Иркутская область: экономика, бизнес | |
23.04.2025 |
Надежда Грошева о росте стоимости «корзины для бедных»: инфляция – вещь лукавая |
|
Скорость роста цен на товары и услуги из корзины для малообеспеченных граждан («инфляция для бедных») превысила общий темп роста цен. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на обзор макроэкономических тенденций от Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По информации издания, разрыв между общей инфляцией и «инфляцией для бедных» продолжает увеличиваться. В марте рост цен на минимальную корзину товаров и услуг составил 17%, а общая инфляция в годовом выражении превысила 10%. Отмечается, что одной из причин такого разрыва является рост цен на продукты, доля которых в первом показателе сильно больше, чем во втором. При этом индексация пенсий, пособий и других выплат производится на основании текущего уровня инфляции. Однако граждане, которые их получают, сталкиваются с принципиально иным ростом расходов.
– Высокая инфляция – это как раз то «зло», с которым борется ЦБ через ключевую ставку. Инфляция как измеряемый показатель вообще вещь достаточно лукавая – так, на сайте ЦБ указана инфляция в 10,3%. Но это некий усредненный показатель. Например, в марте подешевели отдельные категории мобильных телефонов и персональных компьютеров, и за счет этого средний показатель роста цен (то есть инфляция) несколько снизился. Но мобильные телефоны мы покупаем не каждый день, и это на самом деле мало утешает значительную часть населения – продукты питания дорожают, коммунальные платежи тоже, ну а бензин на моей памяти ни разу значительно не дешевел. А именно эти расходы у малообеспеченных семей приоритетные. Нестабильный рубль и нестабильная логистика, высокая стоимость кредитов – все это производители закладывают в цену. Если по отдельным товарным группам правило эластичности спроса по цене (цена выше-спрос ниже) работает, то для «обычной» продуктовой корзины спрос практически неэластичен. К сожалению, попытки государства заморозить цену приведут к обратному эффекту – производителю станет невыгодно производить именно этот товар и возникнет искусственный дефицит. Некоторые производители прячут рост цены, снижая количество товара в упаковке – это называется «шринкфляция». Но 800 мл молока – это не литр, и 800 грамм гречки – не килограмм. Читайте также:
|