Новости медиажизни в Иркутской области | |
17.01.2025 |
«Странный и прекрасный сон»: в Иркутске вспоминают режиссера Дэвида Линча |
|
Американский режиссер и сценарист Дэвид Линч умер на 79-м году жизни. Мастера вспомнили иркутские любители кино. – С глубоким сожалением мы, его семья, сообщаем о том, что ушел из жизни Дэвид Линч, человек и художник, – говорится в сообщении на странице Линча в соцсетях. – Мир опустел без него, но, как он говорил: «Надо следить за пончиком, а не за дырой в нем». В 2024 году у Линча диагностировали эмфизему легких, пишет
– Линч – несомненно величина, «глыба», художник циклопического масштаба, оказавший огромное влияние на кино. Некоторые называют его любимым режиссёром, и готовы бесконечно спорить, какой фильм лучше. Я выскажусь о нём как человек, который равнодушен к его творчеству. Мне всегда казалось, что Линч идеально отвечает некой потребности, заложенной во многих людях, склонных к проблематизации собственного существования, тянущихся к не примитивному, сложному творчеству. Потребность эту я бы описал словами песни советских панков конца 1980-х годов: «Каждый любит погрустить о чём-то непонятном». Один мой подписчик в социальной сети, который согласился с этой моей мыслью, что фильмы Линча удовлетворяют эту потребность погрустить, написал, что «Твин Пикс»(16+) – это ещё и возможность поиронизировать по поводу этого таинственного, инакового. Согласен абсолютно. Линч умел это создавать, и учил зрителя размышлять об этом, и даже смеяться. Кстати, «Твин Пикс» был сделан во времена, когда сериал считался примитивным искусством для домохозяек. А сериал был умным, что противоречило распространённым представлениям. Сейчас в примитивизме могут обвинить как раз обычное голливудское кино. Получается первооткрывателем умного сериала был Линч. Он – культовый режиссёр у продвинутой части поколения молодёжи конца 1990-х – начала нулевых. Я плотно работал с ними, как преподаватель. Они описывают себя как первое и последнее свободное поколение в истории России. Допускаю, что фильмы Линча резонировали с ощущением опасной свободы тех времён. Этим людям сейчас 40+. Сегодняшние студенты практически не знают, кто он. В моей аудитории скорбела только одна девушка.
– Дэвид Линч – явление совершенно неординарное в кинематографе. Это про новаторство, про свое особенное видение, про то, чтобы научить зрителя думать и искать смыслы. Он особенный режиссер, потому что его творчество соединило в себе все виды искусства – и живопись, и музыку, и игру как театральное действие. Причем связало на блестящем уровне. Линч – это вкус и стиль. Режиссер ворвался в мир кино в начале 70-х с «Головой-ластиком»(18+) и поразил всех своим умением генерировать реальность, играть с пространством и вызвал зависть у многих мэтров индустрии, например, Кубрика. «Человек-слон»(18+), построенный на сравнении категорий красивого и безобразного, сразил напрочь уже своей эмпатией. Потом последовал атмосферный «Синий бархат»(18+), именно там впервые возникла его знаменитая фишка показывать тайную жизнь провинциального городка. Она выстрелит максимально через четыре года уже в «Твин Пиксе», но появилась именно там. «Малхолланд Драйв»(18+) – фильм-загадка, от которого мурашки по коже. Знаменитый эпизод придорожной закусочной с предсказанием кошмара, в котором появляется актриса с весьма специфичной внешностью Бонни Ааронс, вызывает одновременно ужас и восторг. И, конечно, спасибо Линчу за «Твин Пикс» – атмосферный детективный лабиринт смыслов со своей эстетикой. Думаю, что еще не одно поколение будет смотреть этот сериал и пытаться найти ответ на вопрос, кто же все-таки убил Лору Палмер.
– Для меня Дэвид Линч – не столько гениальный режиссёр и величина мирового значения, сколько хороший приятель. Знаете, бывают такие – вы познакомились когда-то давно. Где, когда, при каких обстоятельствах – никто из вас не помнит. Что вам в нём нравится? Его образ мысли, его внутренняя вселенная: дикая, но симпатичная. Его оригинальное чувство юмора. Его индивидуальность, непохожесть и спокойная уверенность в себе. Вы редко встречаетесь, следите за ним издалека, радуетесь его успехам, но чаще – вспоминаете, что он просто где-то есть. Его голова гудит от идей, а значит, его вселенная рождает новых красавиц и чудовищ. Конечно, вы не хотели бы побывать в его фильмах в качестве главного героя. Но с удовольствием прошлись бы по улочкам «Твин Пикса» в роли статиста – может, заказали бы в кафе «RR Diner» вишнёвый пирог и кофе. Дэвид Линч ушёл, оставив после себя бесконечный вопрос, в который превращено каждое его произведение. Как он сам говорил, «Жизнь – это странный и прекрасный сон». Теперь он перешёл туда, где ответы, возможно, становятся яснее. А может, и нет. Там, за кулисами реальности, он наверняка снимает новый фильм. И однажды, когда мы туда попадём, он подмигнёт нам своим хитрым взглядом и предложит сесть на красный бархатный диван. А пока будем помнить, что его мир, его головокружительная вселенная, осталась с нами. ИА Телеинформ Фото mail.ru Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|