских вестей». Но есть и положительные моменты. Речь, прежде всего, о консолидации журналистского сообщества. Анна Суркова отмечает, что в разгар пандемии в Иркутске наблюдался интересный и нетипичный локальный феномен: несколько СМИ в какой-то момент, отбросив привычную профессиональную ревность, объединились для обмена информацией без каких-либо условий: – У нас был общий чат и в какой-то момент, когда редакции полегли, возникла фактически объединенная редакция нескольких СМИ – мы, телевезионщики, затем подключились газетчики. Особенно это стало важно для районных газет, у которых был острый дефицит информации о коронавирусе. При этом было много непроверенной информации. Я думаю, что онлайны от правительства Иркутской области и появились со стороны властей, чтобы эту пустоту заполнить. Новые компетенцииКак отмечает журналист ангарского телеканала «АКТИС» Яна Попова, уже практически год редакция канала буквально несёт бремя справочной. Звонков от телезрителей стало в разы больше: куда обращаться за выплатами, что делать в случае потери работы, сколько заболевших, что и до какого времени работает, где принимают врачи-узкие специалисты и тому подобное. Не обошлось и без новых навыков, которые корреспондентам тоже пришлось освоить. В начале пандемии журналистов телеканала разбили на дежурные группы и снимать важные мероприятия ездили по очереди. Сам телеканал очно не работал. – Лично я освоила Zoom (программа для организации видеоконференций – прим. ред.). Наши планерки приходилось проводить с его помощью. Брала онлайн-интервью для журнала и для ТВ по скайпу и по Zoom, – отмечает Яна Попова. – Во время пандемии монтировала рекламные ролики на ТВ сама с помощью обычных бесплатных мобильных приложений, потому что мы работали удалённо. Деньги как-то надо было зарабатывать. К тому же начало пандемии в негативную сторону повлияло на привлечение рекламодателей. Потому телеканалу приходилось находить пути выхода из ситуации, искать спонсоров, которым была бы интересна реклама в такой период. Так, например, устраивали среди горожан разные конкурсы, принимая заявки онлайн, а летом, когда режим самоизоляции ослабили, победителей приглашали в студию и дарили им подарки от спонсоров. – Знаю, что в некоторых регионах страны штаты газет, в основном, претерпели сокращения, зарплату выдавали с огромными задержками. Вот, в частности, с коллегами с Бахчисарая общалась. У нас штат пока цел. Единственное, утреннюю программу, к примеру, теперь ведем не по трое, а по двое, в целях экономии денег. Сократили немного зарплату внештатникам. Новых сотрудников не берём никого сейчас, – рассказывает Яна Попова. Вместе с тем, отмечает она, коллектив стал смелее, старшие коллеги освоили Zoom. Сама журналист продала телеканалу свою маленькую камеру, и с ней коллеги ездили в «красную зону» ковидных госпиталей. К сожалению, коллектив «АКТИСа» потерь не избежал. – Наш директор Анатолий Боринский, который проработал в АКТИСе 20 лет, очень переживал за коллектив и наставлял нас строго соблюдать все рекомендации во время пандемии. Но 24 января его всё же не стало. Он сам не пережил пандемию коронавируса, – рассказала журналист. «Хочешь жить – умей вертеться»Вместе с тем, считает шеф-редактор БайкалТелеИнформа Михаил Дронов, никакого резкого-стратегического влияния пандемия COVID на медиа-рынок и медиа-технологии не окажет, а посткоронавирусные изменения в обществе просто усилят-ускорят и так существующие тренды. – Главное – это неизбежное увеличение числа медиа-каналов на основе цифровых технологий, дальнейшее смешение функционала и роли «медиа-брендов» и «сетевых личностей». А значит, большее разнообразие целевых аудиторий и их картин мира – вплоть до «всемирного сообщества ЛГБТ-коммунистов, требующих ношения защитных масок изнаночной стороной наружу». Мир социальных групп после пандемии будет более замкнутым – и, парадоксальным образом, более разнообразным, – говорит он. К такой картине мира приспособятся и наиболее сильные традиционные медиа-бренды, и сетевые личности, а уж рынок цифровой рекламы давно к этому готов. Михаил Дронов отмечает, что это можно будет назвать «расцветом информационного сектантства» - но суть явления от ярлыков ведь не меняется. – И гораздо интересней попробовать выживать и преуспевать в этом информационном хаосе. Государствам, конечно, придется трудновато в такой Вселенной – но это их, государств, проблемы. Хочешь жить – умей вертеться, – заключает шеф-редактор БайкалТелеИнформа. Тренд на безопасность и массированная благотворительностьКоронавирусная пандемия заставила перестроиться не только различные сферы экономики и жизнедеятельности общества, вероятно, она скажется и на некоторых переменах в менталитете. Михаил Дронов ранее уже отмечал, что на первое место выйдет тема безопасности в самом широком понимании слова. Речь не только о здравоохранении или бактериологическом контроле, а о безопасности бизнеса и личности. – Безопасность информации – потому что IT-отрасль будет занимать все больший вес в экономике (и обеспечении той же безопасности, ставшей отраслью экономики). Безопасность «гарантированно-неинфицированных» территориальных единиц – от вторжения извне (тут, кстати, поучительна реакция общества на недавние действия мэра Саянска Олега Боровского, а ведь где-то в мире местные общины и с оружием в руках будут защищать свою стерильность!). Безопасность в вульгарно-криминальном понимании – ведь стагнация многих отраслей породит массу маргинализированных групп населения. Все эти «гетто за виртуальной колючей проволокой» – более чем реальны, и общество в целом будет спокойней к этой идее относиться. И на Западе, и на Востоке, а уж в России – хорошенько поныв, так и с радостью. Короче, идея безопасности станет фишкой человечества лет на ближайшие 25, и в неё будут вкладываться немалые деньги, что означает рост себестоимости любых товаров и услуг, а также самого права на жизнь в том или ином подданстве, в виде налогов, – пояснял шеф-редактор БайкалТелеИнформа. По наблюдениям Анны Сурковой, среди самых обычных людей забота о собственной безопасности и здоровье – это уже не обязанность, насаженная «сверху», как было в начале пандемии, а собственный осознанный выбор. Защитные маски, санитайзеры и прочие элементарные средства защиты прочно внедрились в жизнь россиян, и многие уже на автомате надевают ту же маску там, где много других людей. – Мы не знаем, что будет с нами после ковида, но, очевидно, человечество вошло в какой-то очередной виток биологических процессов, такие вещи быстро не проходят. Понятно, что в прошлые века заболевания распространялись длительнее, а в наше время это произошло стремительно, но, тем не менее, человечеству нужно время, чтобы переболеть и быстро это не случается. Возможно, в будущем санитарные нормы будут не такие строгие, как в разгар пандемии, но я вижу, что они у нас отложились уже на психологическом уровне: заходишь в лифт с незнакомым человеком, надеваешь маску, заходишь туда, где больше трёх человек на пять квадратных метров – то же самое, это уже автоматом. Мы очень быстро «прокачались» в этом плане, – комментирует гендиректор IRK.ru. Другой тренд, который отмечает она, – у иркутян стало больше желания помогать. Благотворителями выступали самые обычные люди и даже представители малого бизнеса, которые сами оказались в 2020 году на грани выживания. И речь идёт не только о помощи врачам, бьющимся с заболеванием, но и о частных ситуациях, не связанных с коронавирусом. Но есть и другая сторона медали: в соцсетях стали проявляться манипуляции благотворительностью, когда люди подсаживаются на эту «иглу» и уже не стесняются просить помощи по любому поводу, говорит Анна Суркова. Яна Попова, которая и до пандемии активно занималась благотворительностью, также отмечает, что в этот период стало больше нуждающихся, а потому и возросло количество добрых дел. Более того, на телеканале «АКТИС» появилась новая рубрика «Тест на человечность», в которой рассказывается о неравнодушии людей: волонтёрах, разных специалистах, проявивших всё своё великодушие во время пандемии коронавируса. Вместе с тем соцсети телеканала свидетельствуют: люди стали озлобленнее. – Гадости пишут даже на позитивные комментарии. Кроме того, очень сильно «хайпились» блогеры на ковиде. Врали, интриговали. Это вносило смуту в информационное пространство. Люди им верят и хотят, чтобы официальные СМИ и власти эту «правду» подтвердили, – говорит она. В социуме действительно отмечаются две разнонаправленные тенденции: есть примеры безусловной самоотдачи, а есть и обратные, соглашается Юрий Пронин. Хотя, добавляет он, эта картина, скорее всего, изменится после того, как период пандемии окончится. – Режим самоизоляции, ограничения – это достаточно утомительно, особенно, если длится долго, и не лучшим образом влияет на настроение, эмоции, манеру поведения многих людей, – отмечает журналист. Что действительно, привнесла пандемия в жизнь россиян – это более внимательное отношение к здоровью своему и своих близких, несмотря на то, что до сих пор во всех странах есть ковид-диссиденты, отрицающие инфекцию. Но в большей части всё-таки сознание людей в этом плане поменялось – и это, скорее, позитивный момент во всём происходящем, резюмирует Юрий Пронин. |