ТЕМЫ
Архив
< Ноябрь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27
29 30          
Сегодня
Новости науки в Иркутской области

В Иркутске прокомментировали инцидент на МКС с потерей ориентации

Москва, Иркутск, 18.10.21 (ИА «Телеинформ»), - Утром 17 октября на Землю с МКС вернулся корабль «Союз МС-18», на борту которого находились режиссер Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и капитан киноэкипажа Олег Новицкий. Однако этому предшествовал неприятный инцидент – МКС потеряла ориентацию в пространстве после теста двигателей корабля. В Иркутске прокомментировали ситуацию.

– Нам пришло аварийное сообщение от коллег (с американского сегмента станции. – Прим. ред.) – потеря ориентации, – цитируют РИА Новости космонавта Антона Шкаплерова. Специалист подмосковного Центра управления полетами пояснил, что это произошло во время теста СУД (системы управления движением) «Союза МС-18».

Такую проверку с включением двигателей обычно проводят перед возвращением корабля на Землю. Для перевода станции в штатную ориентацию включили двигатели российского сегмента, сообщил экипажу специалист хьюстонского Центра управления полетами.

В американском ЦУП полагают, что двигатели «Союза» во время теста не отключились, как положено, а перестали работать, только когда достигли ограничения по расходу топлива.

Вскоре ориентацию МКС удалось восстановить, а уже 17 октября экипаж благополучно вернулся из экспедиции в Космос, куда команда отправилась 5 октября для съемок фильма.

Телеинформ попросил иркутских экспертов прокомментировать инцидент на МКС. Директор некоммерческой организации популяризации астрономии «Звездный десант» Михаил Меркулов отметил, что это – человеческая ошибка, за которой не последовало ничего критичного.

– «Земля плохо смотрелась в иллюминатор, решили поправить», «МКС космической ориентации» – такие и множество подобных колкостей наполнили соцсети и комментарии к новостям с МКС. 15 октября Международная космическая станция из-за включения двигателей корабля «Союз МС-18» потеряла ориентацию. В данном случае это означает начало свободного вращения в пространстве. Насколько быстро? Представьте, что вы спали на спине и вам пришлось повернутся на бок и потянутся выключить будильник, потратив на это 10 минут. Для нас это бесконечно долго, если мелодия будильника приятна.

Как это выглядит в космосе? Российские официальные лица в Москве и сотрудники штаба астронавтов НАСА в Хьюстоне начали действовать, передавая своим астронавтам команды инициировать протоколы действий в чрезвычайной ситуации. Были закрыты окна на знаменитом обзорном куполе. Задействованы двигатели «Заря». Станция в течении 30 минут была возвращена в надлежащее положение.

С одной стороны, ничего страшного и это не первый случай. Я не про кувырок после стыковки модуля «Наука». В 2015 году при подобной процедуре двигатели «Союза» изменили положение МКС.

С другой стороны, это нарушение сильно расписанного рабочего времени астронавтов и космонавтов. Вы проводите опыты, работаете, а тут надо бросать всё и действовать по инструкции для подобной ситуации. Насколько известно из переговоров руководителя полетами Соловьева с космонавтом Новицким, Соловьев получил разнос от своего руководства, а Новицкий очень переживал из-за случившегося. Похоже, это была его ошибка. Во время теста работы двигателей он пропустил один из пунктов инструкции. Все мы люди и все мы можем ошибиться. Критиковать Олега имеет право лишь тот, кто в своей работе не допускал ошибок.

Надо учесть, что корабли постоянно модернизируются. Каждый новый несет улучшения в сравнению с предыдущим. Космонавту приходится учить корабль, потом забывать, что учили, поскольку многое поменялось в новой версии корабля.  Это непросто. Да и волнение перед возвращением никто не отменял, ведь возвращение – самая сложная часть работы космонавтов. Кстати, американцы очень корректно и деликатно отнеслись к ситуации. Хочется рекомендовать всем так относится к происшествиям не только в Космосе, но и на Земле, – отметил Михаил Меркулов.

Член Федерации космонавтики РФ, директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев также отметил, что ничего страшного не произошло, просто нужно быть внимательней.

– Досадно, что так случилось, но ничего страшного не произошло. Олег Новицкий проверял работу двигателей ориентации корабля «Союз МС-18», на котором предстоял спуск – его и киноэкипажа. Должны были проверить работу системы без включения двигателей, а получилось, что действия была выполнены «в рабочем режиме», двигатели включились. Сначала были оценки, что двигатели работали около 15 минут, позже пришло более правдоподобное заключение – около одной минуты. МКС развернулась примерно на 60 градусов, но оперативно двигателями российского модуля «Звезда» станцию довольно быстро вернули в прежнее положение. Инцидент был исчерпан.

Понятно, что этот случай воспринимается особо нервно в связи с аналогичным эпизодом, когда летом самопроизвольно включились двигатели только что пристыкованного модуля «Наука». Причины двух случаев совсем разные, но конечно, все это вызывает законную реакцию – тщательнЕе надо, ребята!, как говаривал Михаил Жванецкий. За новый инцидент, скорее всего , несет ответственность командир корабля Олег Новицкий, но он же, судя по всему, быстро исправил ситуацию – отключил «движки». Это примерно соответствует тому, как если бы кто-то запустил двигатель автомобиля, если передача стоит не на «нейтралке», а на скорости. Бывает. Нестрашно, но надо тщательнЕй... Скорее всего, будут приняты регламентные меры, чтобы такие случаи исключить.  Инструкция пишется и дополняется на основе накопления подобного опыта, – подчеркнул Сергей Язев.

В Иркутске прокомментировали инцидент на МКС

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Летопись байкальских тревог
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)