ТЕМЫ
Архив
< Январь 2022 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 29 30
31            
Сегодня
Политическая жизнь в Иркутской области

Иркутский эксперт: «Закон о публичной власти в России, возможно, принят немного не вовремя»

Москва, Иркутск, 10.11.21 (ИА «Телеинформ»), - Госдума РФ 9 ноября в первом чтении одобрила законопроект о региональной власти, который предусматривает возможность губернаторам работать более двух сроков, а заксобраниям – принимать законы дистанционно. Комментирует иркутский эксперт Дмитрий Козлов.

Напомним, сам законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», внесенный депутатами Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым в ГД в сентябре 2021 года, направлен на реализацию положений Конституции о единой системе публичной власти и на совершенствование организации публичной власти в регионах.

Также предлагается снять запрет для губернаторов избираться более двух сроков подряд. Кроме того, документ вводит равные пятилетние сроки для исполнения полномочий как губернатора, так и депутатов региональных Заксобраний.

Как сообщает пресс-служба ГД, также изменяется механизм ответственности главы региона. Он может быть отрешен от должности президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия президента. Кроме того, президент вправе применять к главе субъекта РФ иные меры ответственности, такие как предупреждение, выговор.

Накануне Павел Крашенинников обозначил еще один момент законопроекта: он заявил о том, что заксобраниям предлагается работать дистанционно и дистанционно же принимать законы. Для оптимизации законодательного процесса предлагается уменьшить срок рассылки Государственной Думой в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения – до первого чтения продолжительностью 15 дней (сейчас 30 дней), срок на поправки также 15 дней (сейчас 30 дней). Это, уверен автор инициативы, должно быть четко прописано в их регламентах.

Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 июня 2022 года. Отдельные главы (в том числе, общие положения, нормы о сроке рассылки законопроектов и о государственном контроле) вступают в силу со дня официального опубликования закона. Главы 7 и 8, регулирующие полномочия субъектов РФ и определяющие экономическую основу их деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 года.

Ранее некоторые иркутские эксперты не увидели смысла в этой инициативе: по мнению политнаблюдателей, законопроект был неуместен.

  • Научный директор Иркутского МИОН Дмитрий Козлов в комментарии Телеинформу подчеркнул, что сам закон – полностью в логике поправок к Конституции РФ:

– Насколько я помню, Крашенинников вместе с Клишасом были одними из руководителей комиссии по этим поправкам. Критики говорят об усилении централизации страны в результате принятия закона. Какой-то момент в отношении изменения федерализма присутствует, некоторые эксперты упоминают о полностью достраиваемой вертикали власти, как я читал, но здесь я бы не стал так однозначно говорить. По-моему, вертикаль власти и так уже мощная. Этот закон не настолько радикальный, чтобы полностью изменить уже существующие федералистские отношения в стране.

Конечно, есть момент централизации, но тут очень важный нюанс. Мы знаем, что федералистские отношения в России всегда подобны маятнику. Один полюс – это страна полностью в централизованном управлении, в том числе в советские времена существовала такая практика. А другой полюс – это знаменитое выражение Бориса Николаевича Ельцина, сказавшего по отношению к регионам в 1990-е годы: «Берите суверенитета, сколько хотите».

Считается, что маятник русского федерализма качается, доходя то до одного предела, до почти стопроцентной централизации, то обратно. Проблема в том, что страна огромная, и разнообразие экономических, социальных, культурных отношений – это, скажем так, вызов централизации всего и вся. Объективно она не сможет работать, будет формализоваться по разным условиям. А другой полюс – это уже угроза полной анархии, когда разрушается связь между регионами и центром. Но главная проблема в том, что мы «серединку» проскакиваем. В середине маятник не останавливается. Обычно считается, что ельцинский период – это полюс децентрализации, символом этого, конечно, является проблема Чечни, печальные и страшные события. А путинский период связан с другим полюсом, с усилением центральной власти.

Но тут есть другая проблема: а что от этого жителям регионов? Можно говорить со стороны экспертов, но как это оценивают сами жители? Строго говоря, это получаются экспертные словопрения, колебания воздуха, а в чем выражается позиция простых людей? В поддержке, как я понимаю? Многие депутаты Госдумы, и от Иркутской области в том числе, говорят о проблеме финансового федерализма, об асимметричности экономических отношений. И если вы выстраиваете централизацию власти, вы должны отвечать деньгами. Тогда все ваши решения и желания управлять из центра должны быть подкреплены соответствующими финансовыми потоками. Тогда, собственно, и возникнут сложности. Вы будете претендовать на то, что отвечаете за все на свете – и за губернаторов, и за депутатов местных парламентов, и за их обсуждения федеральных законов, и за отношения областных и муниципальных властей. Но все это потребует огромной ответственности от центра. В современных сложных экономических условиях, если это желание будет подкреплено финансами, я думаю, жители регионов только спасибо скажут за усиление центральной власти.

Условно говоря, если у вас при этом мгновенно будет решаться вопрос о строительстве, например, регионального аэропорта, и это не будет переходить в режим долгих обсуждений, заморачиваний между региональными кланами, элитами и группами интересов, а будет сразу на практике передаваться по цепочке: «Слушаюсь! Строим аэропорт!» – то пожалуйста. А если это решение будет всего лишь приводить к дополнительным, что называется, «ку» (вспоминая знаменитый фильм «Кин-дза-дза»), к формализации решений, то это будет способствовать кризису федерализма в России. И опять же, в современных условиях у нас какая-то сумасшедшая инфляция, другие социально-экономические проблемы, на все регионы финансов не хватит.

Повторюсь, многие депутаты сейчас требуют, чтобы часть собранных налогов оставалась у регионов, наряду с обсуждением закона о публичной власти обсуждают проблему реформирования финансовых взаимоотношений региона и центра. Возникают «ножницы» между разными типами федерализма. У нас растет бюджетный дефицит на уровне регионов, нарастают проблемы с социальным развитием, образованием, здравоохранением. И здесь получается, что этот закон, может, даже случился немножко не вовремя для федеральной власти, и если его проводить, придется отвечать и за решение всех вопросов, связанных, например, с вакцинацией [от COVID-19]. Сейчас даже появился такой термин – «пандемийный федерализм», когда центр с 2020 года немного самоустранился от пандемийных проблем на местах, регионы получили дополнительный момент автономного развития. Об этом говорит ряд экспертов.

Так что сейчас непростая ситуация, сигнал центра, что «мы берем на себя все, и в том числе ответственность за всех», – к этому возникает много вопросов. Законопроект о публичной власти уже одобрен на слушаниях. Будут следующие, но насколько я знаю, ряд региональных парламентов представили больше десяти замечаний к проекту. Поэтому дискуссия продолжится, и проблемность, которую я обозначил, не снимается с принятием этого закона. Тренд на централизацию и так существует, но и вызов со стороны регионов о том, что существует ряд проблем, которые надо решать, и без ресурсов этого не сделать, – он тоже никуда с повестки дня не снимается, а наоборот, обостряется все больше в силу разных причин.

Иркутский эксперт – о принятом Госдумой в первом чтении законе о региональной власти

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

 
Отслеживать: Досье раздела
Современный Китай: мифы и реальность
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)