Иркутская область: экономика, бизнес | |
05.09.2022 |
Минздрав предложил регионам самостоятельно выровнять зарплаты врачей. Иркутские депутаты прокомментировали это решение |
|
Москва, Иркутск, 5.09.22 (ИА «Телеинформ»), - Минздрав рекомендовал регионам совершенствовать систему оплаты труда в здравоохранении за счет собственных ресурсов. Такая позиция ведомства изложена в его письме от 25 августа, направленном профсоюзу работников здравоохранения России в ответ на запрос о порядке начисления доплат медработникам за лечение пациентов с коронавирусом, сообщает «КоммерсантЪ». Ранее Минтруд сообщал, что в РФ существует большая разница в зарплатах врачей в различных регионах страны, даже если они выполняют одну и ту же работу. Она сформировалась после того, как правительство в конце 2000-х годов отдало полномочия по установлению систем оплаты труда регионам, а те, в свою очередь, почти в половине случаев передали их главврачам медучреждений. Начиная с 2012 года власти субъектов выравнивали возникшие региональные различия, выполняя «майские указы» президента, по которым зарплата определенных категорий работников, включая врачей, а также среднего и младшего медперсонала, не должна быть ниже 200% средней по экономике региона. Однако даже в тех случаях, когда этой планки удавалось достичь, межрегиональные различия в оплате труда в отрасли сохранялись. Кроме того, в Минздраве не раз поднимали проблему соотношения постоянной и переменной частей в зарплатах медиков — по оценкам ведомства, доля оклада в общих выплатах во многих случаях не превышает 40%. В 2020 году правительство РФ установило для себя возможность вводить регулирование структуры зарплат в различных отраслях экономики — новое соотношение для здравоохранения должно было быть опробовано в ходе пилотного проекта Минздрава и Минтруда. По замыслу ведомств в рамках новой системы оплаты труда зарплата медработников должна была рассчитываться по единым правилам для всех регионов и состоять из оклада и стимулирующих и компенсационных выплат. Доля оклада при таком подходе могла бы вырасти до 64% для младшего и среднего медперсонала, для врачей — до 57%. Однако Минздрав был вынужден отложить реализацию пилота до 2025 года, так как Минфин не согласовал ведомству дополнительные расходы на субсидирование зарплат медиков из федерального бюджета — сейчас они финансируются из системы обязательного медстрахования. Пока же, как следует из письма Минздрава профсоюзу, до отложенного старта пилотного проекта региональным минздравам рекомендовано «активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда медработников» и добиться того, чтобы доля оклада в структуре зарплат не опускалась ниже 55-60% (без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях). Также, указал Минздрав, регионы могли бы установить единые размеры должностных окладов медработников в однотипных учреждениях по одинаковым специальностям. Заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ (входит в Федерацию независимых профсоюзов) Михаил Андрочников считает, что от регионов вряд ли стоит ожидать выполнения рекомендаций Минздрава в ближайшее время. «Все эти требования уже давно известны в отрасли и неоднократно озвучивались и нами, и представителями трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. За последние годы часть регионов к ним прислушалась, однако у большинства нет средств на их выполнение», — говорит он. Схожим образом перспективы изменения структуры зарплат в отрасли оценивает и глава профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. «Мы давно говорим о том, что зарплата врача не может зависеть от переменных выплат более чем на 10–20%. Однако изменение ее структуры неизбежно потребует дополнительного финансирования, которое сложно уместить в региональные сегменты системы ОМС», — говорит он.
– С одной стороны, как председатель реготделения партии «Справедливая Россия», я глубоко убеждена, что врача надо приравнять к государственным служащим. И все соответствующие льготы должны ему идти. Это то, что касается федерального уровня. Что касается конкретно этой истории, то понятно, что в бюджете денег нет. Но их придется изыскивать, потому что те заработные платы, на которых сегодня работают наши доктора, неприемлемы. Я только сегодня разговаривала с человеком, который говорит, что у них в городе на 30 ставок детского терапевта работают четыре педиатра. Так мы скоро останемся без врачей – все они уйдут в платную медицину. Поэтому я за то, чтобы мы изыскивали средства на выравнивание заработной платы, и чтобы она была достойной. Лучше было бы, если бы на себя это взяла федерация, поскольку это решение государственной задачи – здоровья нации. Но уж коли такие разговоры и вопрос будет стоять, дадим мы или нет из бюджета денег врачам, то, конечно, надо давать.
– Это сложный вопрос, потому что формирование зарплаты по медицинским организациям ведется, в большинстве случаев, в системе ОМС. А исходя из этой системы формируются фонды оплаты труда в учреждениях. Особенно это касается больниц, которые не имеют, допустим, платных услуг. Есть учреждения, где значительная часть доходов по ОМС уходит на оплату труда, то есть они работают только на заработную плату. Поэтому я считаю, что важно, в том числе, пересматривать формирование тарифов в системе ОМС. В последнее время, в том числе, за счет решений федерального центра, скорая помощь, онкология тоже вошли в тариф ОМС. И из-за этого есть вопрос формирования зарплаты у фельдшеров скорой помощи. Поэтому я думаю, что, в первую очередь, надо работать в этом направлении. А для нашего региона это еще важно тем, что у нас много северных, отдаленных территорий, где в тарифе надо учитывать затраты учреждений на содержание немедицинских специалистов, на транспортные расходы, логистику. То есть лечение одного и того же медицинского случая в Киренске, Бодайбо, Усть-Илимске и Иркутске будет совершенно разное. Поэтому я думаю, что это должно стать приоритетом. Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|