Политическая жизнь в Иркутской области | |
11.12.2024 |
Талибан*** планируют убрать из списка запрещенных – комментируют иркутские политологи |
|
Госдума РФ на заседании 10 декабря 2024 года приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий возможность исключения движения Талибан*** из списка запрещенных организаций в России. Комментируют иркутские политнаблюдатели. Авторами проекта закона (№778284-8) стала группа парламентариев, среди которых сенаторы Андрей Клишас, Андрей Яцкин и Юрий Федоров, а также депутаты Василий Пискарев, Андрей Луговой, Дмитрий Вяткин, сообщает Согласно законопроекту, запрет деятельности организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими, может быть временно приостановлен по решению суда РФ на основании заявления генерального прокурора РФ или его заместителя при наличии фактических данных о том, что такая организация после включения ее в указанный список прекратила осуществление деятельности, направленной на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма. Сейчас в законодательстве РФ не предусмотрен механизм, допускающий приостановление запрета деятельности такой организации. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение обозначенного правового пробела. После вступления в законную силу судебного решения сопутствующие изменения будут вноситься в список террористических организаций, предполагает законопроект. Законопроектом также вносятся корреспондирующие изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ (в части определения порядка производства по административным делам о временном приостановлении запрета деятельности организации, включённой в список террористических организаций), а также в федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части конкретизации оснований для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
– Давайте об очевидном. Наличие или отсутствие приписки об осуществлении организацией террористической деятельности сути этой организации не изменяет. Эта приписка могла справедливо или необоснованно появиться в некий период времени – с тех пор она подпадает под стереотипное отношение и удостаивается негативной реакции при одном лишь упоминании. Я не собираюсь обелять Талибан*** (пока еще террористическая организация), но текущее положение дел в Афганистане показывает, что талибы – это поддерживаемая населением политическая сила. Больше того – это правящий режим. Звать их террористами в действующих условиях – это все равно, что признать террористической организацией партию республиканцев в США. У русского населения, чьи «осознанные» лета пришлись на Афган и вторую Чечню, с Афганистаном свои специфичные ассоциации – собственно, негативные. Развенчание образа Талибана*** как террористической организации пока что вступает в диссонанс со случившимся историческим опытом. Но вопрос решаемый – решается привыканием.
– По поводу внесения в законодательство поправок, предназначенных для выведения движения Талибан*** из списка запрещенных, у меня возникают вопросы. И дело даже не в Талибане***. Пусть суд проведет следствие (как он это сделает – отдельный вопрос) и разберется, перестали ли члены движения пропагандировать и делать то, за что их запретили ранее. Мои вопросы – о качестве законотворческой работы и законодательства в России. Закон – это нормативный правовой акт. Слово «нормативный» в этом словосочетании означает, что устанавливаемые им нормы должны применяться в большом количестве разнообразных ситуаций для регулирования сходных правоотношений. Разрабатывая такой акт, законодатель по умолчанию должен пытаться предусмотреть как процедуру присваивания статуса запрещенной организации, так и его снятия. Сам факт того, что законодатель позаботился о наделении, но только сейчас увидел пробел со снятием статуса, вызывает некоторое удивление. Если бы с таким отношением к делу подходили инженеры, то у нас были бы машины, которые могут разгоняться, но не умеют тормозить, бесполезные батарейки с одним полюсом, самолеты только для взлета. Про безответственный подход в медицине тоже думать страшно. Но в законотворчестве, оказывается, можно сделать вход, но не сделать выход, или забыть о правовой определенности. Очень люблю, когда причастные к законотворчеству говорят: «Ну, мы приняли и теперь посмотрим, как это будет работать». Да, вот именно так и будет работать...
– Мне очень не нравится Талибан***. Это религиозные радикалы и пуштунские националисты, которые тащат Афганистан в средневековье. Но сам закон при этом разумный: так как организация фактически контролирует страну, Кремль ведёт с ней переговоры и обменивается делегациями, то сохранять ее в реестре запрещённых было бы лицемерием. Тем более, что насколько я помню, последние враждебные действия талибов*** против Москвы – поддержка боевиков на Северном Кавказе и призывы к джихаду – были во время Второй Чеченской войны. С той поры между двумя сторонами был скорее нейтралитет и сложные переговоры. Другое дело, что признание в талибах*** людей, с которыми можно разговаривать, не должно автоматически делать их единственно возможными представителями Афганистана. Если есть возможность поддержать более светские и прогрессивные силы, как это делал когда-то Советский Союз, это нужно делать. Хотя, конечно, не военными средствами.
Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:
|