ТЕМЫ
Архив
< Май 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Сегодня
Новости медиажизни в Иркутской области

«Слово пацана»: как отозвался нашумевший сериал среди иркутян

Москва, Иркутск, 15.12.23 (ИА «Телеинформ»), - Официально вышла седьмая серия сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Телеинформ поинтересовался, что о нашумевшей криминальной драме думают иркутяне.

Напомним, сериал о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов был снят режиссером Жорой Крыжовниковым на основе книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», показ стартовал 9 ноября 2023 года в ряде онлайн-кинотеатров.

  • Шоумен и ведущий Денис Гук на своей странице «ВКонтакте» раскладывает свое отношение к сериалу по пунктам:

«Во-первых, это часть истории моей любимой страны, это мое детство, почему я должен его стесняться, замалчивать. Контрастное время было, но мне не стыдно его вспоминать. Делать дома было абсолютно нехрен. Это сейчас соцсети, телефоны, телики. Тогда только двор, улица.

Во-вторых, вся эта указанная «чернуха» 80-х/90-х выросла не на «провокационных сериалах», а на светлых советских фильмах и песнях. Другого просто не было. Поэтому проводить здесь параллель – рука-лицо.

Ну и да, задолбали с этим нытьем: «Лучше бы сняли патриотичное кино про подвиг». Берите и снимайте, кто мешает? Вечные недовольные в стиле «лучше бы детский сад построили» сами бы лучше шевелились, чем советы раздавать.

Ну и да! Попытаться замылить эту тему, рисовать ванильно-сахарный розовый мир для детей еще непонятно чем аукнется… Мир совсем не дружелюбный. Есть в нем и агрессивная среда. Лучше быть к ней готовым. Даже дети страшилки друг другу не просто так рассказывают (эта тема, кстати, мне попалась на экзамене по педагогике)».

«Пропуская через себя большой поток федеральных новостей, я имею возможность следить за историей с «Пацанами» во всей красе и развитии. И даже выборочно поглядел фрагменты – не сильно утруждаясь сюжетом и «моралью». В таких фильмах ведь большинство зрителей следит не за сюжетом и уж тем более «моралью» – а за антуражем и образами героев (так, мало кто из былых симпатизантов Штирлица перескажет суть сюжета – фильм пересматривали ради сладостной запрещенной «эстетики фашизма»).

Так вот, об эстетике, образах и запрещенности. Не покидает ощущение, что мы имеем дело с очень грамотной социокультурной (и даже, возможно, политтехнологической!) инженерией. Скандалы и радости вокруг «Пацанов» возникают настолько своевременно и ритмично, а спикеры (осуждающие и хвалящие) – настолько референтны, что все это напоминает «сценарий по мотивам реальной жизни». Суть в том, чтобы создать культурное явление с максимально богатым бэкграундом в виде кипения общественных страстей. И при этом – максимально совпадающее с социальными поведенческими паттернами времен молодости ныне активного поколения.

Требования запретить сериал, претензии к поступкам и образам героев сменяются отрезвляющими репликами мэтров культуры вроде Никиты Михалкова (и в этом есть здоровый троллинг патриотического обывателя, ибо куда катится мир, если за юных бандитов вступается сам православный Бесогон?!).

Я не разделяю конспирологических версий, что каждый чих в стране режиссируется «башнями Кремля» – но некий симбиоз и синхронизация интересов продюсеров и политиков все-таки налицо. Продюсерам нужен трафик. Политикам – замещение в актуальном культурном поле выпадающих образов несогласных с СВО «звезд». Привкус скандала, ореол полузапрещенности – это «самое то» для раскрутки чего угодно в России: хоть мега-талантливого, хоть тошнотворно-попсового. (Именно этот момент был упущен при выводе на культурную орбиту такой замещающей звезды как «патриотический SHAMAN», его стоило позапрещать чуток и даже подержать в кутузке, прежде чем выпускать на стадионы!).

В результате образы героев и актеров из сериала становятся готовыми пластиформами, в которые можно заливать любую актуальную повестку. Например, вангую: пустив лишь слух об ЛГБТ*-наклонностях любого из актеров из сериала – можно реанимировать тему соответствующих запретов и отпозиционировать любого спикера с рассуждениями о допустимых девиациях в «поколении бандитских подворотен». Если бы во времена Штирлица существовал маркетинг, то Вячеслав Тихонов наверняка озолотился бы на рекламе фастфуда. А то, что образы балабановского «Брата» одинаково бодро используются и в коммерческой, и в политической рекламе, мы наблюдаем уже пару десятилетий.

И вот, пожалуй, впервые мы видим культурное явление – с нуля создаваемое и раскручиваемое под маркетинговые цели. Я не берусь говорить, что это «хорошо» или «плохо» – это просто факт реальности, в которой предстоит жить нам, нашим детям и внукам».

«Сериал про нежно любимые мною 1988 и 1989 годы, так что не посмотреть его я не мог. Он, конечно, вроде бы «социально-рискованный», но при этом просто очень хорошо снят. Мастерски.

Сразу скажу о «социальных рисках». Я, конечно, могу только догадываться, что там в голове у современных юнцов, но у «Слова пацана» есть разительное отличие от легендарной «Бригады». Жизнь героев «Бригады» была подана так, что молодым ее могло захотеться прожить. Пусть и умереть, но хоть несколько лет пожить вот так – с модными иномарками, пистолетами, телками и классной музыкой за кадром. «Слово пацана» снято так, что прожить жизнь героев сериала не хочется. Точнее захочется совсем уж отстающему в развитии. И дело даже не в том, что героев частенько жестоко бьют, они там и сдачи дают сполна, а в самой атмосферке и быте 1980-х. Одно дело на БМВ гонять в красивых плащах, как Саша Белый, другое дело в стремных пуховиках на остановках ждать облупленные автобусы. Так что, может, и пронесет. Не ломанутся пацаны в «пацаны». Спасибо антиэстетике 1980-х. Так что я бы не рекомендовал волноваться моралистам. Ничего страшного.

Кстати, то, что выросшие на «Бригаде» не угробили страну окончательно, я иначе, как чудом, не считаю. Может, это и есть главная историческая заслуга Путина, что он их в какое-то безопасное для общества русло направил. Смайл.

Дальше. Сериал четыре серии подряд меня поражал тем, что бытовуха 1980-х там показана почти без косяков. Я был готов, да и сейчас готов объявить его самой точной реконструкцией прошлого из всех фильмов и сериалов про СССР. Но в пятой серии случился мегакосяк. Там девочки в школу ходят в белых фартуках. Ежедневно. Да они их не больше пяти-шести раз в год надевали. Ну как так можно проколоться? Осуждаем.

Еще там есть один прикольнейший момент, который является этакой калькой с «Игры престолов». Там все участники то ли верят, то ли играют в какую-то мораль (мораль и ценности), но каждый где-то по мелочи косячит, то есть делает что-то такое, чего делать не следовало бы, за что и огребает по полной программе. Этакая воспитательная технология судьбы работает.

…Шесть серий подряд сериал изумляет своим правдоподобием, заставляющим игнорировать всякие мелочи типа повседневных белых фартуков на советских школьницах или вопроса, как в течение одной зимы герои фильма успели столько раз быть до полусмерти избитыми и столько же раз выздороветь. И никто даже не пожаловался на сотрясение мозга.

И вот седьмая серия оказывается искусственной, киношной, такой же, как тысячи других серий из сотен других сериалов, оказывается этакой сделанной «под Голливуд» фальшивкой. Что в ней не так, что оставляет именно такое впечатление, и даже очень адекватно показанный подъезд советской многоэтажки не спасает ситуацию?

Если хотите высоко ценить сериал, не смотрите седьмую и восьмую серию. Ограничьтесь первыми пятью-шестью. Отмечу, что режиссер со сценаристом заманили моралистов в реальную западню. Последние две серии с концовкой такие, что ни одна свинья не отважится обвинить сериал в романтизации гопоты и насилия, побоится выглядеть идиотом. Ровно наоборот. Финал превращает пацанский сериал в абсолютно антипацанский. Благородные пацаны даже не побеждены ментами и комсомольцами, они сожрали себя сами, а торжествуют менты и комсомольцы. Все. Финиш. Причем не сказать, что финал нереалистичный».

  • Специалист по связям с общественностью, предприниматель Александр Откидач на своей странице «ВКонтакте» больше внимания уделяет обсуждающим сериал людям:

«Это парадокс, но люди, которые пишут в своих соцсетях о том, какой ужас ужасный этот сериал, и что какие-то сволочи его пиарят, и стали главными пиарщиками этого сериала. Я бы никогда его, возможно, не посмотрел, пока на прошлой неделе не увидел, что полтора десятка людей в наших лентах написали, что это смотреть нельзя. Конечно, сразу захотелось.

…Конечно, я понимаю тех, кто пишет: «Эта модель поведения не должна быть для наших детей правильной». С чем тут спорить? Другое дело, что мы все по-разному смотрим на это. Кто-то ведь из дому к любимому сбегал в 15 лет, а вслед от любимой мамы слышались грозные ругательства. Была ли мама права? Но ведь она совершенно точно не желала зла. Выражала свои чувства, как умела.

Поэтому я с пониманием отношусь к тем людям, которые пишут в своих лентах слова ненависти и неприятия сериала «Слово пацана». Это их мнение, и они имеют на него право. Вчера я, например, узнал, что если ты написал слова поддержки в адрес сериала, то это потому, что ты в те годы тоже участвовал в бандах. А также, что если тебе нравится сериал, то ты не патриот. И что преподаватели в школе не должны быть уважаемы школьниками, если педагог сказал или написал, что сериал хороший. Это пишут взрослые.

Мы уже тут выяснили с батюшкой, что одна из главных проблем нашего брата в том, что в голове у них «черт-те что». Люди верят и в православие, и в гороскопы, и в шаманов, и в цыганок, и в астрологию. Понятно, что, когда такая свалка, то есть понятное и логичное обоснование проблемы. Случилось что-то? Виноват сериал! Все. Без суда и следствия.

В пропаганде Советского Союза все было хорошо. Преступников не было. А потом случилось то, что случилось в 80-е в Казани и про что был снят сериал. Прикиньте, это произошло в стране, где не было таких сериалов и преступности тоже не было!!! Так, может, черт возьми, дело в другом?

Я вырос на «Кортике», «Неуловимых мстителях» и на «Острове сокровищ». Мне хотелось быть пиратом, стрелять по неприятелю и залазить в авантюрки. Это нормальное желание мальчика. Я надеюсь, что мои сыновья будут такими же. И у меня еще были родители, которые сделали все, чтобы у меня не было особо времени и желания заниматься чем-то бандитским.

А сегодня я, как человек, который 20 лет занимается со школьниками и молодежью, готов сказать, что две трети родителей ... забили на своих детей. Точнее, «я его кормлю, одеваю и в садик отвожу» – это не занятие ребенком. Психология, спорт, творчество, наука – ребенок должен читать, видеть примеры, открывать с вами мир, бегать, хулиганить и быть увлеченным. Тогда никакие сериалы вам не грозят. А если мы скинули все на школу и на телек, то увы и ах. Надейтесь на чудо.

И да, полиция уже дала обратную связь, почти все из банды воспитывались в неполных семьях. Вы уж простите меня, старовера. У меня два сына. И они видят дома, как я отношусь к женщине, к любимой женщине и к их матери. Женщина дает не меньше при воспитании мужчин. И наша сила в совместном воспитании детей. Убрав из системы воспитания отца или мать, все меняется неизбежно. Можно сколько угодно храбриться или ерепениться, но это факт. Воспитание и занятость, личный пример и труд».

  • Журналист Вадим Мельников в комментарии Телеинформу размышляет тоже о ролевых моделях:

«Лучше всего атмосферу вокруг сериала «Слово пацана» иллюстрирует хулиганский тест «Афиша Дейли», опубликованный в начале декабря. Посетителям сайта предлагалось попытаться отличить цитаты из сериала от совершенно настоящих высказываний президента нашей страны. Лично я не справился, при том, что все вышедшие к тому моменту серии добросовестно посмотрел.

Да, что там. Большая часть самых влиятельных умов нашей державы, включая весь дипломатический корпус (!) любит козырнуть знанием языка улицы. Мы выросли на песнях о воровской романтике, бандитских сериалах и эстетическом нигилизме прокуренных подъездов. Для целых поколений гопник – это что-то вроде мелкого предпринимателя. Про уровень ксенофобии в обществе даже упоминать не стоит.

А ведь за последние 30 лет все начинало налаживаться. Интернет многое изменил. Знакомство с непохожими культурами и субкультурами сделало молодежь любопытнее и терпимее. Появилась масса невиданных раньше видов досуга. Танцуй, пой, пиши! Для самоутверждения теперь не обязательно махаться за гаражами – можно тупо погамать в «танчики» или «контру».

Дети – существа простые, они пользуются ролевыми моделями. Они берут пример, прежде всего – с родителей. Присмотритесь к себе. О нет, виноват не сериал. Если бы художественное произведение могло менять сознание, прочтение «Войны и мира» превращало бы в толстовца. Меняемся мы, это с нас падает маска гуманизма. Так давайте, ради детей, хотя бы выглядеть хорошими».

* Международное движение ЛГБТ признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ

Кадр из сериала, kinopoisk.ru

 
О чем пишут иркутские колумнисты и блогеры?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста