ТЕМЫ
Архив
< Май 2022 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30 31          
Сегодня
Новости медиажизни в Иркутской области

Умер создатель «Ассы» Сергей Соловьёв. В Иркутске вспоминают его творчество

Москва, Иркутск, 14.12.21 (ИА «Телеинформ»), - В Москве 13 декабря на 78-м году жизни скончался народный артист РФ, кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер и педагог Сергей Соловьёв, известный, прежде всего, по фильму «Асса». Иркутяне вспоминают мэтра и его работы.

Как сообщается на сайте ВГИКа, где режиссер преподавал с 1985 года, Сергей Соловьёв поставил более 20 фильмов, стал автором почти 30 сценариев, двух циклов телевизионных передач. В 2002 году по его инициативе был создан международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, сам он являлся его бессменным президентом. Сергею Соловьёву было присвоено звание народного артиста Российской Федерации, его деятельность в кинематографе была отмечена Государственной премией, премией Ленинского комсомола, наградами Венецианского, Берлинского и многих других международных фестивалей.

Среди снятых Соловьёвым картин – трилогия «Сто дней после детства» (1975), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), трилогия «Асса» (1987), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989), «Дом под звездным небом» (1991) и другие фильмы.

В Иркутске светло вспоминают ушедшую легенду.

  • Музыкант Андрей Гедеон:

– Очень грустно, когда уходят такие Легенды. «Асса» до сих пор актуальна, как и «Черная роза…». Немногие режиссеры имели смелость и желание экспериментировать. Получать за это неприятности от начальства и восторг от зрителей. Очень надеюсь, что он останется для нас вечно молодым, дерзким, умным и вдохновит очень многих режиссеров.

  • Публицист и политолог Сергей Шмидт:

– Я, как, наверное, подавляющее большинство моих сверстников, в основном ценю режиссера Сергея Соловьёва за фильм «Асса». Я, разумеется, видел его так называемые «ранние» фильмы, исполненные в духе позднего советского романтизма, который мог быть только детским или подростковым. Это, например, «Наследница по прямой», «Сто дней после детства» и «Чужая Белая и Рябой». Я высоко оцениваю эти фильмы и считаю их достаточно качественными, но главным фильмом является «Асса»: из того, что Соловьёв снимал после, я многое смотрел и мне ничего не нравилось.

«Асса» – это, видимо, главный фильм 1988 года в Советском Союзе, и это символ очень непродолжительного, но очень оптимистического, позитивного периода перестройки. В 1987-88 годах верилось, что можно обновить советскую цивилизацию именно на советской основе, а уже к концу 1989 года стало ясно, что страна идет к катастрофе, и «Асса» – кинематографический символ этого короткого периода.

Скажу банальную вещь. Поскольку важную роль в том периоде играла рок-музыка, совершенно не случайно, что Соловьёв туда собрал все «сливки» советского рока – «Аквариум» и «Кино». Но мне кажется, что он очень торопился с этим фильмом, поскольку, видимо, какая-то интуиция художника ему подсказывала, что романтический период перестройки продлится недолго, и поэтому он этот фильм сделал по принципу какой-то «кучи малы», впихнув туда все, что мог, все, что попалось под руку. Думаю, строгий критик назовет сценарий «Ассы» непроработанным, недодуманным, потому что только художественная интуиция связала воедино Виктора Цоя и какие-то авангардные картины подпольного – его называли параллельным – советского кино, логикой это было понять невозможно.

Ну и, как ни странно, в этом фильме, который является с одной стороны светлым гимном богемы, творческих людей, та же самая интуиция предсказала, что гибнет и главный герой от руки бандита, и гибнет сам бандит. Это – фильм о всеобщей катастрофе. С моей точки зрения, это самая светлая и немножко печальная нота, на которой Советский Союз провожал сам себя.

Еще есть заезженная фраза «печаль моя светла». Мне всегда казалось, что она может стать эпиграфом к каждому из лучших фильмов Соловьёва. Эти картины исполнены света и печали одновременно. Я понимаю, что, наверное, светопостроение отчасти было позаимствовано им у великого итальянского кинематографа – у Феллини и других. Но он действительно сделал это настроение авторским и узнаваемым.

  • Кинорежиссер Юрий Дорохин:

– Я, конечно, помню премьеру «Ассы». Это был полный, битком набитый зал. И это был вообще первый фильм, на котором было его реальное продвижение, рекламная кампания. Не только афиши, которые висели, хотя и они отличались своей живописностью – там работал художник, который занимался аэрографией, очень красиво делал афиши. Но я впервые увидел, когда фильм сопровождается маркетинговым продвижением типа футболок с надписью «Асса». И конечно, фильм произвел очень сильное, неизгладимое впечатление. Это было здорово во всех отношениях – как окно какое-то, в нем все было, и было очень интересно и незабываемо. Сам Сергей Соловьёв – конечно, Мастер, Режиссер с большой буквы. Его фильмы, безусловно, были явлением в российском кинематографе.

  • Журналист Вадим Мельников:

– Если режиссер Алексей Балабанов – это певец «лихих девяностых», то Сергей Соловьёв для меня – это Гомер «депрессивных восьмидесятых». Соловьёвская «Асса», на мой взгляд, идеальная квинтэссенция атмосферы позднего СССР. Это хмурая зимняя Ялта, чувство тотальной безнадеги и абсолютного одиночества, мрачный сюрреализм происходящего. В центре сюжета – противостояние звериной серьезности и скоморошества. Кстати, судя по последним событиям, вечное противостояние вновь набирает популярность.

Я бы посоветовал этот фильм всем юным любителям советского. Именно там, а не в фильмах Гайдая, показан настоящий Советский Союз. В качестве контрольного выстрела в советские идеалы можно посмотреть фильм «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». Были у Соловьёва и более светлые фильмы: «Сто дней после детства» или «Мелодии белой ночи». Но для меня режиссер останется в памяти именно как автор хороших, но пасмурных и безотрадных картин детства, которые я никогда не буду пересматривать. А еще он открыл для меня имена Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова. Вот за это ему спасибо.

  • Иркутянка Мария Байбородина:

– Посмотрела фильмографию Соловьёва. Да, оказалось, что я смотрела только «Ассу», как ни странно. Причем посмотрела поздно, два-три года назад ее показывали в кинотеатре. Мы думали, будет ажиотаж, заранее забронировали билеты, пришли на один из сеансов и сидели вдвоем в зале.

Понравилось. Ощутила беспросветную и зудящую ностальгию по временам, которые мало помню, но которые все равно как будто мои. Посетило какое-то чувство свободы творчества, которая как будто бы сама по себе невозможна без болезненности, надрыва автора. И фарс – как «пофиг, пляшем» в ответ на эту болезненность и ангедонию.

  • Киновед Максим Иванов:

– Сергей Александрович для СССР был яркой личностью в эпоху перестройки. Для кинематографа он открыл актерский талант у Татьяны Друбич, Александра Баширова и Станислава Говорухина. Показал группу «Кино» всей стране и увековечил «Город золотой, с прозрачными воротами и яркою звездой». Жаль, что после перестройки его фильмы остались только личным, ЕГО кино, с метаморфозами, которое не нашло отклик у массового зрителя.

Умер создатель «Ассы» Сергей Соловьёв. В Иркутске вспоминают его творчество

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Сервис для бизнеса
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)