Недвижимость в Иркутской области | |
01.12.2022 |
В России может закрыться половина ТЦ. Эксперт: малым ТЦ в регионах, где не было ушедших брендов, повезло больше всех |
|
Москва, Иркутск, 1.12.22 (ИА «Телеинформ»), - Сейчас в банкротном и предбанкротном состоянии находятся не менее 200 торговых центров в России, сообщил управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский. В обозримом будущем к ним могут прибавиться еще 70–100 объектов. – Фактически сегодня каждый второй ТЦ под угрозой. Я исхожу из того, что в каждой локации есть как минимум два конкурирующих молла. Рано или поздно один из них возьмет лидирующие позиции и начнет перетягивать сначала трафик, потом арендаторов, потом прибыль, способствуя банкротству конкурента, – сказал президент Magic Group, создатель универмагов российских дизайнеров Slava и «Йармарка» Александр Перемятов. По данным «Авито Недвижимости», с января по октябрь 2022 года объем предложения ТЦ с площадью от 10 тысяч кв. м и больше по всей России вырос примерно на 14%. Лидером стал Санкт-Петербург: там за год количество объектов на продажу выросло примерно на 50%, сообщил руководитель категории коммерческой недвижимости ресурса Олег Изотов. По информации аналитиков портала DA (сервис «Сбера»), ТЦ активно продают и в Москве, а также в других городах, например в Красноярске, Череповце, Уфе. Цена на торговые центры сильно разнится. На портале сегодня продается свыше 20 моллов стоимостью от 1 млрд до 8,3 млрд рублей, рассказали аналитики
– Тенденция к активному падению доходов торговых центров началась еще в марте. Как только начали закрываться магазины иностранных сетевых брендов, оказалось, что существующая бизнес-модель работы крупных торгово-развлекательных центров не соответствует реалиям. Прежде всего – это заключённые долгосрочные договоры аренды, где арендная плата устанавливается как процент от выручки торговой точки. Такие договоры до этого года заключались почти со всеми якорными арендаторами. Перейти на другие формы ценообразования ТЦ мешает действующее законодательство и почти полное отсутствие в договорах положений о приостановке деятельности арендатором по независящим от него объективным причинам. И эти причины у многих есть. Отсутствие товара по причине разрушения логистических цепочек, даже при желании операторов торговых сетей возобновить деятельность, не позволяет восстановить для торговых центров прежний размер доходов. Уже несколько месяцев наблюдается ускоренный рост цен на товары, продаваемые в ТЦ, при том, что ассортимент заметно сократился. Покупателей в таких условиях становится меньше, обороты падают. В предновогодние дни возможно трафик и увеличится, но накопившихся проблем это не решит. Пока ТЦ и арендаторы закрытых точек решают проблемы по расторжению договоров и освобождению помещений в судах, у торговых центров накапливаются долги по операционным расходам. Срок окупаемости ТЦ в России в обычных условиях был 12-16 лет, теперь к ним можно добавить ещё десяток. И это там, где банкротство не грозит. Никаким инвесторам уже не выгодно вкладывать деньги в такие проекты. Выставить ТЦ на продажу сейчас – это разумный, но бесперспективный ход, за исключением бегства капитала, конечно. За бесценок их, конечно, купят спекулянты. Как ни странно, но малым ТЦ в регионах, где никогда не было ныне ушедших с рынка брендов, повезло больше всех. Там падение арендных платежей почти не фиксировалось, но возросли, например, коммунальные расходы. Особняком стоят монобрендовые сети, такие как МЕТРО, ЛЕНТА, ЛЕРУА МЕРЛЕН. Они уходить не собираются и отлично работают. Так как это не совсем ТЦ, а вертикально интегрированный торговый бизнес, их бизнес-модель мало зависит от ротации сторонних арендаторов, которые занимают не более 20% торговой площади в их зданиях. Прогнозируется увеличение доли на рынке подобных компаний. Примером является устойчивый рост числа супермаркетов МИРАТОРГ, удачно сочетающих в себе ставку на собственное и отечественное производство продуктов питания и умелое сотрудничество с поставщиками импортных товаров. Кстати, о намерении оставаться на российском рынке недавно завил и ретейлер Metro. Компания увеличила продажи в 2021-2022 финансовом году более чем на 20%, В ближайшее время Metro планирует сконцентрироваться на открытии магазинов у дома в рамках франчайзинговой программы «Фасоль», а также на развитии электронной коммерции, программах поддержки для партнеров (ресторанов, гостиничного бизнеса, независимой розницы) и инвестициях в ценообразование, добавили в пресс-службе. Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|