ТЕМЫ
Архив
< Февраль 2025 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    
Сегодня
Новости образования в Иркутской области

Быть ли опорному университету в Иркутске? Туманное будущее высшей школы комментируют губернатор Левченко и федеральные эксперты

Иркутская область, 30.10.15 (ИА «Телеинформ»), - Перспективы создания опорного университета в Иркутске остаются туманными. Как сообщил на пресс-конференции 29 октября губернатор Сергей Левченко, он пока не видит весомых аргументов в пользу объединения вузов. Между тем, слияние учреждений высшей школы (либо двух-трех, либо большего количества) является с подачи Минобрнауки РФ непременным условием допуска к конкурсу на получение статуса опорного университета.

В целом, Сергей Левченко критически отозвался о реформе высшей школы и реформировании Академии наук:

— Я встречался с большинством ректоров наших учебных заведений и вижу их большую озабоченность тем, что вузы, которые они возглавляют, в число опорных университетов не попадают, — поделился губернатор. — На этой неделе я встречался с президиумом Иркутского научного центра СО РАН. Эта организация до сих пор переживает реформу академической науки, при этом по первым трем годам ее реализации уже можно сделать вывод, что никаких позитивных результатов реформа не принесла, однако, ее продолжают, и представители научного сообщества не знают, чем все это закончится.

Сергей Левченко обратился к президиуму с просьбой сформулировать объективное консолидированное мнение по реформе высшей школы и позицию по созданию опорных университетов. Как считает губернатор, пока слишком мало достоверной информации, чтобы делать какие-то выводы.

— Мы пользуемся той информацией, которая звучит на предварительных совещаниях, проходящих в федеральном Минобрнауки, а также разными слухами о показателях, по которым вузы будут отбираться в качестве опорных. Так вот, к великому нашему сожалению, высокообразованный центр — город Иркутск — для той реформы, которая там наверху задумана, мягко говоря, не слишком подходит, — констатирует губернатор. — Там задача ставится чисто количественная: для того, чтобы претендовать на статус опорного университета, нужно соответствовать каким-то количественным показателям — сколько студентов на дневной форме обучения, сколько рублей в бюджете вуза, ну и еще несколько критериев, по которым наши вузы выглядят неблестяще и имеют мало шансов попасть в число опорных.

Далее Сергей Левченко прокомментировал разные мнения, которые в настоящее время циркулируют в кругах научно-образовательной общественности по поводу его позиции (дело в том, что позиция региональной власти по опорному университету обязательно учитывается Минобрнауки и от губернатора в данном случае многое зависит).

— Кто-то приценивался – буду ли я поддерживать объединение на базе классического университета. Другие говорили, что я вообще за объединение всех вузов. Моя же позиция на сегодня такая: я за то, чтобы наши вузы оставили в покое, — заявил Сергей Левченко.

Глава региона скептически оценивает возможность каких-либо иркутских вузов, даже в случае объединения, попасть в число первой партии опорных университетов (их предполагается создать 15 по России).

— Но даже если мы что-то со всеобщего консолидированного согласия будем объединять, то делать это нужно, оценив все последствия и просчитав конечный результат, — подчеркивает губернатор. — Я не смогу вам сказать сейчас, будем ли мы объединять вузы и как. Прежде хочу встретиться с министром Ливановым, и уже не пользуясь слухами, понять, есть ли возможность избежать насильственных действий и как будут оцениваться наши усилия по объединению. Но, с какой стороны не посмотри на эту реформу, безубыточного варианта не видно.

Насколько серьезны планы Минобрнауки по созданию сети опорных университетов, Телеинформ попытался выяснить у федеральных экспертов.

Сами по себе планы по созданию опорных университетов - порочны, считает глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков:

- Идея формирования опорных вузов чем-то напоминает инициативу по созданию совнархозов в хрущевские времена. Тогда пытались объединить необъединяемое, причем, якобы с благими намерениями - чтобы поднять народное хозяйство. Сейчас нечто подобное происходит с системой высшего образования. Совершено понятно, что в результате таких изменений будет разрушено отраслевое высшее профессиональное образование в регионах. Что будет взамен? Взамен, я уверен, мы получим непонятные конгломераты, в которых не будет осуществляться подготовка необходимых для регионов специалистов. Опорные университеты – это изначальная глупость, которая навеяна идеями американских советников, продолжающих активно работать на базе Высшей школы экономики. Насколько мне известно, именно они и пытаются протолкнуть эту идею. Им очень не нравится, что в ряде регионов работают очень активные и успешные отраслевые вузы. Надо понимать, что небольшой отраслевой вуз, работающий в регионе, играет огромную роль. Там не нужен какой-то огромный университет федерального значения. Ликвидируя небольшие отраслевые вузы, мы фактически подсекаем систему развития хозяйства в этих регионах. Собственно, именно с этим, на мой взгляд, и связана идея опорных вузов.

Я могу сказать, что губернатор Иркутской области Сергей Левченко, который противится идее создания опорных вузов в регионе, большой молодец. Я думаю, что его примеру последует еще ряд умных региональных руководителей. Те вузы, которые откажутся принимать участие в этом процессе, рискуют попасть под административный пресс. На них начнут давить со стороны министерства и административных органов. Ректорам вузов начнут срезать финансирование. Их поставят в очень тяжелые финансовые условия, и они будут вынуждены соглашаться на внедрение новой системы. Кончится это достаточно плачевно: ряд умных ректоров, которые будут принципиальными противниками этой идеи, просто покинут свои посты. На их место посадят послушных дурачков или же откровенных проходимцев. Очевидно и то, что в ряде регионов совершенно четко прослеживается схема рейдерских захватов под маркой создания опорных университетов. Предприимчивые деятели будут пытаться собрать наиболее привлекательную недвижимость региональных вузов в один кулак, чтобы в дальнейшем использовать ее в своих коммерческих целях.

Но как быть, если голоса противников идеи опорных вузов не будут услышаны? К чему готовиться образовательной общественности и региональным властям? Свой взгляд представил председатель экспертного совета АНО «Институт политического анализа и стратегий», доктор политических наук Дмитрий Нечаев:

— Изначально создание правительством РФ и профильным министерством опорных вузов в ряде российских регионов рассматривалось мною как меньшее зло.

Более худшим вариантом для системы высшего образования было бы оставить все так, как есть и как было. А именно - наличие огромного количества государственных вузов, их филиалов и соседствующих с ними негосударственных высших учебных заведений, конкурирующих за уменьшающийся год от года сегмент абитуриентов.

То есть налицо отсутствие не только какой-либо внятной стратегии развития высшего образования, но и, в целом, внятной логики правительственных действий.

На мой взгляд, начавшийся процесс становления опорных вузов имеет определенные позитивные шансы на успех в среднесрочной (4-5 лет) и долгосрочной (10-15 лет) перспективе. Почему? Во-первых, такие планы являются результатом согласованной политики федеральной и региональной власти. Во-вторых, они отвечают интересам развития территорий. И, в третьих, эти действия благоприятно будут восприняты в бизнес- сообществе и широком общественном мнении субъектов РФ.

Если юридически институционализация опорных вузов завершится в ближайшие год-два, то первоначальный эффект в образовательной и научной деятельности данных учреждений скажется через три-пять лет. И скажется это на: а) качестве профессиональной подготовки студентов (она будет лучше), б) на региональных программах подготовки выпускников, в соответствии с нуждами и запросами регионов (такие программы должны быть во всех субъектах РФ), в) на повышении престижа высшего образования в современных условиях, которое сулит почти гарантированное трудоустройство, неплохую зарплату и повышения статуса в обществе. И, самое главное, на становлении новых научных школ в данных вузах, которые будут иметь условия, соответствующее оборудование и кадры ученых.

Конечно, я далек от мысли видеть этот процесс только с позитивной стороны. Наоборот, он будет весьма противоречивым. Такие перемены и трансформации, правовые и ментальные, приведут и к недовольству в среде профессорско-преподавательского состава и среди части студенчества (объединения вузов имеют иногда драматический характер, вспомним процесс слияния двух тамбовских вузов).

Далее — становление опорных вузов несет в себе параллельный негатив, выражающийся в фактическом выдавливании негосударственных учреждений в территориях (с этим также нужно что- то делать).

И, наконец, мы столкнемся и с определенными региональными различиями в данном процессе. Успешные в социально-экономическом развитии регионы это сделают оперативно и с высоким качеством, в проблемных регионах это породит дополнительные трудности, в разрешении которых будут принимать участие федеральные ведомства.

Стоит напомнить, что в Иркутске ректор одного из ведущих вузов, ИГУ, Александр Аргучинцев уже поделился публично своей точкой зрения на процесс возможного включения университета в гонку за статус опорного вуза. Ректор не исключает, что для этого нужно будет объединиться с отраслевыми вузами – ИГМУ, ИРГУПС и ИГАУ им. Ежевского. При этом Александр Аргучинцев замечает в своем блоге:

— Участие в конкурсе опорных университетов невозможно без поддержки регионального правительства и лично губернатора, и, конечно, планируя возможные объединения вузов, нужно исходить исключительно из целесообразности и эффективности этих процессов для будущего нашего региона.

За создание опорного университета в Иркутске на сессии ЗС 30 октября высказался и первый замгубернатора Иркутской области Виктор Игнатенко. «Это проект федеральный, в перспективе предполагает создание трех видов университетов – федеральные, научно-исследовательские институты и опорные. Все остальные станут колледжами, где будут готовить бакалавров. Это мировая практика, – прокомментировал он. – Я считаю, что Иркутской области нужно участвовать в этом проекте».

Преимуществом системы опорных вузов является тот факт, что эти университеты в первые три года функционирования, помимо обычного финансирования, плюсом получат 600 млн. рублей. Это должно стимулировать вывод высшей школы на внутрифедеральный уровень конкуренции.

«У нас в стране сейчас 3,5 тысячи вузов, уровень образования не очень хороший. Создание опорных вузов – это вызов времени. Если мы не поработаем над этим, то наша высшая школа потеряет конкурентоспособность на фоне соседних регионов, – говорит первый замгубернатора. – В Красноярске уже создан Сибирский федеральный университет, в Бурятии тоже работают над созданием сильного опорного университета. Если мы не создадим мощный вуз в Иркутской области, молодежь и дальше будет уезжать отсюда».

Опорные университеты будут формироваться на конкурсной основе. На первом этапе в целом по России предполагается создать 15 таких вузов, на втором этапе – 30-40. «Я считаю, что нам нужно постараться попасть в первый этап, потому что, как правило, на второй-третий этапы денег не хватает», – говорит Виктор Игнатенко.

Он также отметил, что теоретически в Иркутской области можно создать два опорных университета, однако нужно оценить, целесообразно ли это. «Мировой опыт показывает, что только крупные университеты могут выдерживать конкуренцию. Нам надо подумать: распыляться на два опорных вуза или создать один мощный, наравне с ИРНИТУ», – резюмировал первый замгубернатора.

 
Отслеживать: Досье раздела
Новости образования в Иркутской области
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
  • Все права защищены © ООО «ИРА Телеинформ». Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на i38.ru (для интернет-СМИ) или на ИА «Телеинформ» (печатные, эфирные СМИ)
  • Дизайн-концепция © «Gombo Design». Верстка и техническая поддержка © «БайкалТелеИнформ»
  • Регистрационный номер — ИА № ФС 77 - 75717, выдан 24.05.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
  • онлайн курсы бровиста