Новости образования в Иркутской области | |
16.09.2020 |
«Точка будущего» в Иркутске: школа 22 века в столице Приангарья |
|
Иркутск, 16.09.20 (ИА «Телеинформ»), - В Иркутске 14 сентября официально открыли образовательный комплекс «Точка будущего», аналогов которому в России пока нет. Учреждение, построенное на деньги частного инвестора, обеспечивает абсолютно бесплатным образованием как дошкольников, так и школьников. Главная цель – подготовить детей к принятию осознанных решений во взрослой жизни. О том, как в Иркутске появился такой проект и какова его «начинка» – в материале Телеинформа. От детского дома к образовательному центруПроект задумали в 2013 году, и сначала он носил название «Умная школа». Его автором стал частный инвестор Альберт Авдолян, который учредил благотворительный фонд «Новый дом». Председателем попечительского совета стал глава Ростеха Сергей Чемезов. – Изначально мы планировали построить детский дом. В Иркутской области на сегодня насчитывается около 16,5 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Это один из самых высоких показателей по России. Ещё одна причина, почему мы решили строить именно в Иркутске, потому что Приангарье и для меня, и для Альберта Авдоляна – малая родина, где мы жили, учились, – сказал на открытии школы Сергей Чемезов. Постепенно идея построить детдом трансформировалась в инициативу создать большой образовательный комплекс, в концепцию которого была бы интегрирована помощь в адаптации детей из приёмных семей. – Не хотелось просто строить детский дом и отвязаться от этой темы, хотелось реально помочь этим детям. Когда мы заказали исследование, мы потом посмотрели, что чтобы успешно адаптировать приёмного ребёнка в социуме, нужен не отдельно построенный детский дом, где дети живут обособленно, а необходима среда, в которой детей из приёмных семей будет не больше 15%, – пояснил Альберт Авдолян. Итоговая стоимость строительства на сегодня составила 6 миллиардов рублей. Чтобы обеспечить проект таким финансовым наполнением и был создан благотворительный фонд, куда пожертвования вносили «многие наши знакомые», говорит глава Ростеха, отмечая, что Альберт Авдолян и сам вложил немалые личные средства. На содержание комплекса ежегодно будет уходить около 600 миллионов рублей. При таких суммах неизбежно встаёт вопрос об обеспечении дальнейших расходов. – Мы рассматриваем множество моделей, при которых благотворительный фонд смог бы самостоятельно обеспечивать себе прибыль. Некоторые компании, которыми я владею, будут передавать безвозмездно в фонд часть своих доходов. Будем делиться, отдавать десятину, – прокомментировал меценат. – Есть ещё международный опыт, когда выпускники школы вносят свой вклад в её развитие. Мы надеемся, что сможем сделать её для них вторым домом. Отметим, Альберт Авдолян является создателем компании Yota, также он имеет контроль над Якутской топливно-энергетической компанией, миноритарную долю в крупнейшем в России месторождении коксующегося угля Эльга. Футурстичная школа в «иркутской Барвихе»«Точка будущего» находится в престижном районе города на Чертугеевском полуострове, который авторы проекта на открытии назвали «иркутской Барвихой». Учреждение разместилось на площади 21 га, общая площадь построек – 30 тысяч квадратных метров. В комплекс включены детский сад, младшая и старшая школа, а также посёлок для приёмных семей, целиком подключённые к городским коммунальным сетям. Проект, нетипичный для Иркутска, выполнен датчанами, выигравшими международный архитектурный комплекс. Затем концепцию совместно с местными архитекторами адаптировали под иркутские, в том числе, климатические условия. Само строительство началось зимой 2017-2018 годов, подрядчиком на работах выступала турецкая компания. По разработанному проекту «Точка будущего» представляет собой несколько корпусов, расположенных по кругу и объединённых одной крышей – весьма нестандартная архитектура вообще для российских регионов. – Проект по своей сути очень метафоричный. Единая крыша, объединяющая разные ступени образования, – это одна большая идея, один образовательный результат, на который они все нацелены, начиная от детского сада и заканчивая старшей школой: готовность и способность распоряжаться своей жизнью. Это то, вокруг чего здесь всё «закручено», – говорит замдиректора учреждения по воспитательной работе Максим Астраханцев. – Сам круг – это метафора костра, вокруг которого собираются люди, делятся своими мыслями, впечатлениями, дружбой. То, что нас объединяет, и легло в основу проекта. Концепция кровли, кстати, позволила и решить вопрос со стационарным размещением детского сада: если остальные корпуса соединены между собой переходами, то дошкольное учреждение, по требованиям должно располагаться в отдельно стоящем здании. Внутри корпусов отказались от типичной для российских школ коридорной системы. Более того, тут практически не найдёшь предметных кабинетов, помимо помещений со специфическим оборудованием. При таком подходе учитель с классом могут занять любой свободный кабинет для урока. Классы, кстати, «развёрнутые»: они широкие, что вкупе с мобильной мебелью и максимальным использованием стен позволяет избежать «камчатки» в кабинете. Двери и стены во всех помещениях – прозрачные, потому часть детей могут заниматься в атриуме. В школе, как отмечает Максим Астраханцев, вообще нет сакральных мест, в которые кому бы то ни было был воспрещён вход. – По всему зданию расположены большие витражные окна, которые решают задачу просматриваемости, прозрачности и включённости. Мы можем прекрасно видеть, что происходить на территории, в других зданиях, – рассказывает замдиректора по воспитательной работе. – Кроме того, у нас много общественных пространств. Архитекторы изначально понимали, что нужно уходить максимально от коридорного типа, потому что кроме как решать задачу трафика коридор ни на что больше не способен. Общественные пространства многофункциональны, что позволяет организовывать события разного масштаба: от уроков до встреч с родителями и театральных постановок. Кроме того, в каждом из корпусов размещены атриумы, где можно как отдыхать, так и проводить какие-то занятия. В корпусах есть несколько спортзалов и бассейн, кроме того, даже переходы насыщены активностью. Здесь можно играть в настольный теннис или аэрохоккей. Как отметил на открытии Альберт Авдолян, то, что уже получил Иркутск – это ещё не финал строительной части проекта. В будущем планируется построить несколько дополнительных домов для приёмных семей. Кроме того, уже достигнута договорённость с избранным губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым о выделении участка рядом с образовательным комплексом, где организуют парковку и построят жильё для педагогов учреждения, которое будет предоставляться бесплатно, а также небольшую гостиницу для гостей центра. Несмотря на то, что школа возведена в элитном районе Иркутска, создатели позиционируют её не как элитарное закрытое учреждение для сливок общества, а как место, где может учиться каждый. А архитектура не только является образчиком современных требований к эстетике зданий, но и отвечает образовательным задачам, поставленным перед комплексом. «Дети сами как краски»В образовательный центр «Точка будущего» набирают детей со всего города. Никакого конкурса, специального отбора не проводится. В основе образовательной деятельности – социальная модель инклюзии, и обеспечением особых образовательных потребностей будет охвачен каждый ребёнок. – К нам приходят разные дети. У нас нет такого понятия, что мы работаем с особенными детьми с точки зрения ограниченных возможностей здоровья. Мы понимаем, что особые образовательные потребности – это вообще про всех. У любого ребёнка они могут быть, неважно, есть ли какие-то физические ограничения по здоровью, или определённый социальный статус. У нас нет какой-то сегрегации и стигматизации, все в этом отношении равны, – говорит замдиректора «Точки будущего». В детском саду предусмотрено 10 групп: по две младших и средних, а также по три старших и подготовительных наполняемостью по 18-20 человек. В муниципальную очерёдность «Точка будущего» не включена, поскольку учреждение негосударственное. В стандартной групповой ячейке все помещения отделены друг от друга стеновыми панелями, которые можно при желании сдвинуть. В игровых комнатах – приятный бонус для малышей: на стенах можно рисовать. – Нужно отметить, что взрослые обычно пытаются сделать пространство очень детским, наполнить его картинками, изображениями, жирафиками самыми разными. Здесь сознательно сделан очень чистый дизайн во всём корпусе. Мы считаем, что главные наши цвета – это сами по себе дети. Поэтому всё использовано как фон, всё это можно обыграть, дети приносят свои собственные краски, потому не увидишь тут готовых решений в дизайне. Всё, что сделано, сделано так, чтобы это было интерактивно, – делится директор по развитию образовательного центра «Точка будущего» Константин Серегин. Помимо групповых ячеек в детсаду предусмотрены творческие мастерские как для групповых, так и для индивидуальных занятий: под эти цели отведены разные залы. Все материалы, которые использовались в наполнении помещений, – экологичны и возрастосообразны. Нестандартный подход был использован и к уличным площадкам. В обычных детсадах за каждой группой закреплена отдельная площадка, при этом они все идентичны. – У нас было понимание, что не могут быть площадки одинаковыми, потому что могут быть разные сценарии их использования. Вот те 10 площадок, которые у нас представлены, наполнены разными смыслами и метафорами. Проектировали площадки иркутские архитекторы, – говорит Максим Астраханцев. Самое главное, что каждая площадка не закреплена за конкретной группой и воспитатели могут их менять в зависимости от задач, которые перед собой ставят педагоги. Школа жизненного выбораВ штате образовательного центра «Точка будущего» на сегодня числится около 160 педагогов, психологов, тьюторов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов. Каждый из них прошёл переподготовку, а одно из главных условий – принять концепцию, которая запостулирована в учреждении. – В 2017 году стартовала первая программа подготовки административных сотрудников, мы проходили обучение, по количеству часов сопоставимое со вторым высшим образованием, защищали свои проекты, после чего некоторым людям было предложено трудоустройство, а часть остались в резерве, – рассказывает Максим Астраханцев. – В 2018 году началась реализация большой программы подготовки педагогов. Важным принципом было то, чтобы мы работали на всю систему образования города и области. У нас на ту программу заходили около 600 человек. Мы надеялись на то, что учителя, прошедшие у нас подготовку, будут проращивать полученные идеи у себя в школах. В коллективе – и педагоги с опытом, и молодые специалисты, и люди, которые ранее в школе не работали. Директором учреждения стала Наталья Воробьёва, раньше трудившаяся заместителем директора по научно-методической работе в Иркутском региональном колледже педагогического образования. – У нас есть экспериментариум-лаборатория, в которой предусмотрено устройство для гидро- и аэропоники, где дети могут проводить первые опыты по выращиванию и селекции растений. Учитель биологии здесь, как раз, в первую очередь биолог, который занимался исследованиями, но очень заинтересовался нашей идеей. И у детей мы тоже видим отклик, им очень интересно именно с практиками заниматься, – рассказывает Максим Астраханцев. Высококвалифицированные кадры обеспечены и самой передовой материальной базой: от персональных ноутбуков-трансформеров для школьников, в которые загружены учебники, до технологичного оборудования. Пространство учреждения персонал условно делит на «руки», «голову» и «сердце» школы: со своими уникальными практиками «Точка будущего» обучает детей как практическим, так и творческим навыкам. Например, предусмотрен модуль, на котором школьники могут научиться делать самый обычный домашний ремонт, медиа-центр, где дети могут постичь азы журналистики и издательского дела, или «кухния» для освоения кулинарного ремесла. – У нас есть большой блок внеурочной деятельности, и каждый ребёнок выбирает для себя то, что ему по душе. Все дети уже составили для себя индивидуальный годовой учебный план. Для нас это очень важно. Когда мы говорим, что здесь реализована модель школы жизненного выбора, мы понимаем, что для того, чтобы потом в 11 классе сориентироваться, чем дальше заниматься, выбор должен сопровождать ребёнка в течение всей его школьной жизни, – комментирует Максим Астраханцев. Тем не менее, образовательная программа как таковая в «Точке будущего» подчиняется ФГОСам, как и во всех школах. Впрочем, коллектив придерживается позиции, что академический успех достигается более эффективно, если в школе ребёнку интересно. ЕГЭ в парадигму выбора, кстати, тоже вписывается: школьник должен понимать, зачем он сдаёт тот или иной предмет. Но «натаскивать» специально на экзамен в школе никто не собирается, важнее обеспечить детей тем багажом знаний, которые ему и без того позволят сдать выпускные испытания. – Конечно, мы работаем на высокий результат, академические знания должны быть. Но мы просто на этом не останавливаемся. ФГОС требует, чтобы в детях развивали и личностные результаты, потому мы про них и говорим. Но если нет культуры высоких академических результатов, то ничего не получится, – говорит Константин Серегин. Из инноваций – две ступени образования: младшая (1-6 классы) и старшая школа (7-11 классы). По словам Максима Астраханцева, в первую очередь это нацелено на учеников 5-6 классов, у которых обычно «проседает» мотивация при классическом делении на уровни обучения. При подходе «Точки будущего» ребята этого возраста, всё ещё оставаясь в младшем звене, знакомятся уже с ролью наставников и готовятся к новому, более взрослому, этапу. Занятия в «Точке будущего» для младшей школы начинаются в 8.00, для старшей – в 8.40. Детей, учащихся в школе, доставляют специальными автобусами со всех районов и обратно утром и вечером. Мощность школы и детского сада – 1 тысяча 22 мест, сейчас учреждение заполнено примерно наполовину, поскольку идет период адаптации для всех. Планируется, что на полную мощность учреждение выйдет к учебному году 2022-2023 годов. Стоит отметить, что для детей предусмотрено бесплатное трёхразовое питание, школа же обеспечивает формой и учебно-методическими материалами такими, как атласы, печатные рабочие тетради, контурные карты и тому подобное. Чтобы попасть в «Точку будущего», родителям необходимо лишь заполнить анкету заинтересованности на сайте учреждения, а затем, когда открывается набор, встать в очередь. Система автоматически отслеживает эту очередность и информирует о том, какую позицию занял конкретный человек в очереди. В прошлом году, говорит Максим Астраханцев, было подано 4,5 тысячи заявки. Само учреждение никого не отсеивает, главное условие – отклик на концепцию школы. – В этом году у нас приёмная кампания началась в апреле, в мае подавались электронные заявления, были сформированы основные и резервные списки, и в августе прошёл очный приём, когда мы просто принимали оригиналы документов. Собственно, в этот момент, когда люди из основной очереди по каким-то причинам отказывались от поступления, у нас была возможность кого-то взять из резервных списков, – пояснил Максим Астраханцев. Особые условия приёма есть лишь у детей сотрудников учреждения, а также у детей из приёмных семей, которые проживают на территории посёлка. Шанс на интеграциюПосёлок для приёмных семей на территории образовательного комплекса – благотворительная линия, ставшая обязательным звеном проекта. Аналогичных идей в России не реализовано нигде. Сейчас здесь живут 19 семей, в которых воспитываются 111 детей. Это семьи не только из Иркутска, а из всех районов и городов Иркутской области. В их распоряжение предоставлены двухэтажные таунхаусы, полностью оснащённые всей необходимой бытовой техникой, мебелью и даже посудой, постельным бельём и тому подобное. Один дом рассчитан на две семьи. Одной из них, в которой воспитываются 11 детей, предоставлен весь дом площадью 190 квадратных метров. Более того, на переезд и обустройство в посёлке семьям благотворительный фонд «Наш дом» подарил по 1 миллиону рублей. – У нас была программа по работе с приёмными семьями, в неё зашли 157 семей. Задача была объяснить им, что они должны включиться в проект, стать его ресурсной основой. Это значит, что все семьи, которые у нас находятся в проекте, дальше по выпуску детей из школы должны брать новых сирот под опеку или попечительство. Это фактически профессионально-ориентированные приёмные семьи, – рассказывает замдиректора по воспитательной работе «Точки будущего». Для сопровождения приёмных семей создана служба социально-педагогической работы, специалисты которой ведут индивидуальные и групповые консультации, тренинги как со взрослыми, так и с детьми. – Наша цель – это адаптация в семье детей, которые туда только попадают, помощь в нахождении общего языка с детьми, которые уже воспитываются. Речь идёт о комфортном взаимодействии именно внутри семьи, – рассказывает семейный психолог Анастасия Горбач. – Для успешной адаптации мы выявляем в семье сильные и слабые стороны, ресурсы, риски и возможности и уже по итогам вырабатываем программу для предотвращения потенциальных конфликтных ситуаций. В целом всей семье должно быть комфортно. С семьями, уже заселившимися в посёлок, сейчас проводятся первичные интервью и составляется общая картина. При этом нет жёстких условий, чтобы в семье были оба родителя. Может быть и один, главное, чтобы у них был ресурс. «Точка будущего» – пока единственная подобная школа в России. Впрочем, уже через несколько лет появится ещё одно аналогичное учреждение. На открытии «Точки будущего» Альберт Авдолян, Сергей Чемезов и губернатора Якутии Айсен Николаев подписали соглашение о намерениях по строительству аналогичного образовательного центра на территории республики Саха. Алёна Кашпарова, Телеинформ, фото представлено пресс-службой образовательного комплекса «Точка будущего» |