ТЕМЫ
Архив
< Декабрь 2024 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Сегодня
Новости медиажизни в Иркутской области

Обзор иркутской колумнистики и соцсетей: трамвайная многоходовка, проблема музыкантов и романтика девяностых

Иркутск, 30.10.23 (ИА «Телеинформ»), - В конце октября иркутяне размышляли о музыке и погоде, о математике и самоанализе. Телеинформ подготовил свежий выпуск обзоров иркутской колумнистики.

Волнующее и интересное

В одной из своих недавних колонок колумнист ИТГ Сергей Шмидт вспомнил Михаила Ходорковского* (признан иностранным агентом в РФ) – напомним, его арестовали 25 октября 2003 года.

«Давно существует относительно консенсусное мнение в среде политологов, согласно которому арест Ходорковского* можно рассматривать как поворотное событие-точку, после которого движение от нездоровой демократии 1990-х в сторону авторитаризма, которому до сих пор грех жаловаться на здоровье, стало необратимым.

…Я не сочувствовал Ходорковскому* тогда, да и сейчас не сочувствую. Сугубо политологически могу заметить, что пострадал наш легендарный олигарх за гордыню, за привычку открывать пинком дверь в Кремль, за то, что не понял, с кем имеет дело. Е. Пригожин, кстати, пострадал за то же самое, интересно, что ровно двадцать лет спустя. Разве что дверь пинком в Кремль Пригожин уже не открывал, а вежливо стучался.

Но есть у меня с тех пор одна претензия к Путину, да еще какая. Пришло время ее высказать. Дело в том, что в тот октябрьский день Ходорковский* летел в Иркутск. Он должен был выступать на открытии иркутской «Школы публичной политики» в конференц-зале турбазы «Прибайкальская». Надели на Ходорковского* наручники в Новосибирске, где самолет дозаправлялся. Почему Ходорковского* арестовали не в Иркутске? Почему лишили город И. возможности понтоваться тем, что на его земле арестовали Ходорковского*, обозначив тем самым факт рождения т.н. «путинского политического режима»? Ведь все к тому шло…

Умом, конечно, я понимаю, что шансов у Иркутска не было никаких. «Принимать» Борисыча было решено без шума, который безусловно был бы, если бы его арестовали в присутствии губернатора в аэропорту или в присутствии 120 человек и того же губернатора в «Прибайкальской». Но все равно никогда не прощу Путину, что он тогда вычеркнул Иркутск из политической истории России. Пришлось потом самостоятельно в нее входить – протестами против трубы «Транснефти», да всякими приколами на выборах».

В соцсетях Алексей Гуранин анализирует неспособность некоторых музыкантов-исполнителей сочинять собственные мелодии.

«Проблема – внезапно! – в наслушанности, в музыкальной эрудированности. Да, это здорово, несомненно, но когда ты стремишься стать не просто исполнителем, но и автором, начинаешь сочинять, выдаешь первые пять или десять нот… И тут твоя эрудиция тебе подсказывает: стоп, это же начало второго раздела второго действия «Риголетто», сразу же после «Куртизаны, исчадье порока». И все! Теперь ты не способен сочинять дальше, потому что в твоей голове звучит та самая мелодия в фа минор, а попытки отойти от нее – чудовищно корявы, ведь перед глазами неповторимый идеал Верди. А потом ты рожаешь другие полдюжины-дюжину нот, и выясняется, что если заменить третью из них – получится восьмой и девятый такты третьей части до-минорной «Патетической»… Потом еще десяток нот, двадцать, дело пошло, и на двадцать пятой ноте тебя утаскивает в банальную «Элизу», «Мечта сбывается» или «Естудей»…

Почти все, что можно написать в музыке, было написано еще черт-те когда. И чем больше ты узнаешь мелодий, чем лучше их помнишь, тем меньше остается простора для того, чтобы выдать что-то действительно новое и при этом простое по мелодике (это важно, потому что намесить винегрет из пары сотен восьмых и шестнадцатых нот проще в разы, чем сочинить красивый распев из дюжины)».

В музыкальные воспоминания погружается и Денис Гук.

«Снизу недра, сверху кедра, между ними лагере-о-ок, нынче я ужасно нервный, у меня окончен срок». Откуда я знал текст этой песни, одному богу известно. Родители всегда были любителями советской «попсы», пластинки пели голосами Леонтьева и Кузьмина, кассеты – Антонова и Веселыми ребятами. Иногда бывал рок, откуда папа в те годы брал Стикс до сих пор не понимаю. Я упивался Модерн Токингом, Анонсом, первыми хитами Кар-Мэна и Марины Журавлевой. Как появился в фонотеке Жаров – до сих пор не понятно. Но в тот момент его репертуар выручил.

Возможно, это одна из самых романтичных историй в моей жизни, когда три одноклассницы согласились поехать со мной на речку. Уговаривать долго не пришлось: я просто предложил, они, почти не думая, согласились. В деревне делать особо нечего, зимой вообще глухо, а летом в основном огород и выходные у Куды.

Туда мы ехали весело, мой мотоцикл… хотя, как «мой»… Папин. Точнее не папин, а дедушки Вани, отца моей мамы, наш первый семейный гуковский транспорт ИЖ-Юпитер 2К, 1970 года (который сейчас стоит отреставрированный у меня на паркинге). Так вот, мотоцикл был с коляской. Знакомая грунтовка вдоль полей мягко вела нас к заветной реке. Встречный ветер обдавал теплом, сочно пахло скошенной травой, дымом от смеси «семьдесят шестого» и масла, который со стрекотом вырывался двумя сизыми лентами из мчащего нас по пояс в рапсе мотоцикла. Ирка с Анькой сидели в коляске, Наташка позади меня. Конечно, если бы она обняла и прижала, удерживаясь, я б на месте умер, но у ИЖа была предательская ручка между нами. Она держалась за эту дурацкую дугу, улыбалась, прищурившись, то и дело поправляя развивающиеся волосы, падающие ей на лицо, я смотрел на нее в треснувшее зеркало, направляя мотоцикл рулем, не глядя по памяти. Это сейчас все балОваны, видели все что можно и нельзя, а если не видели, могут загуглить. Тогда все было максимально запретно и скромно.

…Голова моя была в облаках ровно до той секунды, как мотор заглох на обратном пути. Обратно, кстати, в горку. Толкали все в лучах августовского заката по гравийной обочине Качугского тракта, над которым поднимались и пылинки, и мошкара, а машины в тех девяностых ехали так редко, что можно было говорить по три-пять минут, прежде чем что-то помешает. Было жутко стыдно перед девчонками за своего старого коня, поэтому я пел. А что было петь, только то, что поется. Не пелся тогда ни Леонтьев, ни Кузьмин, ни тем более Модерн Токинг. Жаров со своими «Недрами» и «Ушаночками» был почему-то максимально в точку. Я толкал и пел, девчонки помогали, редко проезжающий транспорт непонятно почему не останавливался. Но это были самые незабываемые воспоминания конца лета девяносто третьего».

Физика и лирика

Обратимся теперь к прозе. В одном из недавних обзоров Влада Толстова вышла подборка книжных новинок, посвященных самым различным людям. Есть там анализ современного института брака, среди новых моделей семьи – «синглы», когда человек живет и зарабатывает на себя сам, переходя из одних отношений в другие, которые он сам и выбирает, «лоскутная семья», в которой пары поддерживают отношения с прежними супругами и их родственниками, и дети получают «бонусных» родителей, кроме собственных, «бостонский брак», когда спутником жизни становится друг или подруга – и в этой паре нет секса, но есть вся остальная поддержка, и так далее. Есть исследование о том, как наши деньги, все больше из наличных купюр превращаясь в электронные импульсы где-то в безднах банковских компьютерных систем, постепенно меняют наш мир. Также можно почитать о феномене мазохистского типа характера, распространенного среди россиян, и о том, как складывались любовные-семейные-половые отношения в Древней Руси.

Другая подборка включает в себя новые книги по истории. Там можно найти книгу о том, как существовал советский тыл Великой Отечественной войны, о феномене Александра Невского, о «королевском пирате» Фрэнсисе Дрейке, и даже историю русской бюрократии, которая, между прочим, появилась при Иване Грозном. Также в обзоре – история повседневной жизни первобытных людей и еще одно исследование роли женщины в формировании истории. В последней особенно интересна, пишет Влад Толстов, история появления общественных организаций, боровшихся за права женщин.

Тем временем в соцсетях Сергей Язев реагирует на смену погоды.

«Опять сезоны спутала природа,

Ушло тепло, поднявши якоря.

Февральский снег из будущего года

Упал, не дожидаясь ноября».

Алексей Туров занимается самоанализом.

«Мне нравится бокс. Потому что при полной вовлеченности в процесс спарринга появляется возможность увидеть – переиграть оппонента. Нужна очень высокая скорость мышления и восприятия, по сути, бокс – это игра с собственным разумом на опережение. Постараться быть быстрее себя – при правильно выполненной технике удара, разумеется.

Мне нравится мотоцикл по той же причине, при этом в роли спарринг партнера выступает рельеф местности на высокой скорости. Ошибки, промахи и травмы у людей в мотоциклинге – от недостаточной скорости обработки информации, недостаточной скорости реагирования – и от неправильной техники исполнения. Очень на бокс похоже.

Почему мне нравится кот? Потому что это абсолютно никак не связанный со мной ум, самостоятельное существо, влекомое по жизни кучей собственных соображений и весьма красивое».

А Яна Лисицина рассказывает о математике и многоходовках в одном отдельно взятом трамвае.

«Я сегодня я ехала на трамвае и волновалась. Как-то так получилось – я не пользуюсь этим транспортом в Иркутске, все как-то не доводилось уж лет пять. А тут такая роскошь, все взаправдашнее – колеса громыхают, большие окна, и настоящий кондуктор. Я присела на обитое коленкором сиденье, стараясь держаться независимо и по-свойски. Но настоящий кондуктор, увидев меня, двинулся решительно, и на лице его было мужская сибирская улыбка – это когда углы рта опущены вниз, очень вниз. У нас мужики так преимущественно улыбаются. Потому что сибиряки-бруталы – и за борт ее бросает – ничего личного, просто надо соответствовать суровым условиям жизни. Женщины же, в основе своей, расслаблены и незамутненны, а вы попробуйте пожить среди морозов и бруталов, тут либо дзен нужно ловить, либо страдать. Я предпочитаю все части этого коктейля, очень бодрит.

Он шел ко мне, неумолимый, как рок, а я соображала – может, я представляю своим видом образ безбилетника, и он будет меня ловить, повинуясь древнему инстинкту? Но опять-таки, когда по трамваю мечутся хаотично два не очень юных человека, один из которых в желтом шарфике, а другой – при исполнении, то это, конечно, хайпово, но все ж дебильно.

Я сделала жест рукой, который предполагал покорность обстоятельствам. Я желала заплатить за проезд. Но сколько?

Спрашивать было как-то неудобно – это могло вызвать подозрения и обвинение в некотором чванстве («наши люди на трамваях не ездят!»). Но я хитра и имею опыт в византийских многоходовках. Еще вечером я запаслась купюрой 100 рублей. Она у нас лежит в стеклянной черной баночке, это НЗ – неприкосновенный запас наличности. Все деньги виртуальны, на виртуальных карточках, а это настоящая деньга, бумажная, мятая и ощутимая. Интуитивно я чувствовала – больше 100 рублей проезд в трамвае не стоит. А сколько дать сдачи – он сам знает.

Я поздоровалась и протянула купюру. Увидела у него в руках терминал. Оказывается, можно платить и карточкой. Я выразила сожаление, что плачу наличными.

– Ничего страшного! – сказала настоящий кондуктор, отсчитывая блестящие монеты. – Страшного ничего! Можно так! Так можно!

Он был очень любезен и все повторял, что можно и так и этак. Он очень был воодушевлен, так мне показалось. Он даже дал мне чек, маленькую беленькую бумажку. Оказывается, проезд стоит 25 рублей, а номер билета 0312.

Я помню, что когда билеты нужно было самим выкручивать из прозрачных ящиков, они были с красными цифрами, и если цифры совпадали парами, то нужно было этот билет съесть, потому что он был счастливым. В принципе, мой билет можно назвать счастливым, получается две тройки, если сложить 1 и 2.

Хоть я гуманитарий, но кое-какие математические вещи делать умею».

Вместо тысячи слов

И немного фотографий. Вот, например, «запоздалый Покров» в объективе Иванны Обухович.

И «время», пойманное Анатолием Бызовым.

А еще – несколько льдинок, которые попались на прогулке по Ершовскому заливу Яне Варшавской.

Вот еще – актуальная атмосфера.

И немного воспоминаний 30-летней давности.

Обзор подготовила Мария Маякова, Телеинформ

* Внесен в РФ в Единый реестр граждан и организаций, объявленных иностранными агентами

 
Сибирь, Байкал, Иркутск - в зеркале мировых СМИ. Обзоры прессы
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста