ТЕМЫ
Архив
< Июнь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 26 27
28 29 30        
Сегодня
Новости медиажизни в Иркутской области

Обзор иркутской колумнистики и Facebook: Приангарье Роршаха, сексуальная объективация и «новые 90-е»

Иркутск, 4.06.21 (ИА «Телеинформ»), - На этой неделе иркутян волновали неудачные дизайнерские решения, приставания в транспорте, немного – будущее человечества и космоса, и, конечно, погода. Телеинформ подготовил новый выпуск обзора иркутской колумнистики.

Волнующее и острое

Умы политизированного сегмента иркутского Facebook на этой неделе взволновал Петербургский международный экономический форум. А именно – некий дизайнерский прием, использованный в оформлении стендов регионов. Темно-зеленый силуэт Иркутской области, зловеще подсвеченный по краям неоново-белым, к тому же чуть повернули относительно классического расположения – вероятно, чтобы лучше вписать в вертикальный стенд… А, что объяснять, смотрите сами:

Началось все как раз с этой фотографии, опубликованной Сергеем Маяренковым в числе прочих.

«Странные какие-то очертания у Иркутской области. ИИ, видимо», – отмечал Андрей Артемьев.

Затем фотография пошла в народ. «Что в головах у людей, которые это придумали, а главное утвердили?..» – задался вопросом (вестимо, риторическим) Владимир Кочетов.

«Все верно: место ссылки изменить нельзя», – считает Яна Варшавская.

Некоторые иркутяне тут же начали подбирать ассоциации с фигурой. Сергей Шмидт уверен, что «это виктори, знак победы. Ну и первая буква слова х…, конечно же. Или вторая буква того же слова. Визуальный арт-объект».

«Такой потрепанный поживший зайчик из плейбоя» привиделся Яне Лисициной. И не только ей, кстати, Юлия Саенко считает так же.

Андрей Александрович увидел символизм: «черный фон символ Черной дыры (один провал экономики на 60 млрд за год чего стоит, черные лесорубы, административная вакханалия, аллегорично черные времена в целом); Искажение проекции Меркатора и изменение оси наклона Земли, как символ поклона Западу. Никаких претензий к автору, он художник, он так видит».

Михаил Дронов пририсовал силуэту красные (геральдические!) глаза и объявил: «Это просто маленькое, гордое и мимимишное Привидение под защитой бабрОвой лапы».

Также в комментариях звучат предположения, что это – рентгеновский снимок, черная плесень и даже черная дыра. Черту буйству ассоциаций подводит автор поста: «Друзья. Судя по комментариям многим срочно надо записаться на прием к психотерапевту или… накатить вискаря в хорошей компании. На самом деле, Иркутская область прекрасный регион (это без шуток). И стенды обычно у нас на выставках очень красивые. Просто на этот раз получилось (х…) мрачновато».

Между тем, Михаил Дронов на своей странице в соцсетях на рубеже весны и лета теоретизирует о «новых 90-х»:

«Новые 90-е» – неизбежные, как тьма перед рассветом и крах путинистической «стабильности» – какими они будут? Уже высказывался, что напрасны страхи на возвращение «старых 90-х» в буквальном смысле: и общество изменилось (значительная часть его обрела опыт и знания об элементарном экономическом выживании, есть и зачатки гражданской морали), и рыночные технологии отчасти работают, да и молодые поколения более эрудированы и прагматичны. Но конечно же, некие «хаос и смятение» стране придется пережить, без сомнений – и психологически это будет напоминать стресс «старых 90-х». Но тут уже вопрос готовности (моральной и интеллектуальной) – и свободы от иллюзий. Индивидуальных, групповых, клановых, кластерных, общинных – готовностей. Зрелости. Кто-то и проиграет, а кто-то и выиграет – увы, даже в одной группе детского сада ребятишки развиты неравномерно.

…Что до меня, то больше интересует – каким будет новый странный мир уже после «новых 90-х». Здоровско было бы дожить».

В комментариях – интересная дискуссия. Всеволод Напартэ выражает сомнения, «что такие хорошие молодые поколения (я их тоже считаю хорошими) справятся со старыми бандитами. Просто представляю себе какую-нибудь «Монеточку», бросающую вызов Кадырову».

«Я уверен, скажем, в простых вещах: что молодые люди (а это для меня – «до 45 лет») – не станут сотнями тысяч ставить баночки с водой перед экраном с Кашпировским или покупать акции МММ. А это – уже миллионы киловатт-часов человеческой энергии, которые можно направить в более конструктивное русло (уж кто как сможет) – и в частности, на самоорганизацию в поисках в своих рядах лидеров, способных противостоять (хотя бы на уровне общины) старым бандюкам. Общество стало другим все-таки, более образованным и инциативным «в среднем». Но это не повод расслабляться, ни в коем случае, нет», – отмечает Михаил Дронов.

Надежда Иванова считает, что у каждого поколения – свои Кашпировские:

«Вместо баночек с водой новое поколение массово записывается на «марафон по осознанности» и «тренинг по денежному мышлению, который изменит вашу жизнь». Это те же баночки, и даже хуже, потому что баночки хотя бы бесплатные были, а за марафоны люди деньги платят. На Западе актриса Гвинет Пэлтроу успешно продает свечи с ароматом своей вагины (это не шутка!), которые покупают ради «особой женской энергетики». Вместо акций ммм сейчас биткоины. Общество никогда не будет цивилизованным настолько, чтобы в нем не нашлось успешных запудривателей мозгов».

Руслан Руденок «как человек как раз из изучаемой группы» включается в дискуссию:

«Уровень веры в ненаучные вещи коррелируется с уровнем религиозности и веры в условное сверхъестественное в целом, конечно, в нашем поколении действительно есть свои заблуждения, но уровень религиозности в десять раз ниже, курсы осознанности, успешного успеха и йоги – это не Кашпировский, потому что тут отсутствует именно религиозный элемент в прямом смысле слова, он тут как бы на периферии, поэтому да, можно сказать что новое поколение в хорошем смысле более прагматично, в кашпировских и НЛО или йети нет никакого толка, а в успешном успехе и йоге хоть немного есть. Акценты другие».

«Верующие в старшем поколении – это те, у кого религиозность бытовая в основном: свечку по поводу поставить да яйца на Пасху покрасить. Они пересылают по вотсапу иконки, но попроси их прочесть Символ Веры – не прочтут. Совсем иное дело – молодые верующие: они выбрали веру осознанно, они хорошо знают «матчасть», они готовы за свою веру при случае и подраться. Движение «Сорок сороков», начинавшее как маргинальный отряд, сейчас идет на выборы в думу, имеет серьезных спонсоров и свои СМИ. Так что не числом, а уменьем», – вступает в разговор о религиозности Надежда Иванова.

А Артем Ермаков резюмирует:

«Просто с части людей вновь сползет социальное. И выяснится, что под ним нет ничего собственно человеческого. Человек без Бога – довольно мерзкая тварь, невзирая на многочисленные исторические исключения. Вот в этом суть любых переходных периодов».

Тем временем тяжелую тему харрасмента и сексуальной объективации поднимает в своем посте Мария Королева:

«Пост написан с разрешения, более того, по просьбе моей дочери Дианы.

Сейчас – около 16 часов, днем – она ехала в маршрутке, и когда выходила и расплачивалась, какой-то урод схватил ее за попу. Он с чего-то решил, что ему МОЖНО. Он же мужик, ну. У него же инстинкты. И вообще, это комплимент, понятно?

Для тех, кто «сама спровоцировала».

Диана невысокая, худенькая, детские черты лица. Выглядит на 15-17 лет, не старше. Одета она была в черные свободные брюки-палаццо и черную футболку. Но даже будь она в шортах и майке декольте – это не отменяет неприкосновенности.

Она не растерялась. Она очень громко заорала на всю маршрутку и улицу:

– Что вы делаете, не смейте трогать меня, я вызываю полицию!

Урод тут же всполошился и убежал из маршрутки. Народ молчал. Диана сразу позвонила мне и рассказала о случившемся. Это правильный ход. Нужно орать, звать на помощь, привлекать внимание. Но это она знает. Многие девушки бы просто промолчали и стерпели. Потому что «стыдно». Потому что «что люди скажут». Потому что не так стояла, не так смотрела и вообще.

Для тех, кто «ну подумаешь, из-за одного случая шум поднимать».

Я попрошу отметиться в комментариях женщин и девушек, кто ни разу, никогда и никак не подвергался харрасменту и объективации. Кого не хватали за задницу. Не тянули руки, не кыскыскали на улице, не отпускали пошлых шуточек, не комментировали внешность в контексте «вот это сиськи» и т.д. Напишите, пожалуйста, с кем никак и ни разу такого не случалось. Посмотрим, сколько таких. Вдруг и правда единичный случай.

Диана просила сказать всем:

– Да, не все мужчины такие. Но пока такие есть, и пока их оправдывают, я буду подозревать всех. И пусть я буду выглядеть истеричкой и паникершей – я буду кричать и вызывать полицию при любом таком или похожем случае. А если у них инстинкты и они не могут свои руки удержать в карманах – пусть их держат в зоопарке.

Я страшно зла. Да, я злобная фемка».

Ее поддерживает (в числе многих других) Татьяна Шенина: «Молодчина девочка! А люди, сидящие молча в маршрутке, уроды». «Относительно того, что это быстро забудется… Я до сих пор помню это ужасное ощущение, когда в 80-90-е годы приходилось ездить в битком набитых автобусах и тебя все пичкали, трогали, хватали… и ты ничего не мог сделать… я далеко не нервная и утонченная барышня, но меня это убивало», – добавляет она.

Александр Откидач не согласен: «По-моему, вы зря так про мужиков. Ее за попу схватил не мужик, а [дурак]. Это разные вещи и нужно на эту тему тоже разговаривать. Не все мужики [дураки]. Их сильно меньше, чем мужиков».

Еще одно мужское мнение – от Александра Басирова: «Какое тогда предложение для мужчин, чтобы их не подозревали? Что делать то? Если мерка по одному [дураку], мужчинам что делать, чтобы из подозрения выйти?»

«Мужчины должны воспитывать своих сыновей правильно, это главное. Явно не мама этого ублюдка сказала ему однажды (или показала), как можно с женщинами обращаться», – отвечает Елена Маслова.

Несколько женщин в комментариях отметились, что с ними «никогда», но перечесть их можно по пальцам. Примерно столько же – высокодуховных пользователей «в белом пальто», которым ситуация, сленгово выражаясь, – «ачотакова». В большинстве случаев комментаторы вспоминают личный негативный опыт.

Политика, физика и лирика

Отвлечемся от этой темы. Вот колумнист ИТГ Сергей Шмидт в очередной колонке предается воспоминаниям о юности своего поколения – «последнего советского поколения в России». О временах, когда уже не было «научного коммунизма», но оставались душеспасительные беседы о вреде рок-музыки.

«Еще у нашего поколения была молодость, которой история преподнесла сразу букет революций: от рок-музыкальной, сексуальной и в целом культурной до революции политической, социальной, экономической. И последующей героиновой, которую красиво можно назвать, если уж так хочется сравнить конец 1980-х у нас с концом 1960-х на Западе, «психоделической».

Не было только одного. Я обрыл всю память в поисках этого. Опросил многих участников собственной молодости – никто ничего на эту тему не может вспомнить. В том нашем «жизненном мире», в наших бесконечных ночных разговорах, в наших любовях и приключениях вообще начисто отсутствовала тема того, что мы живем в городе с… уникальной архитектурной средой. Мы ходили мимо знаменитых иркутских «деревяшек» – в книжные магазины и на книжные развалы, в библиотеки и видеосалоны – ходили, беспрерывно обсуждая все прочитанное и увиденное, дивясь и давясь всякими вычитанными уникальностями, вообще не замечая совершенно реальной уникальности, которая была рядом с нами. А ведь среди нас были художницы и художники, архитекторы и архитекторки, вообще всяческие «люди искусства», но Иркутска с его главными достопримечательностями не возникало в наших коммуникациях и переживаниях никогда».

Кстати об искусстве и, в частности, о книгах. Влад Толстов подготовил для читателей за неделю сразу два обзора новинок российской и зарубежной прозы. В одном из них – новые книги о творческих людях и вообще о творчестве: собрание текстов, написанных современными критиками во главе с Анной Жучковой, «Как мы читаем», воспоминания Дэйва Мастейна о том, как он вместе со своей группой Megadeth записал альбом Rust in Peace. Этот альбом, отмечает Толстов, «до сих пор, спустя тридцать лет, признается одной из самых влиятельных, технически сложных и вдохновенных пластинок в стиле «трэш-металл». Эта музыка повлияла на многих и продолжает влиять (в том числе на группу Guns’n’Roses, гитарист которой написал к книге предисловие). Книга Мастейна – подробное, едва ли не поминутное описание того, как создавался этот величайший в истории рока альбом». Кроме того, в подборке – книга о том, почему именно музыка способна так сильно волновать человечество, и история кинодраматургии «от братьев Люмьер до братьев Нолан», написанная Камиллом Ахметовым для людей, «которые хотели бы знать, как устроен мир кино, но боятся провалиться в трясину академических и киноведческих рассуждений».

Еще один обзор – это десятка книжных новинок, которые можно будет найти в Москве на книжном фестивале на Красной площади. Он должен был открыться 3 июня, но его перенесли на две недели. Любителям музыки Влад Толстов предлагает обратить внимание на биографию Джона Леннона и историю ленинградской рок-группы «НОМ». Киноманы найдут для себя книгу Вадима Радаева о том, как архетипы и всякие поведенческие паттерны из популярных кинофильмов объясняют наши особенности национальной психики: «и это не развлекательное чтиво – это серьезный академический разбор, например, всяких сюжетных приколов в фильме «Бумер», и объяснение, почему именно с этой картиной связана героизация всякой криминальной шелупони не только на экране, но и в жизни». Есть в подборке «маленький шедевр научпопа» – «Химия навсегда» Ларса Орстрема: автор «пишет не просто про химию, а обнаруживает какие-то истории, в которых химия присутствует постольку-поскольку, но так или иначе становится их участницей. Например, для производства чистого урана нужен дистиллированный кальций, и когда американская разведка отчаялась получить хоть какие-то сведения о состоянии советского атомного проекта, химики подсказали: дистиллированный кальций производят в Германии, Советский Союз только что закупил крупную партию, вот посмотрите, какой в путевых документах конечный пункт – и узнаете, где они делают бомбу, и сколько у них обогащенного урана. Так и сделали, данные оказались точны». Ну а книга Лесли Холмс «Коррупция. Очень краткое введение» – полезная и отрезвляющая, позволяет увидеть коррупцию не как политическую проблему, с которой только какой-нибудь Навальный может совладать, а как системный изъян в функционировании общества и экономики.

Раз уж упомянули Навального, давайте теперь немного о политике. Юрий Пронин отмечает, что в этом году президентская власть в России празднует юбилей – 30 лет. «Большинство сторонников первого президента России (не все, но большинство) хотели, прежде всего, хорошего царя, который наконец воздаст всем по справедливости. Эти настроения стали основой и для России после Ельцина. А заодно – и пружиной, и фундаментом последующих событий. И главный тренд все 30 лет – усиление президентской власти, расширение и без того громадных полномочий главы государства».

Между тем, «согласно правдивой шутке еще советского времени, попытки нашей промышленности сделать что-нибудь для мирной жизни оборачиваются конфузом: неизбежно получается автомат Калашникова. В политическом варианте от Виктора Черномырдина какую бы партию мы ни пытались строить, получается КПСС. Так и с президентской властью. В России царь, император, генсек, президент – по существу, разновидности самодержавия.

Отсюда нарастают сомнения – а должна ли высшая власть в России обязательно быть в одних руках? Не отговорка ли это для, опять же, сохранения статус-кво? Быть может, наоборот, России показан еще неведомый ей рецепт – парламентская или хотя бы президентско-парламентская республика? Краткий период с марта по октябрь 1917-го – не в счет, хотя и служит в качестве «страшилки» уже второе столетие: слишком уж специфической была тогда ситуация. А сейчас, кто его знает, может быть в самый раз. Хотя – время сейчас такое – с обязательным уточнением: конечно, только мирным, законным способом».

Вернемся в социальные сети. Дмитрий Наумов в Facebook пишет о том, что «чужого мусора не бывает»:

«Собирая очередной «чужой» мусор в Мурино (прекрасное неизвестное, не популярное (хвала Небесам) место, хотя – все тот же #Байкал, на секундочку), понял простую (но до того не особо очевидную) истину: чужого мусора не бывает. Есть просто – природа, и есть просто – мусор. Делить его на «свой/чужой» – лишнее, бессмысленное усложнение.

Перед тобой, всегда один простой выбор – мусорить или собирать. Если ты не мусоришь – замечательно. Но, если у тебя есть руки и ноги, ты можешь хоть немного, хоть капельку, но помочь природе, собрав чей-то мусор. Все просто, если не усложнять. И я в вас верю».

Алексей Петров в конце мая открыл для себя (и для своих подписчиков) «иркутский след» в истории Самуила Маршака:

«И еще про библиотеки. Будучи в отпуске, чтобы было с чем лежать на пляже, записался… в библиотеку. За три дня прочитал воспоминания о Маршаке.

Открыл для себя очень разного Самуила Яковлевича. Думал, что уже не увижу никакого иркутского следа. Ведь он все между Питером, Москвой, Лондоном и Ялтой путешествовал. Но оказалось, что одной из любимых его песен была «Славное море – священный Байкал», и он ее прекрасно пел. А еще за несколько месяцев до смерти он познакомился с антропологом Михаилом Герасимовым, тем самым, кто открыл нам Мальту.

«Они встретились как старые друзья, которые долго не виделись и торопились наговориться. Герасимов рассказывал, как помогает ему жена своими советами, когда он, увлекшись деталями, начинает упускать из виду целое.

– Да, да, – сказал Самуил Яковлевич, – женщинам, настоящим женщинам, присуще удивительное чувство целого. Может это потому, что они рождают целых людей, а не какую-нибудь часть».

Екатерину Сумарокову начало лета потрясло закатом:

«Что должно случиться с человеком, когда он 10 часов, не вставая, проверял ЕГЭ по литературе? Когда не хочется ничего, даже есть. Когда сидишь в автобусе, как медуза, выброшенная на берег и раздавленная чьей-то ногой. Должен случиться ЗАКАТ. Чтобы выбегать из автобуса, подпрыгивая от нетерпения, пока водитель считает сдачу. Чтобы перепрыгивать через кочки и нестись скорее к общежитию, пилить на лифте, на мед-лен-ном лиф-те на последний этаж. Чтобы встретить на последнем этаже среди банок краски и кучи мусора (ремонт идет) парочку таких же чокнутых. Бежать с ними на балкон, потом в пустую комнату, и пытаться-пытаться поймать фотиком это невероятное чудо. И даже радоваться, что поймать это невозможно. Потому что жизнь прекрасна! И этот офигенский, невероятный закат – часть сегодняшнего дня!»

Если же поднять голову и вглядеться дальше, чем привычное нам небо, за ним обнаружится космос. О нем пишет с ноткой сожаления Сергей Язев, снабжая свой пост фотографией авторства Amir H. Abolfath:

«Я очень хорошо отношусь к Илону Маску и надеюсь на успех его космических проектов. Но за что я его очень не люблю – он убивает Deep Sky. И уже сейчас треки его старлинков перечеркивают объекты глубокого неба. Вот что Маск сделал с Большой туманностью Ориона! А ведь впереди еще много-много запусков….

Небо уже в полоску. Но будет и в клетку. Земля была планетой, на которой можно заниматься наблюдательной астрономией. Маск с этим покончит».

Вместо тысячи слов

Ну и, раз уж у нас тут посты с фотографиями пошли, перейдем к завершающей рубрике. На этот раз она – о погоде.

В конце мая солнечные моменты были редкостью. «Крыша дома моего или тот случай, когда вышла садить морковку», – писала Варвара Штерн.

Недолго музыка играла, и вот начало июня не очень-то радовало горожан. «Доктор, я лета не чувствую!» – делился с читателями Алексей Литвинцев.

А потом после холодного и непривычно мокрого, зябкого мая Иркутску наконец-то включили солнце. «Кажется, лето начинается. Но поживем, увидим», – философски пожимает плечами Анатолий Бызов.

Обзор подготовила Мария Маякова, Телеинформ

 
Сибирь, Байкал, Иркутск - в зеркале мировых СМИ. Обзоры прессы
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)