Политическая жизнь в Иркутской области | |
14.03.2019 |
Столичная пресс-конференция губернатора: о чём умолчал Сергей Левченко? |
|
Москва, 14.03.19 (ИА «Телеинформ»), - Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 12 марта в очередной раз дал пресс-конференцию журналистам федеральных СМИ. Традиционно глава Приангарья отчитался перед ними об успехах своего правления, не забывая сравнивать свои достижения с результатами 2015 года, когда он принял область после губернаторских выборов. О проблемах губернатор предпочёл умолчать. Зачем глава Иркутской области из года в год созывает московские пресс-конференции, понять сложно, тем более, что особого отклика в виде публикаций в федеральных СМИ после них нет. Основной «выхлоп» с минувшей встречи с журналистами один: ситуация вокруг завода в Култуке, в отношении которого Сергей Левченко, несколько лет назад самолично внёсший объект в реестр инвестиционных проектов региона, резко сменил риторику, заявив, что считает предприятие бесперспективным. К слову, в интернете имеется полная запись выступления Сергей Левченко, в котором он описывает, как Иркутская область становится всё более благополучной и процветающей. То, что не заинтересовало прессу в Москве, весьма любопытно для местных медиа. Например, губернатор не обошел вниманием такую свою «инновацию», как разработка и принятие Госплана и «пятилеток», которые должны продвинуть Иркутскую область на «экономический Олимпп. При этом Сергей Левченко сообщил, что «Госплан ведём с 2015 года». Возможно, это и так, только публично глава региона впервые озвучил свою «социалистическую программу» в 2017 году, и то она касалась всей страны. Про госпланирование в отдельно взятой Иркутской области заговорили лишь в прошлом году. Сам проект Госплана предполагалось подготовить к 1 ноября 2018 года, а дать старт первой «пятилетке» в регионе – с начала 2019 года. Однако, до сих пор ни пятилетки, ни Госплан документально не оформлены, обсуждения их нигде не велось и в глаза их никто не видел. Есть и другая тема, в которой имеются противоречия. Так, Сергей Левченко открыл своё выступление с напоминания про «бюджетную дырку» в 5 млрд рублей, которая образовалась в конце 2015 года, и доходной частью областной казны в 97 млрд рублей. – Это не позволяло более или менее комфортно закончить год, потому что не хватало на первоочередные вещи, в первую очередь, на зарплаты. Прошлый год мы закончили с доходной частью 163,5 млрд рублей. За три года мы увеличили доходы на 70%, профицит бюджета составляет 12,5 млрд, – сообщил губернатор. Глава Приангарья отчитался и об увеличении отчислений в федеральный бюджет, о двукратном снижении госдолга, о росте инвестиций и «бонусов» от российской казны, снижении уровня «теневых доходов». Цифры не врут и это можно было бы назвать чудесным экономическим прорывом Иркутской области, если бы не одно «но». По словам Сергея Левченко, в условиях «аховых финансовых результатов» 2015 года областному правительству пришлось работать по двум взаимоисключающим программам. С одной стороны была принята антикризисная программа на весь последующий год, которую якобы в итоге удалось закончить за полгода, с другой стороны – программа развития. О какой программе развития идёт речь, непонятно. В официальных документах и выступлениях информации о ней найти не удалось, зато на ум приходит Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года, о разработке которой губернатор заявил ещё в 2015 году, но документ не принят до сих пор и неясно, когда, наконец, он у региона появится. Что касается результатов антикризисной программы, то тут можно обратиться к статистике налоговой инспекции и Иркутскстата. По данным УФНС по Иркутской области, объёмы налоговых отчислений в бюджет Приангарья неизменно растут, начиная чуть ли не с 2011 года. То есть доходная часть казны начала ежегодно увеличиваться задолго до прихода Сергея Левченко. Основная часть приходится на налог на прибыль организаций. Если проанализировать данные УФНС, начиная с 2015 года, то становится понятным, что рост обеспечивается за счёт развития нефтяной отрасли на севере региона, которая находилась на подъёме последние лет пять. Об этом, по крайней мере, говорили ещё в 2013 году, и именно прошлый состав правительства принимал долгоиграющие решения по поддержке этого сектора экономики. Не стоит забывать и о том, что свою роль сыграло и повышение курса доллара, а также ростом мировых цен на нефть. Цифры Иркутскстата, в свою очередь, красноречиво показывает, что помимо «нефтянки», остальное промпроизводство в упадке. Он наблюдался на протяжении всего 2018 года. В итоге по сравнению с 2017 годом промышленное производство в Иркутской области сократилось на 0,6%: при росте добычи полезных ископаемых на 5,4% в обрабатывающих видах деятельности допущен спад на 8,1%. Ещё один из основных секторов экономики Иркутской области – это лесопромышленный комплекс. Губернатор на столичной пресс-конференции заявил, что ещё три года назад в регионе насчитывалось 300 предприятий, которые получили право добывать лес, но были не зарегистрированы в Иркутской области как налогоплательщики. Эту ситуацию, говорит Сергей Левченко, удалось переломить. – Мы на первом месте по объёму заготовки леса, потому что у нас самые большие запасы. Индекс промышленного производства 107,6%, за год мы увеличили переработку лесных ресурсов. Если вы посмотрите, сколько добывается, то можно увидеть, что последние три года цифры не меняются, а доходы увеличились в 4,7 раза, – говорит Сергей Левченко. При этом, добавляет губернатор, объёмы незаконных рубок за год сократились почти на половину. Однако про претензии со стороны прокуратуры Сергей Левченко не упомянул. «Чёрных» лесорубов в Иркутской области сменили другие – официальные – дровосеки. Совсем недавно глава Байкальской природоохранной прокуратуры Сергей Зенков заявил о троекратном приросте санитарных вырубок. Под их видом происходит коммерческая заготовка древесины. Эти махинации уже привели к громким уголовным делам. Например, фигурантом стал глава регионального Минлеса Сергей Шеверда, при этом дело в отношении него затягивается через витиеватые схемы. Сергей Левченко также акцентировал внимание на «достаточно эффективной системе работы с муниципалитетами». – За три года на 4,5 млрд рублей увеличены дотации муниципалитетов. Муниципальный уровень отделён от государства, но мы установили гибкую схему, чтобы поощрять тех, кто лучше работает, – говорит он. Эти слова для тех, кто следит за развитием событий в Иркутской области, по меньшей мере вызывают удивление. Стоит только вспомнить, с каким боем муниципальные образования и депутаты Заксобрания Иркутской области добивались перераспределения налоговых отчислений. Областные власти тогда настаивали на том, что общая финансовая помощь местным бюджетам снизится, а получилось всё наоборот. Или как правительство Иркутской области отказалось в прошлом году вносить корректировки в бюджет на июньской сессии ЗС, рискуя оставить муниципалитеты без денег на подготовку к зиме и выплату зарплат. Прозвучала также тема капитальных ремонтов. Сергей Левченко отметил, что в Иркутской области в 2015 году был план отремонтировать всего 95 домов из 17 тысяч, которые требуют этих работ. – Такими темпами дома ремонтировали бы больше 117 лет. Мы довели их до 800, более чем в 8 раз увеличили. И этого недостаточно. Я думаю, нам надо выходить на 2 тысячи в год. Такая задача стоит на ближайшие годы, – заявил он. Между тем, в Иркутской области по итогам 2018 года есть проблемы с проведением капремонтов. Так, нарастает скандал с заменой лифтов, из-за которых десятки жителей многоэтажек оказались заперты в своих квартирах. Как выяснилось, у подрядчика, явно аффилированного с семьёй губернатора, на выполнение работ не оказалось ни сил, ни компетенции. Мало того, что большинство лифтов до сих пор не введены, так ещё и рабочие выполняют свои обязанности некачественно: то просверлят дыру в жилую квартиру, то так установят лифт, что он может пролететь вниз несколько этажей. Представители подрядчика во всех бедах винят кого угодно, не признавая ответственности. |