Новости медиажизни в Иркутской области | |
04.11.2016 |
Ещё 5% рекламы – и все на Багамы: иркутские издатели – о том, поможет ли печатным СМИ закон об увеличении рекламных площадей |
|
Иркутск, 4.11.16 (ИА «Телеинформ»), - Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий допустимый объём рекламы в печатных СМИ на 5%. По замыслу, он должен помочь газетам и журналам пережить кризис в медиасфере. Иркутские издатели высказали Телеинформу своё мнение об этой мере и её востребованности. Оценка оказалась единодушно-скептической.
Законопроектом предлагается увеличить объем рекламы, допускаемой к распространению в периодических печатных СМИ, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, до 45% объема одного номера издания, сообщает «Росбалт». Сейчас максимум составляет 40%. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что принятие таких мер вызвала экономическая ситуация на медиарынке. Его составители уверены, что печатные СМИ получат финансовую поддержку за счет распространения большего объема рекламных материалов. Однако, как выяснилось, иркутские издатели не разделяют мнения депутатов, что положение печатных СМИ можно улучшить таким образом.
– Я думаю, что этот закон – мёртвому припарка. Во всяком случае, в печатных СМИ нету такой продаваемости, такой заполняемости рекламой. Сейчас даже те 40%, которые разрешались, не использовались полностью, поскольку сейчас и кризис, и падение рекламы. Я понимаю, что в тучные годы, например, в 10-е, можно было таким законом воспользоваться. Но сейчас это всё бессмысленно, это просто ширма. Я не знаю, у кого сейчас такая заполняемость. Мы, например, не пользуемся и 40%, чтобы газету не убить. Медиакризис все по-разному переживают, особенно те, кто свой продукт делали на коленке, не вкладывали в него деньги. У «Комсомольской правды» тоже сложная ситуация, есть свои проблемы, но мы как-то проходим этот кризис, потихонечку выкарабкиваемся, то есть нету бешеного падения. Более того, я думаю, за 2016 год бюджет мы свой выполним. Сейчас медиасообществу сложно, но я бы сказал, что гораздо сложнее оттого, что падают доходы не столько от рекламы, сколько от распространения: киоски закрываются, распространителям всё равно.
– Это совершенно напрасная трата сил, времени и денег (ведь законопроект готовили эксперты, которым зарплату платят!), и очень жаль, что новая Госдума начинает с такой ерунды. Дело в том, что не видать в киосках печатных СМИ, даже и самых крутых федеральных, которые настолько ломились бы от рекламы, что нуждались бы в расширении лимита площадей на пять процентов. А если таковые и найдутся – то им гораздо проще приподнять цены и влегкую решить бюджетные проблемы (которых у них нет). У остальной же печатной прессы – стабильный недобор до 40-процентного лимита. Причин тут много, среди них и общий переток бюджетов рекламодателей в электронные СМИ, потеря значимости печатной рекламы. Но основной фактор сегодня – это экономический кризис, в целом упадок потребительских рынков, нервозность на них. Лучше бы власти, в т.ч. депутаты, сосредоточились на решении экономических проблем страны (т. е. ликвидации госкапитализма как основной их причины). Будет расцвет рынков, будет конкуренция, будет борьба за потребителя – будет и реклама в СМИ. И доходы газет от нее прекрасно отрегулируются чисто рыночными методами. А пока мой скепсис по поводу новой Госдумы только усилился: если и в других отраслях она занимается такой же ерундой – ничего хорошего не жди.
– Всё, что я знаю о состоянии российской медиасистемы в данный момент, говорит о том, что это достаточно демонстративная и малополезная акция. Проблема состояния экономики российских печатных СМИ вовсе не в том, что им не хватает площадей для размещения рекламы, – она заключается в общем состоянии российской экономики и предприятий. Тревожное состояние предприятий сказывается на ограничении рекламных и промо-бюджетов. Мы это ощущаем в полной мере, правда, не в последние два-три года, а примерно с 1998 года. А с 2008 года я не слышал, чтобы кто-то из моих коллег сказал, что у них проблемы с нехваткой разрешенных законом площадей под рекламные материалы. Поэтому я считаю, что эта законодательная инициатива носит демонcтрационный характер.
– Предлагаемая мера никаким образом не поспособствует улучшению положения газет и журналов. Во-первых, шажок мизерный от 40 до 45% , во-вторых, никто толком не соблюдает эту норму, и никто толком не отслеживает соблюдение закона. Если речь идет об улучшении положения общественно-политических газет, то у подавляющего их большинства нет таких заоблачных показателей, как 40% площади, занимаемой рекламой. Впрочем, если считать рекламой публикации под заказ от разного рода властей и госорганов, тогда наберётся. Но, повторяю, никто толком не считает и не контролирует эту ситуацию, и «заказные» материалы никто не считает в объем рекламы. Нужно для улучшения ситуации принять целый ряд мер, которые работают только в комплексе, одновременно. Одну какую-то меру нельзя выдернуть из комплекса и применить. Это общеполитические меры, прежде всего, реальная публичная конкуренция политиков. И общеэкономические: наличие реальной конкуренции в экономике и рост, элементарный экономический рост. Можно также применить одну меру без учета других факторов: методами межгосударственного и государственного регулирования и контроля ввести платный контент в интернете. Тогда, правда, газеты скорее всего перейдут в цифру, но они останутся газетами в смысле контента, редакционной жизни, традиций журналистики. И это не такая уж и утопия, как может показаться. Также, на мой взгляд, оздоровлению рынка не только бумажных СМИ, но всех медиа поспособствует запрет на любые формы государственного и муниципального субсидирования СМИ. |