ТЕМЫ
Архив
< Декабрь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Сегодня
Новости медиажизни в Иркутской области

Павел Дуров призвал очистить разум от «липкой грязи» некачественного контента. В Иркутске иронично соглашаются с создателем «ВКонтакте»

Интернет, 5.09.21 (ИА «Телеинформ»), - Основатель Telegram Павел Дуров призвал граждан очистить разум от «липкой грязи нерелевантного контента», который им предлагают алгоритмы рекомендаций. Об этом со ссылкой на Telegram-канал Дурова сообщают федеральные СМИ.

«К сожалению, большинство людей предпочитают питать свой разум не реальными фактами, которые могут позволить нам изменить мир, а случайными сериалами Netflix или видеороликами TikTok. На глубоком уровне наш мозг не может отличить вымысел от реальности, поэтому изобилие цифровых развлечений заставляет наше подсознание заниматься поиском решений проблем, которых не существует», — цитируют Дурова федеральные медиа.

По мнению бизнесмена, люди должны очистить разум от «липкой грязи нерелевантного контента», который производят алгоритмы в интернете. Он считает, что именно так они смогут стать творческими и продуктивными.

«Если мы хотим вернуть себе творческую свободу, мы должны сначала вернуть себе контроль над своим разумом», — заключил Дуров.

Заявление программиста и долларового миллиардера Дурова вызвало заметный резонанс в среде интернет-пользователей. Что не удивительно, ведь именно Павел Дуров является создателем социальной сети «ВКонтакте» и одноимённой компании, кроссплатформенного мессенджера Telegram и других проектов, в которых размещается самый разный контент.

- По факту нельзя не согласиться с Дуровым, но, с другой стороны, мозг человека в принципе значительную часть времени занят переработкой нерелевантного контента, - комментирует главный редактор газеты «Горожанин» (г.Братск) Кирилл Бакуркин. - Если мысленно представить себя инопланетянином и посмотреть на жизнь людей новым взглядом, то найдётся много интересного и часто ужасающего. Ну, представьте себе – существует огромная, мировая индустрия, со своими журналами, газетами, телеканалами, огромными зданиями на тысячи человек, критиками, специалистами местного и мирового уровня почти всех профилей - от врачей до парикмахеров, с несколькими международными организациями, с суммарным оборотом в миллиарды долларов и евро, с нешуточными конфликтами и скандалами, с бандами и радикальными группировками, с политическим, в конце концов, капиталом, и всё это простая, обыкновенная игра, где по итогу 11 человек бегают по полю и пинают ногой надутый воздухом шарик.

То есть, по факту сеть Интернет здесь ни при чем. «Человек – животное с крайне тревожной психикой» - так утверждает известный психотерапевт, и, пожалуй, его (наш) мозг – единственный орган, который постоянно испытывает голод, даже испытывая усталость. И примечательно, что именно выдуманные проблемы зовут нас в космос, заставляют строить коллайдеры, батискафы и совершать прочие «глупости», поскольку ничто из этого не есть пища или питьё, не даёт кров и совсем небезопасно.

Главный редактор проектов «The Province» и «Ирк.Собака.ru» Александра Поблинкова согласна с Павлом Дуровым по сути высказывания, но не совсем - по форме:

- Почему только Netflix и TikTok? Есть ещё люди, которые смотрят YouTube, Okko, Wink, Кинопоиск и трэш-стримы. К последним, как к их зрителям и меценатам, особенно много вопросов. Вот это мне кажется настоящей проблемой: одно дело - люди смотрят воображаемые убийства в условной «Игре престолов», но совсем другое дело, когда люди платят за то, чтобы увидеть жестокость и насилие в текущем моменте, происходящее неподалёку от тебя.

На Нетфликсе есть много отличных сериалов и документарных фильмов, в ТикТоке тоже есть полезный и образовательный контент. Как и везде. Вопрос, конечно, в том, хотим ли мы пользоваться мозгом, чтобы его смотреть.

Все платформы, перефразируя Толстого, хороши одинаково, и плохи по-разному. Но с рекомендательными алгоритмами на самом деле есть некоторая проблема. И тут все зависит от отношения к ним. Я берегу своё время и крепко думаю о том, какой контент мне нужен сейчас и стоит ли он моего внимания. Могу две недели ничего не смотреть, пока не пойму, что именно на самом деле хочу посмотреть. Пока не определюсь в намерениях - читаю книжки. Но, думаю, так делают единицы.

С одной стороны, приятно, что алгоритмы думают за нас. Тот же спотифай умеет подобрать для меня идеальную музыку в нужный момент - это восхищает и пугает одновременно. В остальном в любой соцсети и на любой платформе продумано все для стимуляции наших вау-импульсов и побега от реальности (про это Пелевин ещё тридцать лет назад написал, а потом повторил и усугубил в «Трёх Цукербринах»).

В общем, с тезисом про очищение мозга я согласна. Перед нами открыто слишком много возможностей для того, чтобы стать лучше, умнее, культурней, но мы ими не пользуемся. Это, конечно, странновато, но так и есть. И, если честно, тут вопрос не к какой-то отдельный платформе или к алгоритму выдачи, а к нам самим. Можно пропустить серию «Содержанок» и вместо неё сходить в музей. Чтобы, как говорится в рекламе, ваши вкусовые сосочки были в восторге.

- Вообще, забавно слышать от Дурова про возврат контроля над разумом через отказ от нерелевантного контента: можно подумать, в телеграм-каналах, особенно политических, контент светлый, честный и чистый, - иронизирует директор по связям с общественностью ООО «Сумма АйТи» Глеб Русин. - То, что инфотейтмент как подход не предполагает потребности у зрителя в, простите, «духовно-нравственном развитии» и даже склонности к оному, – очевидно. Но это не новость и даже не изобретение 21 века: развлечения городских жителей средних веков тоже не блистали устремлениями вырастить интеллектуальный потенциал.

И главный вопрос: кому же доверить измерение релевантности контента? Создавать комитет по цензуре? Ну, так он уже есть: попробуйте на том же Западе публично возмутиться феей-геем в новой «Золушке».

Что до нас, то если бы государство реально интересовалось развитием умственных способностей граждан, оно бы использовало понятные им каналы коммуникации. Пока же оно в сфере образования использует только наращивание патриотического заряда. Что не плохо само по себе; плохо, что этот заряд однонаправленный.

- Соцсети - это не совсем про информацию, и не совсем про общение. Это еще и про эмоции, - замечает заместитель редактора по интернет-версии газеты «Комсомольская правда-Иркутск» Ольга Липчинская. - Замена посиделкам на лавочках, болтовне по телефону и разговорам на кухне. Новый вариант «сарафанного радио». Всегда ли оно говорило правду? Не всегда. В основном это источник слухов. Это не плохо и не хорошо, это есть. И отказаться от этого невозможно, человек не создан для того, чтобы быть один. Ему нужны люди, которые его понимают и ценят. Уйдет ТикТок – появится другое, только и всего. Вдобавок вымышленный мир притягивает. Можно менять амплуа, казаться «экспертом», быть лучше и ярче, чем есть. Это очень мощная «замануха». А как использовать соцсети, насколько долго в них пропадать и чему верить, зависит от психологических характеристик самого человека. Остановить этот процесс нельзя, но структурировать и возглавить можно. Ведущие СМИ сегодня активно уходят во все сети, так что релевантный и проверенный контент там тоже есть. Выбор – за каждым.

- Я отношусь к тем людям, которым если что-то не нравится – они переключаются на другое, - комментирует историк и политолог Алексей Петров. - Вспоминается история о том, как в конце 90-х у Бориса Николаевича Ельцина спросили, почему он не закроет телепередачу «Куклы», в которой его жестко высмеивали. На что Ельцин сказал очень важную фразу: «Я не для того добивался свободы слова, чтобы вот так взять и все закрыть». Мне тоже не нравятся всякие ТикТоки и молодежные сериальчики, но это не значит, что все надо закрыть. Просто надо больше работать с молодыми людьми, продвигать интересный познавательный контент, а не показывать Моргенштерна в трусах на свадьбе. Я говорю тут о весомых, влиятельных федеральных медиаканалах, которые, увы, часто просто хайпуют на каких-то «жареных» темах. Что тут можно сделать? Популярность ТикТока и аналогичных площадок – это веяние времени. Молодежь подрастет и, надеюсь, будет интересоваться более качественным контентом. Чего хочет Павел Дуров, который сам создал не одну социальную сеть, в которую вовлек массу молодых людей?! Мы живем в мире цифровых развлечений и Павел Дуров имеет к этому непосредственное отношение. Понятно, что все это нельзя запрещать – еще хуже будет. Значит молодым людям надо находить время на все – и на учебу, и на социальные сети.

 
О чем пишут иркутские колумнисты и блогеры?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)