ТЕМЫ
Архив
< Апрель 2025 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Сегодня
Иркутская область: экономика, бизнес

С продавцов некачественных товаров в пользу покупателей из Приангарья за 2024 год по суду взыскали свыше 4 млн рублей

Жителям Иркутской области в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, рассказали, сколько обращений было принято в 2024 году, как ведется работа с такими обращениями, и как уберечься от покупки некачественного товара.

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области за 2024 год провело 178 внеплановых контрольно-надзорных мероприятий и 743 выездных обследования без взаимодействия с контролируемым лицом. Вынесено 186 постановлений о привлечении предпринимателей к административной ответственности. В судах было рассмотрено 62 административных дела. Общая сумма наложенных штрафов составила 636 тысяч рублей.

За минувший год ведомство зарегистрировало более 4500 обращений потребителей, около 52% касалось сферы розничной торговли. Из них большая часть приходится на обращения, связанные с продажей продуктов и дистанционной торговлей – в основном, на маркетплейсах. Жители Иркутской области жаловались на нарушение сроков доставки товаров и на отказы продавцов принимать некачественный товар обратно.

Также большое количество обращений в прошлом году было связано с оборотом табачной и никотинсодержащей продукции, когда продавцы нарушали требования по запретам и ограничениям.

– Кроме того, управление Роспотребнадзора по Иркутской области обеспечивает судебную защиту прав потребителей. За 2024 год дано 54 заключения с целью защиты потребителей в судах. В пользу потребителей в прошлом году было постановлено взыскать более 4 млн рублей, в том числе компенсацию морального вреда – 154 тысячи рублей. В защиту прав потребителей управление подало 47 исков, включая 41 в защиту неопределенного круга лиц и шесть – в защиту законных прав и интересов конкретного потребителя, – пояснила на пресс-конференции 14 марта заместитель начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Иркутской области Анастасия Старостина.

Она также добавила, что тематика обращений из года в год примерно одинакова: в основном, это дистанционная торговля, продажа продуктов, бытовые и услуги связи, деятельность на финансовом рынке.

В Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области за 2024 год за консультацией обратились 6334 потребителя, большинство из них – в иркутский консультационный центр. Что касается структуры обращений, то наиболее актуальными для потребителей остаются вопросы по технически сложным товарам (около 22% обращений от общего количества). Люди жалуются на покупку товаров ненадлежащего качества, невыполнение заявленных требований потребителей, отказ в гарантийном ремонте, а также продажу товаров дистанционным способом. В последнем случае жалобы, в основном, связаны с невозвратом средств при отказе от покупки и списыванием денег за возврат некачественных товаров.

По сравнению с 2023 годом до 2% увеличилось количество обращений по продаже продовольственных товаров. Претензии потребителей связаны с качеством продукции и несоответствием цен на кассе и на ценнике. В сфере бытовых услуг жалобы касаются затягивания сроков или некачественной работы. Около 5% всех обращений связаны с услугами ЖКХ, преимущественно с перерасчетом платы за них.

В сфере услуг наибольшее количество жалоб приходится на бытовые услуги, когда исполнители затягивают сроки, не устраняют недостатки и т.д. На жилищно-коммунальные услуги приходится порядка 5% обращений. Основная масса вопросов по ЖКХ связана с перерасчетом платы за услуги в этой сфере.

Структура обращений в Центр гигиены и эпидемиологии также в среднем одинакова из года в год. При этом, как отметила начальник отделения защиты прав потребителей – консультационного центра ведомства Анна Стельмах, с учетом растущей популярности дистанционных покупок увеличивается количество жалоб именно такой направленности. В их числе – интернет-покупки, в том числе, продуктов, и образовательные услуги, получаемые дистанционно.

В Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей основным приоритетом работы является судебная практика. В 2024 году были успешно завершены 11 судебных дел. Потребители получили суммарно компенсацию свыше 700 тысяч рублей.

Президент организации Виктор Низовцев подчеркнул, что большая часть судебных обращений закончилась мировым соглашением, то есть компромиссом между истцом и ответчиком.

– Истец выигрывает в том плане, что достаточно быстро ему возмещают все убытки, то есть не требуется привлекать судебных приставов для взыскания, но отказывается от части своих требований. Как правило, это отказ от компенсации морального вреда, потому что средний размер этих компенсаций и так невелик – по статистике 2-3 тысячи рублей. Также он может отказаться от части неустойки, от штрафа, – рассказал он.

Также эксперты призвали жителей Иркутской области быть внимательнее при дистанционных покупках, до приобретения товара или оформления услуги обращать внимание на отзывы предыдущих покупателей как на сам предмет покупки, так и на продавцов.

– Необходимо осознанное, разумное поведение потребителей. Сейчас все подряд кинулись заказывать любые товары через дистанционную торговлю, набирают десятками и возвращают, что не понравилось или не подошло. А на самом деле необходимо посмотреть сначала отзывы на тот или иной товара. Если речь идет о каком-то технически сложном товаре – планшет, смартфон, жесткий диск для компьютера – может быть, нет смысла его заказывать через дистанционную форму продажи, потому что зачастую на любом этапе могут возникать проблемы. Более простые товары можно заказывать – одежду, обувь, какие-то предметы быта. Но давно известно, что чем сложнее товар, тем выше вероятность его выхода из строя. Так что цифровую технику, электронику заказывать посредством таких дистанционных покупок, с моей точки зрения, неосмотрительно, – отметил Виктор Низовцев.

ИА Телеинформ

 
Отслеживать: Досье раздела
Сервис для бизнеса
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста