ТЕМЫ
Архив
< Январь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сегодня
Новости медиажизни в Иркутской области

Обзор иркутской колумнистики: Сибирское бессознательное и гражданская амбивалентность

Иркутск, 20.08.12 (ИА "Телеинформ"), - Прошедшая неделя в иркутской колумнистике ознаменовалась тотальным бойкотом, вынесенным авторами родному региону. Ни слова об Иркутске, ни взгляда вокруг. Колумнисты в едином порыве обратились к вещам предельно общим, даже метафизическим. Остаётся только предположить, что все старые темы избиты и исчерпаны, а новых проблем, к счастью, сонный летний Иркутск наплодить ещё не успел. Вместе с наши обозревателем Вадимом МЕЛЬНИКОВЫМ к иркутским колумнистам сегодня присмотрелся учитель физики Владимир МАЛЫШЕВ.

Значительную часть жизни каждый из нас совершает поступки, которые на первый взгляд противоречат нашей же собственной, родной логике. И у каждого наверняка есть бесцеремонные знакомые, склонные указывать нам на логические изъяны нашего поведения. Завидев таких знакомцев, мы переходим на другую сторону улицы, прячем глаза, но напрасно. Даже дома нас поджидают циничные элементы, всегда готовые показать нам то, что видеть мы в себе не желаем. Феномен болевой точки, которую мы норовим скрыть от самих себя, психологи называют «бессознательным».

Сергей Шмидт обращается к явлению «сибирского бессознательного»­. Оказывается, у жителей Сибири есть одно общее латентное стремление – покинуть Сибирь. Причём, не податься в эмиграцию, нет, а "вернуться домой", как возвращался домой после долгой разлуки Одиссей к Пенелопе.

«Так вот есть у меня не столько ощущение, сколько почти уверенность, что сибиряки (потомки когда-то прибывших в Сибирь) буквально генетически наследуют это чувство временности пребывания на сибирской земле. И смутную убежденность в неизбежности возвращения обратно. Именно этим объясняется самое неприятное, что есть в так называемом сибирском характере – непобедимая небрежность в обращении с местом, с землей, на которой мы живем. Этим объясняется общая неприбранность сибирских поселений, особенно малых городов и поселков городского типа, да и грязь и неуютность крупных сибирских городов. Людям продолжает казаться, что они здесь не навсегда. Они не относятся серьезно к пространству собственной жизни». Возможно, категоричность Лангобарда кому-то покажется обидной. Тем острее справедливость слов автора, ведь чаще всего обижаются на правду.

На страницах газеты «Байкальские вести» Борис Самойлов удивляется неистовству отдельных российских губернаторов. Автор подвергает разбору­ действия губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва, решительно мобилизующего казацкую дружину на борьбу с кавказцами, а также главы Калужской области Анатолия Артамонова, отказывавшего в финансовой поддержке боксу и вольной борьбе, с резолюцией «атлеты силовых видов спорта склонны к неадекватному поведению».

«Удивление и опасение вызывают даже не те инициативы, с которыми выступают российские губернаторы, сколько безапелляционность, с которой они это делают. Ни в одном регионе, ни даже на федеральном уровне не нашлось никакой реальной силы, которая поставила бы крест на планах Ткачева и Артамонова, объяснила региональным властям принцип приоритета федерального законодательства перед местными чудачествами и вернула бы процесс в общее конституционное русло. Государственная дума, один из самых многочисленных органов власти в стране, тем временем, по сути, запретила большую часть мирового мультипликационного наследия — оно, по оценке депутатов, содержит сцены насилия, и добро не всегда побеждает зло». По прочтении статьи Бориса Самойлова, возникает парадоксальное чувство умиротворения от заботы, проявляемой властями к своим гражданам. Стоит только представить, какие зверства может совершить боксёр, посмотревший «Бемби».

Выразить своё отношение к оглушительному делу Pussy Riot в текущем сезоне постарались едва ли не все иркутские колумнисты. А многие неоднократно. В целом, позиции по вопросу поведения группы феминисток в центральном храме страны можно свести к трём полюсам. Первый подход можно назвать государственным – наказать за хамство и распутство. Второй – оппозиционный, девчата – борцы с режимом, их действия вызывают уважение. Третьи склоняются к позиции, суть которой, в сущности, выражается фразой «дураки оба».

Глеб Русин сделал попытку­ последовательно побывать на позициях каждой конфликтующей стороны. «17 августа самый гуманный суд в мире вынесет приговор по изрядно загадившему информационное поле делу участниц группы Pussy Riot. Делу, удивительному со всех сторон. А прежде всего тем, насколько неадекватные реакции в обществе оно провоцирует. Ну, или просто социум наконец-то снял занавески с зеркала, похоронив и отгуляв на поминках не только какой-то свободы волеизъявления и выражения гражданской позиции, но и объективной судебной системы вкупе с морально-этическими нормами, следующих которым когда-то называли «нормальный человек». Прошедшее время здесь не случайно: не то чтобы называть перестали, просто само понятие стало малоупотребимым и, похоже, неуместным для среднестатистических россиян, на каких бы позициях — «освободить узниц совести» или «в клетку, в клетку!» — они ни стояли». В колонке «Получается не очень» читатель, в свою очередь, может попробовать понять, какой же позиции придерживается сам Глеб.

Елена Кутергина продолжает находить темы, способные вызвать в сердцах читателей острые позывы к полемике. На сей раз Елена признаётся в любви к сектантам. Автор приводит краткий, но ёмкий обзор многообразной сектантской эксцентрики, приходя к неожиданному выводу­.

«Меня всегда волновал вопрос: сектантство – это благо или вред? И вообще, являются ли организации, которые не относятся к официальным религиям, сектами? Вопрос может показаться трудным, как и ответ – категоричным, если ты никогда не сталкивался с этим явлением, а судишь о людях и их взглядах и верованиях по телевизионным передачам и газетам. Столкнувшись с ними напрямую, я поняла, что ничего страшного и ужасного в их образе жизни и взглядах нет. Люди живут и верят так, как им это удобно. Да, они, может быть, обманывают себя, заблуждаются, выглядят со стороны нелепо и часто бывают осуждаемы обществом. Но в действительности это безобидные, добрые люди, у которых когда-то в жизни случилось горе, или они устали от безверия, от хамства служителей в православных церквях, от непонимания и злобы. И они отгородились, окружили себя теми людьми, с которыми им хорошо и комфортно. Они всего лишь сменили жизненные приоритеты и, главное, смогли поверить, а это не так-то просто сделать. В каком-то смысле я им даже завидую».

Владимир Малышев:

Сергей Шмидт выдвигает любопытную гипотезу, о том что каждый сибиряк в душе мечтает покинуть Сибирь. Гипотеза построена на той предпосылке, а, точнее, наблюдении, что мы живём здесь как в съёмной квартире – газеты на стенах и окна не мыты. Мысль спорная. Ведь города европейской части страны ничуть не чище. Сергей - профессиональный социолог. Он мыслит, очевидно, отталкиваясь от социологических практик. Мне, как физику, описанная картина мира видится иначе. Любая работа - это потеря тепла. Чем больше мы затрачиваем усилий, тем скорее теряем тепло. В Сибири потеря тепла является угрозой для жизни. Поэтому сибиряк часто выполняет только важнейшие для жизни действия. Времени на эстетику не остаётся. А летом? Летом сибиряк отдыхает.

Ситуация с Pussy riot с точки зрения физики видится предельно просто. Как и в случае знаменитого кота Эрвина Шрёдингера, который одновременно жив и мёртв, пусси и виновны и невиновны одновременно. Состояние тут зависит только от оценочной суперпозиции субъекта. Хотя, с обывательской точки зрения, всё это не смешно. В стремлении объединить Россию национальной идеей (в нашем случае православием), власть разбила страну на два примерно равных лагеря, готовых к жестоким боевым действиям. Дело стоило замять в зародыше.

Елена Кутергина озвучивает расхожую мысль, что лучше посвятить свою жизнь чему угодно, хоть летающему макаронному монстру, лишь бы не пить, не хулиганить. Что же, мысль не нова. Фанатики и пуритане разного толка в своё время создали США. Сверхдержаву! Однако не стоит забывать, что секты всегда создаются с одной целью: возвысить своих основателей. Всё. Остальные декларируемые основателями цели - это вишенка на коровьей лепёшке. Конечно, многим людям нужны дорожные указатели по дороге жизни. Их роль все же лучше выполняют наука и искусство. Но не пастухи. И надо помнить: если даже вас кормят с руки, значит, вы расплатитесь собственным салом.

 
Сибирь, Байкал, Иркутск - в зеркале мировых СМИ. Обзоры прессы
Загрузка...
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)