ТЕМЫ
Архив
< Сентябрь 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Сегодня
Политическая жизнь в Иркутской области

Михаил Щапов – о методиках тушения лесных пожаров и инициативе передать полномочия по лесоохране на федеральный уровень

Иркутская область, 27.07.21 (ИА «Телеинформ»), - Президент России Владимир Путин недавно предложил передать полномочия по лесоохране на федеральный уровень. Она касается тех регионов, где леса занимают большие территории и при этом  плотность населения низка. Иными словами речь идет преимущественно о Восточной Сибири и регионах ДВФО. Инициативу комментирует депутат Госдумы РФ от Иркутской области Михаил Щапов. Об этом сообщает пресс-служба парламентария.

Президент пояснил, что проблема лесных пожаров в этом году на фоне аномальной жары стоит особенно остро. Следовательно, и реакция нужна чрезвычайная. На самом деле, подобная мера назрела давно. Ситуация в лесах усугубляется на протяжении многих лет. По данным Счетной палаты РФ, с 2015 по 2019 год количество лесных пожаров в стране увеличилось на 20,1% и достигло 13,6 возгораний за сезон, площадь пройденная огнем увеличилась в 3,8 раза – более чем до 10 миллионов га.

Главная причина тяжелой пожароопасной обстановки – нехватка финансирования. Охрана лесов – федеральные полномочия. Но они переданы на региональный уровень. А вот деньги  с ними федеральный центр передать позабыл, отмечается в сообщении пресс-службы Михаила Щапова. В результаты лесные территории получают от силы 20 процентов от необходимых сумм. Следствие крайне скудного федерального «пайка» – нехватка людей и техники.

Изменить эту ситуацию можно двумя способами: либо федеральный центр дает территориям столько денег, сколько им действительно необходимо на охрану лесов, в том числе от пожаров. Либо забирает эти полномочия обратно и показывает, как на выделяемые деньги бороться с огнем, убежден депутат Государственной думы Михаил Щапов. В 2019 году он внес законопроект о передаче полномочий по тушению лесных пожаров с регионального на федеральный уровень.

– Это сосредоточит и деньги, и ресурсы, и рычаги управления, и, что самое главное, ответственность в одном месте, – пояснил депутат. – Ведь есть и еще одна причина разрастания лесных пожаров – неразбериха. У нас за тушение лесных пожаров отвечает пять различных ведомств! Региональные министерства лесного комплекса, или их аналоги, отвечают за земли лесного фонда. Структуры министерства обороны отвечают за леса на своих землях. Лесами на особо охраняемых природных территориях федерального значения занимаются федеральные учреждения, заповедники или национальные парки. Муниципалитеты должны следить за лесами на землях поселений. Если гореть начинают поселки, то в дело включается МЧС. Заниматься чужой территорией ведомства по закону не могут. Но огонь границ не разбирает.

Правда, правительство вынесло отрицательное заключение на инициативу иркутского депутата. Выяснилось, что «создание пожарных подразделений на федеральном уровне потребует увеличения численности работников и дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на их содержание и материально–техническое обеспечение». Но автор, то есть Михаил Щапов, источников  якобы не предложил. На самом деле в законопроекте указан источник средств: взять те деньги, которые передаются сейчас регионам на лесные полномочия. Иными словами, правительство признало, что охранять и тушить леса на предусмотренные бюджетом суммы нереально. Но взять на себя ответственность не захотело, отмечают в пресс-службе парламентария.

Более того, оставило без внимания замечания Госдумы к методике расчета лесных субвенций – сумм, которые их федерального бюджета поступают в регионы на охрану и защиту лесов. В 2019 году депутаты проанализировали методику, нашли в ней массу пробелов и потребовали от кабинета министров ее изменить.

– Например, Лесной кодекс требует охранять от пожаров все леса, независимо от категорий. В то же время по методике федеральный бюджет деньги выделяет только на тушение лесных пожаров в эксплуатационных и защитных лесах. Между тем,  в соответствии с Лесным планом в Иркутской области 27% лесного фонда – это резервные леса. В методике они не учитываются. Получается, больше четверти нашей тайги никак не обеспечена  деньгами, – отмечает Михаил Щапов. – Как выяснилось, не учитывает методика и удаленность лесных территорий, отсутствие инфраструктуры – в виде лесных дорог, просек и т.п. Нет в ней расходов на ГСМ и запчасти к лесопожарной технике.

Серьезных поправок в методику так и не последовало. Более того, оказалось, что единственное серьезное вложение в охрану лесов со стороны центра – покупка пожарной техники в рамках нацпроекта «Экология» не привело к тому эффекту, что ожидался, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. По результатам проверки Счетной палаты, опубликованным в январе нынешнего года, применить приобретенные пожарно-химические станции регионы могут примерно на 16 процентах площади лесов. Остальная территория просто недоступна для наземного транспорта – из-за гористого рельефа, крайней удаленности от обжитых мест, отсутствия лесных дорог. Эти неохваченные пространства, как указывают аудиторы Счетной палаты,  относятся «к зонам авиационного обнаружения и тушения» и к зонам «исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения».

До прошлого года на значительной их части пожары вообще не тушили. Логика была такова: люди там не живут, хозяйственной деятельности не ведется, а траты на тушение пожара подчас больше, чем предполагаемый ущерб. Огонь только контролировали.

Однако в прошлом году Минприроды РФ распорядилось сократить такие зоны контроля. В Иркутской области их площадь уменьшилась  с 32 млн до 9 млн га.

– Конечно, доступнее эти территории не стали. А значит, чтобы тушить там пожары понадобились дополнительные самолеты и вертолеты, аэродромы подскока –  где воздушные суда могут дозаправиться и закачать воду. Выросла штатная  потребность в пожарных-десантниках. Только в Иркутской области по оценками регионального Минлеса на все это области единоразово требовалось  дополнительно два миллиарда рублей. Однако дополнительными средствами на тот момент приказ подкреплен не был, Очевидно, что при таком отношении регионы просто не справляются с нарастающим огненным фронтом, – отмечается в сообщении пресс-службы Михаила Щапова.

Счетная палата по итогам проверки указала, что в условиях быстро меняющегося климата, потепления на большей части территории России, необходимо корректировать сложившуюся практику лесопожарной работы. Возврат лесных полномочий  мотивирует федеральные органы власти на системное отношение к проблеме лесных пожаров, полагает Михаил Щапов. Ведь когда будет один ответственный, будет понятно, с кого спрашивать.

– В конце концов, лес – это общенациональное достояние, достояние все страны, справедливо, что и беречь его от огня будет вся страна в лице федерального центра. Тем более, что пожары не знают не только ведомственных границ, но и административных – между краями и областями. Сосредоточение сил и средств в одних руках позволит оперативно перебрасывать людей и технику туда, где они нужнее, а значит эффективнее бороться с огнем, – резюмировал депутат.

 
Отслеживать: Досье раздела
Современный Китай: мифы и реальность
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)